собрались в казахстан, но даша неправильно вбила название, и приехали в казань.
сгоняли потупить на майские в казахстан на мангышлак. готовясь к этой поездке, я волновался не меньше, чем при первой поездке на кавказ. по чужим рассказам, опасностей тут полно: все щели в машине забьёт пылью, глаза и рот тоже; от бесконечной тряски вся машина развалится в степи в 200 км от ближайших людей; нигде не будет ловить телефон, а заправка будет одна на всю область и то с продажей дизеля по талонам, ну и воды с собой надо везти на неделю жизни.
оказалось всё намного проще. при желании, преимущественную часть маршрута можно вообще кататься по основной асфальтовой дороге взад-вперёд, съезжая в степь непосредственно к точкам осмотра. нам высоты нашей машины нам хватало едва-едва, чтобы продираться по колеям, просвет ниже уже сделал бы дорогу крайне болезненной, если вообще возможной. заправок вдоль всего маршрута было достаточно для того, чтобы ни разу не пришлось беспокоиться о них, и уж тем более хорошо что не взяли с собой вонючую запасную канистру. вдоль единственной автомобильной трассы каждые 100 км находятся дешёвые, но довольно вкусные шейханы, особенно регулярно они встречаются до города бейнеу, где в поток вливается трафик с узбекистана (битком набитые автобусы или гружёные в три этажа нексиии). так что с голода точно умереть не придётся, даже если вообще не брать с собой еды. гостиниц как таковых мало кроме крупных 3-4 городков (жанаозен, порт шевченко, актау, атырау), но нам этого хватало, а основную потребность в гостинице - помыться, мы нашли как удовлетворять проще - в любом посёлке можно принять за 100 рублей душ. а на такой жаре и пыли раз в 2-3 дня помыться уже хотелось нестерпимо, так что больше 3 ночей подряд в степи у нас не было. будем использовать этот опыт и в других поездках, а то часто и вправду хочется поселиться в гостинице только ради того, чтобы лечь спать чистым.
сначала я переживал, что не взяли с собой ничего для костра (дров, например), но оказалось, что костёр ни разу не был бы уместен: часто был очень сильный ветер, еда была из консервов, а не шашлыки, да и сухие степи не очень располагают к открытому огню. в общем, ни разу по костру не скучали. ночёвки организовывать было проще простого - если в степи, то можно отъехать от своей колеи 10 метров и тут же встать. в темноте по таким местам невероятно, что кто-то поедет мимо, а даже если и поедет, проедут и всё. так что с этим мы вообще не заморачивались, где устали, там и встали. палатка не пригодилась ни разу. во-первых, в машине спать спокойнее. а после неприятного инцидента с пьяными браконьерами на каспии тем более не думали о ней. во-вторых, очень пыльно и ветрено - палатку бы всё время трепало и выворачивало. готовили мы себе гречу, рис или пшено с разными консервами - рыбой, мясом, индейкой. в казани набрали чак-чака к чаю, который кипятили на горелке. мобильная связь в районе посёлочков всегда была, на трассе между ними - нет, а в степи и тем более. но наша выносная антенна для модема работала отлично, в большинстве случаев удавалось даже в отсутствии приёма на телефоне выловить сотни килобит скорости. наша незатейливая стоянка:
полицейские на дорогах нас ни разу не останавливали, праздно документы не проверяли и на деньги не разводили, хотя мы неоднократно встречали их по пути (но мы и не превышали никогда, ехали свои 95 кмч и втыкали по сторонам). однажды даша выехала с заправки в направлении въезда с одностороннего проезда и как раз упёрлась в их машину. то ли из-за благодушия, то ли из-за указанного мной формального отсутствия знаков одностороннего движения - но нас быстро отпустили без последствий. другой раз, когда на стационарном посту стопили сразу ряд машин, у нас проверили истёкшую как 3 дня двухнедельную страховку. вообще за это штраф у них около 9тр, есть скидка при оплате в течении недели как и у нас 50%, то есть фактически 4500. мне стали намекать на 3 тыщи, дал две, и радостно отпустили. кроме этого, никаких штрафов на всём пути у нас не было.
к поездке я решил не заморачиваться с кондиционером в машине, этой блажью я никогда не пользуюсь, достаточно открыть окна, и ради одной поездки заниматься им мне было лень. и довольно зря, тк открыть окна в степи - часто гиблое дело, а жара стояла 30+ градусов. в какой-то момент, на босжире, жара и пыль в машине нас так доканали, что пришлось несколько сократить обследование местности и поехать отмываться. только к середине поездки я догадался, что можно включить печку на нейтральный обдув без подогрева, и эффект будет практически как от открытого окна, это нас очень выручало - при езде про грунтовочкам пыль страшная.
резкое притормаживание или неудачный поворот дороги по ветру - и облако пыли догоняет и осаждается на всём. как будто в машине растрясли мешок с мукой.
у меня с собой была выбивалка, подушки-спальники -одеяло я в дороге выбивал от пыли, и два раза мылись в городах на мойке. а почищенный перед поездкой фотик загрязнился настолько стремительно, что, листая фотки подряд, можно увидеть чёткую границу, с которой на всех снимках появились многочисленные пятна.
а вот к картам надо отнестись с особым вниманием. обычная карта дорог тут вообще не нужна, тк асфальтовая дорога по сути всего одна. а нужно пользоваться спутниковыми снимками, где видны грунтовки.
сначала я кешировал их гуглкартами, но они предательски забывали фрагменты местности, а вот яндекс нормально всё запоминал. кешировал в двух масштабах - 1 км и 300м. как сохранить сразу всю область в оффлайн сходу не нашёл, просто водил пальцем по маршруту и загружал снимки.
В отличии от гор, где дороги имеют капиллярный характер, тут дорожки составляют обширную связную сеть, из любой точки в другую можно ехать, практически только держась направления - ко всем интересным точкам отовсюду сходятся колеи.
в целом поездка вышла самая-самая в нескольких категориях: самая автономная, автомобильная, без связи, бездорожная и самая грязная. автономная - потому что за 18 дней мы в гостинице ночевали 5 раз. автомобильная - потому что за 25 дней проехали 9500 км и очень мало (по сравнению с другими поездками) гуляли пешком - только по городкам пройтись, да немного походить по природным точкам. обычно мы любим гулять намного больше. каждый день приходилось ехать в машине, но когда это не техническая езда до цели, а неторопливое движение на велоскорости, это не сильно утомляет, к тому же мы менялись местами каждые полчаса-час. в эту поездку было меньше всего связи, по два дня мы могли быть без телефона, можно было бы и дольше, да приходилось всплывать, чтобы выйти на сеанс связи по работе. но интернет вылавливался намного чаще, так что по делам я не звонил, а сидел в вибере. бездорожная - мы больше чем когда-то до этого ездили по грунтовкам. ну и самая пыльная: машину в поездке мы мыли два раза и изнутри тряпками в том числе, а дома я вообще её неделю отмываю изнутри по всем щёлочкам. но мы не загоняемся по этому поводу, запылилсь - прополоскали все вещи дома и делов. ну и я бы ещё добавил - одна из самых дешёвых благодаря преимущественным ночёвкам на природе и в целом невысоким ценам в казахстане, хотя я и не прикидывал, сколько потратили.
понимая заранее, что интересных городов не будет, решили начать мусульманскую тему издалека и сначала поехать в казань, а рядом с ней посмотреть ещё две точки - свияжск и булгар. прошлый раз в казани мы были 3 года назад, и захотелось побывать там ещё раз.
дорога туда не сказать чтобы легко далась - на одном дыхании долететь до москвы не получилось, вечерний перекус котлетой был уже в торжке - хотя выехали в четверг, постояли на ремонтах то тут, то там. ночью пилить сил не было, легли спать в замеченном с поездки в торжок лесопарке и к москве подошли под утро, в самые пробки. увязнув на полдня в объезде москвы, еле успели к ужину в нижний, в запримеченное с прошлой поездки кафе пяткин. специально ради вкусного обеда, можно сказать, торопились. погуляли по центру, размялись и выехали в сторону казани.
казань - очень приятный город, я бы там недельку пожил с удовольствием, поизучал бы его. хотя правила тут строгие.
погода нас встретила дождливая, но мы нарядились в припасённые непромокайки и не грустили. даша предлагала пойти в кино, но я сказал, что лучше будем гулять под дождём, чем пойдём на тренера, а другого там ничего и не было. в казани очень вкусная и недорогая еда, формат столовок сильно развит и они добротные.
отъехав 200 км от казани обнаружили, что даша забыла в хостеле очки. начали звонить, выяснять, просить посмотреть записи с камеры внутри - в итоге они нашлись завалившимися за тумбочку. удачно оказалось, что хозяйка хостела через несколько дней собиралась в поездку в спб, где и передала дашиному брату очки, а мы купили в уральске многодневные линзы.
булгар - очень самобытное место, мы в россии подобной архитектуры ещё не встречали. жаль, что так мало осталось, 300 лет назад было, кажется, в сто раз больше руин.
в булгаре реально крутой краеведческий музей, мы там провели не меньше трёх часов: на всё есть подробные тексты, и можно составить целостную картину истории по этой информации. а вот с едой беда совсем в булгаре, жрать негде, из-за туристической популярности предлагают не по-татарски дорогую невкусную херню. в "блинной" я даже поругался, сказал, что мне оскорбительно за такие деньги есть вместо полновесных блинов какие-то плевки теста на сковородку.
ну а после татарстана через самару поехали в уральск, где затарились водой и сходили в баню. в бане была любопытная ситуация - все экономили воду. было всего два душа, и люди мылились в сторонке, а смывались уже в душе. я сначала не придал этому значения, стоял намывался минут по 5, щедро опрокидывал на себя тазики холодной воды, стирал с дороги носки. а когда стал набирать с собой в дорогу 10 литров холодной воды, аж смотритель прибежал и говорит нельзя так воду набирать, это же питьевая вода, нельзя так! и тут я заметил, что все вокруг используют воду довольно скромно, не льют её понапрасну.
первой содержательной точкой было солёное озеро индер, откуда, срезая уголок атырау, приспустили шины и первый раз заехали в степь. видимо, мы были в сухой сезон или не в той части, но застали озеро в виде гладкой соляной плиты, из которой ножиком наковыряли домой артефактов.
открытой воды-рапы для купания, как на баскунчаке, тут не увидели. в рассказах других я прочитал, что по степным дорожкам можно нестись 60 кмч, и срезая этот уголок, сильно выигрываешь в расстоянии. выиграть у нас ничего не получилось, 150 км по степи мы ковыляли почти сутки. ехали бы и быстрее, но в глубокой колее часто тёрли днищем, приходилось жаться буквально по скатам колей. но скажу сразу, это были одни из самых приятно запомнившихся суток. неторопясь мы ехали по подобным дорожкам,
останавливаясь на солончаках, притормаживая перед птичками и радуясь тишине и безлюдности. тут у нас была самая благостная ночь - безветреная, безлюдная и без насекомых. в другие ночи был то шквалистый ветер на босжире, то комары у каспия, то мерзкие огромные жуки ползали у наших ног.
езда по шоссе не настолько эмоционально волнует, как грунтовая дорога. и наоборот, длиннющие, в сотни километров, монотонные перегоны утомляют больше, чем неторопливая езда по природной дорожке.
чем ниже скорость, тем больше уделяешь внимания меньшим вещам. Иной раз на машине затормозить лень, чтобы выйти рассмотреть чтонить у дороги, а когда движешься с велоскоростью, внимание цепляется за каждое строение, за каждую мелкую природную достопримечательность. поэтому и на велике я не люблю ехать по асфальту, предпочитая просёлочную дорожку.
сутки езды по шоссе в степи дают многократно меньше впечатлений, чем такая же езда непосредственно по степи.
мы заприметили основных птиц, несколько разных насекомых, ящериц и змей, зайцов и лису, соколов и косуль.
помню, в беловежской пуще проложены везде прямущие асфальтовые неширокие дорожкки в одну полосу. ты едешь на велике, и хотя вокруг вплотную лес, без дренажных канав там или заборчиков - но ты не чувствуешь близость и прелесть природы так же, как если бы ехал по земляной тропинке. чтобы разнообразить медленное движение, каждый час мы менялись местами, спасали черепах с проезжей части, лазали по всем любопытным геологическим образованиям, кормили верблюдиков и пили чай. мы так вошли во вкус езды по таким грунтовочкам, что впредь я старался строить маршрут не по шоссе, а срезать где-то угол по тропинкам или ехать в 20-30 км вдоль шоссе по степи или горам. как надо было проехать, скажем, поперёк выдающийся в море полуостров, так смотрели там грунтовки и смело ехали по ним - в общем, импровизировали, и никогда не жалели. тут надо держать в уме два правила: в любое интересное место ведут колеи со всех сторон. и второе: если наезженная колея началась, просто так она не заглохнет. вне колеи, просто так, поперёк степи, мы старались никогда не ездить. во-первых, это не настолько прикольно, ехать и кондыбаться по кочкам, далеко всё равно не уедешь, а до условной горы лучше 2-3 километра размяться пешком. и второе, главное, нам было бы очень жалко ради праздной забавы раздавить кучу норок (а они обрушиваются буквально под тяжестью шага), передавить кучу жучков и ящериц, а возможно, и черепах, и помять множество сухостоев, с трудом цепляющихся за жизнь. мы и умываться-то старались над кустиками, чтобы драгоценные для них капельки воды не пропали даром.
обычно день выглядел так: мы просыпались часов в 7-8, как припекало солнышко, умывались и лениво ехали 20-30 кмч по степным дорожкам, замечая по пути каждый кустик и каждый камешек, фоткаясь на каждой красивой точке.
собственно эта езда сама по себе мне и запала больше всего в памяти. телефон не ловит, никто не дёргает по работе, едешь и замечаешь всё по пути. степь оказывается очень населённая, и везде была разная по грунту и по растительности. в 7-30 уже совем темнеет, и мы встаём ночевать. хорошо, если удаётся выловить инета - можно потупить перед сном и работу проверить. нет - так и просто сидим на звёзды смотрим, планирую маршрут на завтра, и часов в 9 уже спать ложимся. очень благостный режим.
за эту поездку получилось осмотреть практически все намеченные точки, кроме нескольких.
так, проехали по кромке озера тузбаир, не подъезжая к нему. по пути мы уже гуляли по индеру и более мелким солончакам, так что было лениво делать петлю ради этого, а говорят там особо красиво. если как-нибудь будем проезжать те края, обязательно посмотрим. и ещё не посмотрели известковые останцы аккергешен. они были в самом начале маршрута и довольно далеко от трассы, а мы к этому моменту уже две ночи спали в машине, и нам хотелось помыться, а не ещё две ночи глотать пыль по степи. да и впереди я ожидал увидеть подобных пейзажей ещё много. итогово проехали 9500 км за 24 дня.
на обратном пути гугл построил маршрут через ростов. но оказалось, что пункт пропуска, который он предложил, сто лет как не работает. мы это обнаружили, уже упёршись в шлакбаум в поле. эта оплошность стоила нам 400 километров и 5 часов напрасной езды.
поскольку были вечера, когда не было даже интернета, и чтобы чем-то заняться, я начал записывать дневные впечатления в хронологическом порядке, чтобы мочь сравнить спустя какое-то время два описания впечатлений - резюмирующее и хронологическое. поэтому оставлю для памяти те несколько дней, которые получилось зафиксировать.
6 мая
чтобы привнести в маршрут непредсказуемости, съехали в степь в направлении мечети бекет-ата. по пути нас догнал уазик с охраной, сказали что тут нефтепровод, и надо бы ехать в 20 метрах по параллельной колее. съехали с чинка в котловину.
мало пофоткались на красивом спуске, я ожидал, что и дальше будут повсюду меловые останцы, а дальше была просто ровная степь, лишь постоянно на расстоянии длилась непрерывная стена чинка ровной высоты.
Был безветреный вечер, а часов с 11-12 поднялся будто ураган, дуло и дуло. мы начали бояться, как бы не было грозы, а то в степи спрятаться-то негде от молнии. Воображение рисовало раскисшую грунтовку. Но потом я вспомнил, что в рассказах у всех был сильный ветер и успокоился, да и дул он с востока из степи, где вряд ли мог зародиться ливень.
7 мая
Накешировал гугл и яндекс карт и поехали (ночевали в городе жанаозен). Довольно скоро обнаружилось, что гугл пятнами теряет память, так что основная рабочая стала яндекс карта.
Доехали до дюны - длинный песчаный бархан высотой метров 30 и километры по сторонам. Сунулись было, а вдоль него кривой забор идет. Зная по куршской косе и по сарыкум в дагестане, что дюны вещь хрупкая, и если каждый туда будет беспорядочно лезть - от волнистой фактуры останется осыпавшаяся песочница, поехали дальше вдоль. Довольно скоро в ограде оказался разрыв в виде коридорчика вглубь дюны - как раз чтобы туристы могли по загончику полазать.
И кстати отчётливо виден резкиий контраст - нетронутая часть песка поросла кустиками, в дагестане помню хрупкие одиночные веточки, вращаясь от ветра, рисуют кружок вокруг себя, повсюду норки ящериц - а где ходят люди просто голый песок.
Поехали дальше. Встретили двух червичей на джипах, но они как-то не поинтересовались нами, проехали своей дорогой. Как обычно, есть дряного качества трясучий грейдер и несколько степных дорожек. Тут степь заметно песчанее, поэтому дорожки мягкие и усыпаны перемётами песка.
Во многих местах без полного привода проехать или тронуться с места было бы крайне сложно, если возможно. начали попадаться в большом количестве черепахи, а потом их стало так много, что в поле зрения можно было держать их штук 5-6! И причем вот простые хоть твари, а характеры у них разные. Мы поначалу поили их, особенно тех, которых спасали с проезжей части. Одна черепаха с аппетитом пила, другая в панике шипела и пить не хотела, третья от страха только пищала и в куст лезла. Очень трогательные существа.
Доехали до горы бокты, первая наша красивая гора.
Почти одновременно с нами подьехали на 10 минут и червичи. Прошлись вокруг нее, местность заметно пустыннее, растительности крайне мало, а и тут своя жизнь - норки сусликов, какие-то мерзкие жуки в 3 см длины - когда к ним подходишь, они нацеливают на тебя на длинных задних ногах свою жопу - видимо прыскать чем-то собираются.
Очень интересные растения суккуленты - в период воды отращивают веточки, а потом отбрасывают их. Рядом с кустками лежат белые будто кости скелета кусочки их веточек.
Еще инетерсно растут из земли каменные цветы. Видимо какие-то выходы железных желёз земли, повсюду около горы разных размеров и форм рыжеватые образования как грибы торчат из земли. срываются легко, я взял на память такой вот каменный лимон.
и ещё другую минеральную палочку. Ночевать остановились на горе, где показалось что ловит телефон, а на самом деле ничего не ловило. перед сном видели утренних москвичей, они при свете всех своих фонарей неслись уже в следующую точку, видимо один день на все. Мы ночью не ездим, потому что сама езда тут - это элемент развлечения. Ты едешь по степи ли или по каньону и все замечаешь по сторонам. Смысла ехать вхолостую в темноте и все пропускать нет. Лишние десятки км совершенно не принципиальны.
9мая (8?)
Сегодня надо посмотреть подземную мечеть бекет ата и доехать до урочища босжира. В бекет-ата заработала голосвая связь, но инета не было вообще, так что на полтора часа у меня был сеанс связи по работе. Осмотрели мечеть - по сути небольшую двухкамерную пещерку в скале. Место кстати очень почитаемое, в такую даль по отвратительному грейдеру едет куча микробусов, частников и коллективных такси.
Тк кафех там не было, обедаем в поле и едем в сторону босжиры. Ожидания на пике, хочется кроме степей уже увидеть что-то такое вау, чего видел на чужих фотках. И вот подъезжаем к точке гугла, а на горизонте пока только ровная степь, и только подъехав за метров 300 открылась огромная панорма.
Ощущения, как затерянный мир какой-то. это не горы, это мы на плато, а внизу дно бывшего моря. И что самое приятное, мы тут совсем одни. Позже вечером на горизонте видели свет другой стоянки. Думаю, большего числа народу местая флора не видержела бы - все вытоптали бы, а за растениями ушли бы и зверушки. раздавленный здесь кустик требует, наверное, сезон на восстановление при таком дефиците влаги.
Темнеет чуть после 7 часов, и решили прямо тут на утёсе и остаться ночевать. Легли 8.30, пробуем заснуть. Хотим уже вставать экстремально рано, чтобы удлинить день. Хочется лечь часов в 9 и встать в 5-6 с солнцем. Тк связи все равно нет, работать не приходится, на природе стереотип про раннюю рань 6 утра улетучивается, тут ты все равно сам с собой, кушаешь сам по себе, едешь сам по себе, со всеобщим временем никак не соотносясь. Даже вот такой формат решил пописать, тк поели в 7.30 и делать нечего, сидим в темнотее, книжка вот разве что в планше есть. Воды и еды еще полно. Воды с собой запас возим 8 5-литровых бутылок, это и на питье, и на умывание. Посматривая на карту точек и календарь, думаю надо как-то подускориться, правда только 11 день как уехали, но и точки смотреть фактически только начали, поэтому решил вставать еще раньше. С ночью поднимается такой ветер, будто ураган, сдуло коробку с мармеладом и машину шатает порывами ветра.
9 мая
Всю ночь был шквалистый ветер, аж качало машину, на утро сдувало кашу с ложки, горелку возможно было зажечь только внутри машины, за ночь опрокинуло столик с чемоданом на нём. Видимо сильные ветра тут обыденность, спокойная безветреная ночь у нас была только в первой степи далеко от полуострова, а все ночи на мангышлаке сопровождались сильными ветрами. даша полночи ныла, что надо отъехать ещё дальше от обрыва, а мне было лень вещи с переднего сиденья перекладывать, да и стояли мы нормально. в конце концов, пришлось уступить.
Наутро из-за беспокойной ночи встать рано не вышло, продрали глаза только к 8.30. По плану было исследовать долину босжиры. По видимой на карте дорожке съехали вниз и попали в царство пыли. Колея зачастую состояла из отвалов перекрошенной сухой меловой почвы, мелкой и легкой как мука. За машиной неизбежно тянулся густой шлейф пыли, и неудачный поворот дороги или притормаживание, все это облако немедленно нагоняло нас и осажадлось на всех вещах. Пить из термокружки было невозможно, она постоянно была сверху в слое пыли. Берешь телефон и сразу же об себя экран от пыли протираешь. Я подумал было что без кондея обойдусь, не стал заправлять его, думал ветерком обдуваться, но в условиях этой адской пыли ехать с приоткрытыми окнами значит собирать пыль охапками. если снаружи сильный ветер охлаждал пыл 33 градусов жары, то внутри машины был сущий парник, и уже 10 мин езды с закрытыми окнами превращали салон в парилку.
А пыль кружилась до того густо, что волнами скатывалась по внешней стороне окон. Приходилось постоянно приоткрывать окно то с одной, то с другой стороны смотря по направлению ветра и постоянно глотать влетающие потоки пыли. приготовить еду в этих условиях очень тяжело. Ветер сдувает с кастрюли крышку, любое захлопывание двери тотчас окутывает всю машину сорвавшейся пылью, в какую бы сторону ни дул ветер, все тело липкое и горящее от пыли и солнца - кажется, тут особенно жарко, около 35. Тем не менее, удалось походить полдня между разными останцами и собрать парочку геологических артефактов.
Место удивительно своим масштабом и безлюдностью. За день нашего там нахождения приезжала только одна машина. Я думаю, по-хорошему надо бы запретить ездить вне уже накатанной колеи, разумееся, запретить всякие квадрики, пусть пешком все гуляют. Такая хрупкая природа не выдержит даже сотен ежедневных ног. ломкие чахлые растения вытопчут, и степь превратится в безжизненное пыльное поле, редкие минералы раскрошат ногами и пособирают, а то и мусора везде нанесут. У меня было желание доехать до соленого озера вдалеке, судя по его голубоватому отливу, там обещал быть не только твердый слой соли, но и жидкая рапа, где хотелось бы покупаться, но падающее от голода и грязи настроение и неопределенность длинной объездной дороги до озера пересилили, и мы поехаи в жанаозен мыться. Приехали мы в городок кстати только к 9 вечера, так что на озеро явно бы не успевали днём, а ночевать в степи в этот раз уже не было сил. Оставлю этот кусочек для какой-нибудь будущей поездки в эти края. Помыли машину, изнутри сами тряпкой все вытерли, поспать решили в гостихе, завтра рабочий день и надо бы с утра по-человечески посидеть за столом поработать. Поесть заехали в уже известный нам мангал - порции огромные, несмотря на голодный день, еле-еле осилил. Литр курагового компота всего 150руб.
10 мая
День по достопримечательностям выдался не слишком эффективным. До обеда пришось посидеть поработать, потом кушали, поехали искать заправку кондея для машины. нашли даже гараж, где это делают, но работники как-то вяло реагировали на вопросы, цену - 2000р - мне показалось зарядили слишком высокую за эту работу, я посмотрел в интернете, у нас это стоит 700 руб, мы развернулись из очереди и уехали.
Накануне вечером помыли машину снаружи и самостоятельно у гостиницы внутри вытерли все. Глядя на отностильно чистый салон, так не хотелось опять ехать в степь и покрываться пылью... кондей не работает, но я обнаружил, что если включить печку на холостой ход и на полную скорость, то эффект будет такой же, как ехать с открытым окном - то есть вполне неплохо, на пыльных участках можно уже не париться в душной машине без воздуха. С заправки дашка выехала носом на односторонний проезд, где как раз ехали гаишники. взяли документы, срашивают, чего это на встречку лезем. То ли из-за благодушия, то ли из-за указаннного формал но отсутствия знаков - но не стали напрягать и отпустили. Доехали до подземной мечети караман ата, а оттуда до поселка шетпе, где т заночевали на горе, чтоб инет ловил. В шетпе случайно поели в неприхотливой снаружи, но очень вкусной кофишке. Это для меня огромный плюс казахстана - недорогая и очень вкусная еда, в крыму бы так. в эту кофишку мы ещё два раза потом возвращались.
15 мая
Почти к закату добрались до султан эпе. Когда шли пешком оставшийся километр по дороге, чтобы размяться, навстречу увидели скачет 4 лошади прямо к нам. Это, как и стадо бегущих к нам коров на ильмене, так нас напугало, что мы кинулись бегом обратно к машине. И пока мы убегали, лошади еще некоторое время скакали за нами, но потом остановились. Решили таки доехать этот километр. Проезжая мимо какого-то домика, спросили направление на подземную мечеть, а нам вдруг сказали, через час будет готов бешбармак. Походив-погуляв, решили таки принять приглашение, вдруг что будет. Оказалось, это паломнический дом при мечети, где останавливаются на день-два-три приезжающие паломники. Мы поели руками вкусного мяса, запивая его шурпой, а потом пили вместе чай, тут же пригодился наш чак чак из казани.
(это уже наутро, всё убрано и все разошлись.)
Спать легли вповалку на полу в мужской и женской комнате. С утра все встали на намаз, а мы и со всеми, так вышел самый ранний подьём в в 5 утра по нашему. Напились чаю и поехали уже по заключительным точкам маршрута.
Добрались до моря, длиннющий песчаный пляж по случаю вторника ли или раннего сезона пустой, да и вода еще прохладная, хотя я пару раз окунулся. повалялись-поспали полдня, сгорели. Хорошо, что актау остался у нас на конец поездки. Какой-никакой, а всё же крупный город, мы соскучились по людям и походить даже среди советских пятиэтажек нам было в большое удовольствие. Тем более особую прелесть придавала относительная ухоженность основных улиц и мягкий тёплый воздух с моря, а также немаленькое число очень вкусных и недорогих ресторанов.
как оказалось, в сультан эпе я забыл свою жилетку, и на следующий день раздосадованный поехал за 150 км за ней и обратно, убив на это 4 с лишним часа.
p.s. в одну из ночей на полторы секунды увидел настоящий метеорит - как падающая звезда, только ярче и за ним явный длиннный хвост, как у ракеты.