съездили проплыли кусочек Волги от Нижнего Новгорода до Казани. захотелось приобщиться к самому важному русскому пути, почувствовать жарищу среднй полосы россии, посмотреть на пресловутые "леса" и "горы".
закинул тыщи на транспондер, ожидая увеличенного тарифа за прицеп на платной дороге, но оказался приятно удивлён: если на ЗСД тариф считается по числу осей (с прицепом - три), то на дороге в москву цена зависит от максимальной высоты машины. у нас лодка на прицепе лишь на вершок выше крыши машины, поэтому тариф легковой. по самому дорогому пятисотрублёвому участку у москвы мы не ехали, решили полчасика потерять, но за весь остальной путь 1300 отдать вообще не жалко было. а вот дорога "Волга" от москвы да казани, да и сам мкад - это жесть. вся дорога в ремонтах, с реверсивными участками, где убивали по часу. ехать по ней одно мучение. не скажу, что с прицепом ехать медленнее: мы и так никогда больше 100 км/ч не ездим, так что с прицепом лишь на 5-10% медленнее получается. как обычно, за всю дорогу ни одного штрафа и никто нас ни разу нигде не останавливал.
точка старта была в нижнем. оставили лодку на лодочной станции и пошли денёк размяться с дороги.
нижний новгород в этотраз нам не понравился. даже летом нет в нём уюта, ухоженности. заведений вроде бы много, но даже наш любимый Пяткин в этот раз разочаровал. правильной кофейни найти не удалось. побродили полдня и решили не терять времени выезжать дальше.
по волге плыть такой интерес, что достаточно часто попадаются достопримечательности: городки, монастыри, красивые берега. есть где выйти отходхнуть и размяться.
возле всех населённых пунктов, даже мелких деревенек, есть стоянки местных лодок, так что пристегнуться и пойти погулять не проблема.
правый берег волги и впрямь высокий и овражистый, а левый - низкий, лишь на коленцах небольшой высоты, где берег подмывается. правда, огромных меловых гор мы ещё не увидели, они ближе к самаре будут.
ландшафт волги сегодня не совсем исторический, как был раньше. во многих местах она стероидно расширилась водохранилищами, а раньше известна была своими многочисленными песчаными отмелями поперёк русла. вода очень грязная, буйно цветёт, ни разу не захотелось в ней окунуться. оно и неудивительно, со всей центральной россии говно собирает.
плыли мы очень неспешно, 10-12 км/ч. для нашего комплекта это оптимальный режим, почти что на холостых оборотах.
в путешествиии спб-новгород мы ехали на максиамльных оборотах и на расстоянии 500км трижды заправлялись. при том что скорость была 15-17 км/ч и мотор шумел гораздо громче. а на 10-12 км/ч мотор работает довольно тихо и крайне экономно. одной заправки нам хватило аккурат на 500 км. а вот с ростом оборотов скорость практически не растёт, поэтому ехалии на 1/4 газа. я правда сделал ошибку, сначала потратив переносные канистры, а потом перелючившись на встроенный бак. и когда указатель топлива упал на ноль, а до казани оставалось 20 м, я решил перестраховаться и сбегать на заправку за резервными 10 литрами. а в итоге на этом нуле мы проехали 40 км и ещё осталось. путевой расход был порядка 15л/100 км. к тому же с недавних пор у нас стоит защита винта от камней, раскоряка на подводной части мотора. она несколько снижмает максимальную скорость, зато дарит невероятное спокойствие. на нашей скорости я вообще не парюсь теперь о дне. ну, наехали на камень, мотор приподнялся и опустился, обогнув препятствие, едем дальше. только за эту поездку несколько раз были ситуации, когда могли попасть на замену вала. всё таки в этом прелесть небольшой лодки. сложно пока представить, как геморно и опасливо плавать на большом катере со стационарным двигателем, где каждый чирк по камню в сотни тысяч вылетает.
"чтоб ум не пребывал в праздности", и чтоб глубже погрузиться в атмосферу волги, начали слушать аудиокнигу "в лесах" мельникова-печерского, как раз про эти самые леса. ещё по-очереди читали немировича-данченко "путешествие по волге".
сидение в лодке это такой отдых, после которого хочется несколько дней ногами походить. поэтому следующей большой остановкой были чебоксары.
чебоксары очень приобразились, стал очень уютный, ухоженный скромный городок (мы там были лет 5 назад, и кроме отличного музея тракторов ничего не запомнили). длиннющую набережную, километров 10, шикарно обустроили - разноформатные сиденья по пути, спортивные площадочки, множество народу бегает, катается на велах (хотя сам город довольно холмистый), занимается спортом.
первые дни поездки пришлись на жару, и в чебоксарах мы почувствовали себя неважно. была слабость и леность вообще ходить, видимо, перегрелись на солнце. на rutrail.org я заготовил пешую прогулку на 20 км по лесу, но еле-еле осилили её. а в последующие дни несколько похолодало, и всё как рукой сняло. всё же мы северные люди.
кофейни в чебоксарах не нашли, зато открыли лёгкое местное пиво "букет чувашии".
отдохнув два дня, поехали дальше. за чебоксарами на нашем пути был шлюз. после прошлогодней поездки в новгород я подготовился: купил рацию и зарегистрировал лодку, получив номер. теперь, как полноправные участники речного движения, прошли шлюз самостоятельно.
в течение дня начало моросить, к ночи усилившись до проливного осеннего ливня, лило и лило безостановочно. хотели опробовать непромокаемый тент нашей новой палатки с внешними тамбурами, но под таким дождём её расставлять значило уже вымокнуть насквозь. поэтому решили ночевать прямо в лодке. заплыли в камыши, кинули якорь (и хорошо, что сделали это, на утро только на нём и держались против сильного ветра!), под тентом лодки, сгруппировав лишние вещи на носу, расставили палатку (она позволяла спрятаться от комаров,которые сквозь большие щели в тенте массово просачивались внутрь).
но лето тем и хорошо, что любой дождь быстро заканчивается солнечной погодой. поэтому я не боялся дождя и не расстраивался.
одну из ночёвок посвятили Шереметевскому замку, который я при подготовке проморгал, и чуть было не проплыли мимо. случайно maps.me открыл посмотреть, что за церквушка на дальнем (ширина реки в этом месте километра 2-3!) противоположном берегу виднелась, и увидел там замок. переночевали напротив, а на следующий день сходили на экскурсию.
долго ли, коротко ли, добрались и до казани. казань нам всегда нравилась, но на этот раз она нас просто поразила: очень-очень ухоженный город, разнообразные современные набережные, множество интересных кофишек, нашли даже одну спешелти-кофейню, куда ходили каждый день. это город, где просто приятно находиться. записал на зиму сгонять в казань на несколько дней, походить по местным музеям. на одной из набережных как раз проходила выставка аэрофотографий "волжский путь", снимки волги на всём её протяжении, нам было крайне интересно и в тему.
ну а потом была рутина: я на ночном поезде вернулся в нижний, забрал машину с прицепом и к обеду был обратно в казани. с большим трудом смогли взять себя в руки и отправиться домой. вернёмся в казань, когда будем плыть по следующему участку волги, продолжая наш маршрут.