Киров-Ижевск-Сарапул

Nov 19, 2022 00:38


на ноябрьские праздники решил сгонять в вятско-удмуртский регион - за последние несколько лет накопилось несколько точек к посещению. даже не верится, что были времена, когда можно было легко выбирать, в какой европейский городок слетать на недельку.

самая главная непосещённая достопримечательность Кирова - Коринторфская узкоколейка. её запланировали на первый же полноценный день. однако я не слишком внимательно готовился к поездке, и оказалось, что до тепловозика надо ехать 40 км в соседний городок, на автобусе это 40-50 минут с возможностью застрять на жд переезде. и вот, мы поздно завтракаем, и поглядывая на часы чувствую, что не успеваем кроме как впритык.  ещё надо отметить, что в Кировской области московское время, хотя она расположена существенно восточнее. из-за этого темнеет тут очень рано, в 4 часа начинаются сумерки. в первый день я не успел учесть этот момент, зато далее мы начали вставать на 3 часа раньше, чтобы усаевать больше сделать днём.

так вот. доедаем мы поздний завтрак в хорошем месте, торопиться и давиться совсем не хочется, поэтому решаю узкоколейку перенести на завтра, на более раннее время, а сегодня поехать в другую запланированную точку - в городок Слободской, так же расположенный на удалении 40 км от Кирова. он записан был у меня как милый купеческий городок, один из лучших в Кировской области. Но Слободской оказался неожиданно унылым несмотря на несколько ярких старинных зданий. уютного в нём полторы улицы, но всё чрезвычайно запущено и бедно, провести время тут не хочется. да и приехали мы уже к сумеркам, только прошлись при свете по главной улице взад-вперёд, как надо было торопиться до закрытия в краеведческий музей. в целом, эта поездка получилась скомканной: врод бы и по двум улочкам пробелажались, и музейчик осмотрели, а было ощущение, что всё бегом-бегом. из музея мы вышли уже в темноте, и ничего не оставалось, кроме как поехать обратно в Киров.

на следующий день не стали повторять ошибки питерского режима дня и встали на 3 часа раньше обычного. в конечном счёте, это оказалось чудесным образом удачное решение - не ехать на узкоколейке накануне, а поехать на следующий день, и вот почему.

коринторфская узкоколейка соединяет городочек Кирово-Чепецк и лесной, бывший торфодобывающий, посёлочек в 12 км от него. хотя туда и ведёт какая-никакая автомобильная грунтовка, однако во время весеннего разлива речки жд линия остаётся единственный средством сообщения посёлочка с городом. то бишь это не чисто музейный экспонат и не заброшенная промышленная ветка, а живая дорога.


несколько лет назад узкоколейку выкупил московский предприниматель (пишут, что за 20 млн руб) и теперь помимо социальных перевозок - для жителей посёлка - занимается целенаправленно туристическим катанием. однако для местных тариф смешные 10 рублей, а для туристов - несколько сотен. поэтому на яндекс-расписании не показываются никакие рейсы, кроме туристического. а их несколько в день, да и само расписание не слишком афишируется. привожу его здесь:



помимо собственно самого рейса на конечной станции обычно проводится экскурсия в ожидании обратного рейса, но с 1 октября музей закрылся на зиму. удалённо проверить актуальность расписания особо негде - железная дорога теперь в частном владении, и хозяин не заинтересован по 10 рублей катать туристов, поэтому первый же вопрос был - с какой целью интересуетесь. а потом и вовсе ответил, что музей закрыт. поэтому приехали мы немного наобум, ориентируясь на то расписание, что смог найти в инете. однако такая импровизация обернулась нам большой выгодой: как раз на том рейсе, к которому мы приехали сегодня, ехала большая внеплановая туристическая группа (к слову, идиот хозяин не сказал заранее о такой возможности, хотя в контакте спрашивал про это), и мы присоединились к ним. экскурсия на конечной станции была очень живой и интересной: помимо внешнего осмотра вагончиков показали рабочее депо и текущие работы в нём.


насколько всё же жизнь иногда поворачивается удачно, когда импровизируешь: поедь мы накануне, не попали бы экскурсию да и поехали бы на более позднем рейсе, когда уже темнеет и ничего не видно. а без экскурсии тупить на конечной 2.5 ч в ожидании обратного рейса было бы совсем уныло. сам путь, кстати, не слишком живописен кроме момента пересечения реки по мосту: в начале он вообще идёт по ложбине среди гаражей, а потом по уныленькому осеннему лесу. ехать недолго, 25 минут на расстояние 11 км.
по возвращении в Киров мы отправились осматривать новый современный жилой комплекс "Знак". где-то, не помню где, я увидел его фотки и записал себе там побывать. это не какой-то типовой высотный ЖК, даром что расположен на краю города - это лучший в россии жк комфорт класса какого-то недавнего года. дома и дворы и впрямь хороши, парадные внутри оформлены с фантазией и аккуратностью, даже временная строительная обрешётка лифта сделана не абы как - из кусков картона и фанерок - а очень аккуратно цветными листами, сразу и не поймёшь, что это временная коробка.


больше всего мне понравилось решение первых этажей: вход в них сделан не с парадных, а отдельными крылечками с палисадниками, как будто отдельное жильё. у многих там стояли грили, кресла, велики - атрибуты крыльца загородного дома. уровень благоустройства очень высокий. к слову сказать, будучи в ижевске, увидел на рекламе, что эта же фирма строит одноимённый жк и в ижевске.


на следующий день у меня был запланирован поход в преображенский монастырь в центре города. давно, ещё в первый приезд в Киров, на экскурсии в музее дымковской игрушки я записал себе, что в этом монастыре реставрируется и готовится к экспозиции большая дымковская композиция. и вот спустя два года мы приехали её посмотреть. при монастыре есть небольшой, пока ещё секретный, музейчик. по нашей просьбе за пожертвование (нет даже прейскуранта) нам провели там экскурсию. здание небольшое, помимо собственно дымковской композиции ещё 3 зала, но благодоря экскурсии было очень интересно. а вот сама уникальная композиция "Православная Вятка".





очень впечатляющая вещь. я, кстати, в эту поездку купил ещё одну дымковскую игрушку - индюка.
выполнив все запланированные дела, через глазов двинулись в ижевск.
киров и ижевск категорически различаются. киров как будто сонный, как город 1 января - заведения и магазины открыты, а на улицах народу мало. разве что в несколько самых хороших заведений города заняты все столы. на улица мало как машин, так и гуляющих людей. даже немногие хорошие кофейнях и те пустые пустые: нет молодёжи. в ижевсе гуляющих людей тоже мало, но по той причине, что город бесконечно уныл для гуляния. нет тут ни длинной приятной набережной, ни прогулочной улицы для променада. зато машин на дорогах очень много. в нескольких достойных кофейнях густо сидит народ.


в ижевске неожиданно для себя мы оказались во время "Ночи искусств". это похоже на Ночь музеев, но в облегчённом и более разнообразном варианте: музеи и культурные места работают до позднего вечера, и помимо собственно музеев в программе разные мероприятия. так, мы пошли на небольшую лекцию об удмуртских платьях. вела её женщина-энтузиаст, резидент местного арт-пространства, которая собирает национальные костюмы удмуртии. посетили добротный исторический музей - очень хорошее впечатление осталось от него.


а потом я ещё сходил на "чтение пьесы", организованное театральным молодёжным кружком. всё таки в ижевске по сравнению с кировым есть молодёжная движуха, есть куда сходить.
между прочим, у поездки был явный гастрономический оттенок: перепечи, самое популярное блюдо удмуртской кухни, должны быть не менее известны в россии, чем осетинские пироги, хачапури или татарский чакчак. развита здесь и кофейная культура - в ижевске сидит популярный обжарщик кофе, у которого есть свои хорошие кофейни. помимо этого, есть бар от местных пивоваров и достойная кондитерская.
последняя запланированная к посещению точка был городок Сарапул в часе езды от Ижевска. уже прошла неделя как мы ездили, и она получилась очень насыщенной. но самолёт домой был только через три дня, и мы чувствовали уже некоторую пресыщенность впечатлениями. даже сомневались, стоит ли ехать в Сарапул, не потупить ли в Ижевске два дня. но ижевск - очень унылый город для праздного шатания. если не занимать себя какими-то активностями - музеем, театром, постоянной едой - тут очень скучно. улицы бесконечно безлики, да и осень, прогулочных мест толком нет, уютной застройки нет. поэтому буквально нехотя решили съездить в Сарапул. и это оказалось открытием поездки, один из самых уютных малых городков.


тут идеально сложилось всё: и более-менее целостная и обширная историческая застройка, и отличная гостиница, и приятные и достойные кафехи, и интересный краеведческий музей. мы даже остались тут ночевать, не стали дёргаться и возвращаться тем же днём в ижевск. когда-нибудь по каме мы доплывём на лодке и до Сарапула и сделаем здесь остановку.

и ещё в Сарапуле у меня было конкретное дело: после прочтения книги "Русская усадьба конца 19-начала 20 века" Нащокиной М. В. у меня осталось множество отмеченных на карте точек к посещению. Среди них был и Сарапул: здесь сохранилась красивейшая каменная дача в стиле модерн, стилизованная под деревянный особняк - штукатуркой имитируются деревянные элементы. Там находится музей, но в это время он проходит капитальную реставрацию, поэтому мы не попали внутрь. надеюсь, когда в следующий раз приплывём в Сарапул на лодке, сходим туда - будет хорошая цель.

поездочка

Previous post Next post
Up