5.4 Спарта, часть 2

Apr 06, 2018 20:23

К окончанию Пелопонесской войны имущественное расслоение в греческих городах усиливается, политические системы приобретают классовую окраску. Демократия начинает ассоциироваться с властью бедноты, олигархия - имущего класса. Греция входит в этап политических смут, революций и гражданских войн. Афины не стали исключением - здесь тоже разгорелась ( Read more... )

Античная Греция

Leave a comment

Comments 7

justsociety April 7 2018, 13:01:10 UTC
Интересно.

Правда самоограничение спартанцев во внешней политике "до поры до времени" было, скорее, вызвано банальной невозможностью навязать свои условия силой. Поэтому приходилось играть на противостоянии Греции и Афин, выставляя себя в более привлекательном виде.

В плане неравенства - оно может быть полностью компенсировано моралью. В идеале, конечно же. А до достижения идеала - только устойчивая общественная система контроля.

Reply

saavas April 7 2018, 15:14:34 UTC
Как раз-таки военное превосходство спартанцев признавалось всеми. Они даже поучаствовали в сухопутных рейдах в Персии (точнее, Малой Азии), и могли под это дело с союзников денег срубить, как и Афины. Потом, в Пелопонесском союзе множество полисов было явно слабее Спарты. Просто не было у спартанцев такой цели - накопления богатства.
Вызванная неравенством социальная нестабильность не полностью, но да, частично может быть компенсирована моралью. Похоже, христианство выполняло именно такую функцию.

Reply

justsociety April 7 2018, 18:27:02 UTC
Да, мотивация наживой на них влияла меньше, но ведь в общем случае любая организация нацелена на, как минимум, экстенсивный рост. И Спарта не исключение. "Внезапное" возникновение желания получать денежные средства в размере, не меньшем, чем получали Афины, вполне укладывается в эту схему. Афины отошли от роли балансирующего систему игрока и тем освободили место для других желающих. Ну а другие греческие государства очень серьёзно относились к союзам, постоянно используя политику в тех или иных целях, а потому очень хорошо научились присоединяться к меньшему из зол, дабы защититься от большего. И на этой сцене Спарта для них была одним из видов зол, против которого работало всё то же средство - объединение с противниками Спарты. Точно так же они действовали и с Афинами, тот же Коринф вполне сопротивлялся и даже наступал, используя именно союзы и весьма пёстрый дипломатический инструментарий. И меньшая мотивация Спарты на агрессию, всё же, была не нулевой, но во многом сдерживалась гарантированными неприятностями от войны со всей ( ... )

Reply


pchistyakov April 12 2018, 02:28:13 UTC
Спасибо за материал. Очень интересный.

Reply


pchistyakov April 12 2018, 04:34:53 UTC
Пока на основе ваших материалов не разобрался. так что же в конечном счете стало причиной упадка и деградации.
- экономические проблемы;
- проблемы организации и управления;
- деградация моральных устоев и имущественное расслоение.
Возможно, что все в комплексе, но хотелось бы это разложить поподробнее.
У меня всегда на первом месте стоит экономика - как механизм производства и потребления благ. Рост экономики сопровождается ростом потребления, но и чаще всего приводит к имущественному расслоению. Имущественное расслоение способствует упадку морали и нравственной деградации, что вызывает потерю и деградацию качества управления. И в конечном счете приводит общество к деградации и упадку.
Интересно было бы услышать ваше мнение на этот счет.

Reply

saavas April 12 2018, 05:04:33 UTC
Да, именно такая последовательность: экономический рост - расслоение - упадок морали - деградация. Так было в античной Греции. В Древнем Египте, если вы читали раздел с начала, немного по-другому.

Reply

pchistyakov April 12 2018, 05:44:22 UTC
Про египет читал выборочно. Интересно понять там причины упадка. Постараюсь разобраться. Вообще тема очень актуальная и интересная. Далеко ходить не надо, мы сами сейчас переживаем нечто подобное.

Reply


Leave a comment

Up