кстати, про сати я еще не писала?

May 10, 2007 22:26

Сати - название индуистского обряда, который состоит в том, что жена восходит на погребальный костер своего умершего супруга. Это вкратце.
Самое увлекательное, если опустить кровавые подробности - это не как, а почему.



Как я уже писала в топике про индийский брак, женщина выходит замуж один раз в жизни. После совершения обряда она принадлежит мужу навечно, в любой из жизней, в том числе и на том свете. Если муж умирает, все его дальнейшее благополучие, если можно так выразиться, зависит от поведения его вдовы на земле. Вдова, решивашаяся выйти замуж еще раз, если конечно она найдет дурака, который на это подпишется - это ужас-ужас. Хуже проститутки - ведь она изменяет мужу публично и систематически.
С другой стороны, если вдова ведет себя прилично и делает все, что предписано обычаями, ей тоже не позавидуешь. Если в браке она не нажила детей - значит, в прошлой жизни она натворила что-то ужасное, и, возможно, преждевременная смерть мужа вызвана ее плохой кармой. Соответственно, семейство мужа, в котором она вынуждена жить, будет ее травить как сумеет. Никаких совместных приемов приши с другими членами семьи, никаких совместных обрядов, на кухню пожрать приготовить не пускают, в люди не выйдешь - встретить вдову плохая примета. Всю жизнь ходишь в трауре (в Индии цвет траурной ожеджы - белый), раз в месяц бреешь голову, никаких украшений, спишь на полу и т.п. В случае, если брак был заключен в малолетстве и девочка осталась вдовой, так и не попав в дом мужа, ничего не менялось. 
Женщина в момент обряда сати обычно бывала одета в свое свадебное сари, и сам обряд рассматривался как кульминация ее брака, по сути самый счастливый момент - воссоединение с супругом навечно.
На фоне такой перспективы помучаться десять минут на костре выгядит даже привлекательно. Судя по источникам, массового принуждения к самосожжению все-таки никогда не было. Да, это считалось своего рода подвигом, таких женщин всячески восхваляли, но большая часть случаев насильного запихивания вдов в огонь все-таки связаны с желанием родственников поскорей поделить ее наследство. Ну или с тем, что такое правильное поведение женщин внутри какой-либо социальной группы довольно прилично поднимало статус этой самой группы, можно было потом всем рассказывать, что вот какие мы благородные, не то что другие неприкасаемые, наверное, бабушка наша с брахманом согрешила.

В Раджастхане и МП практиковали схожий обычай, носящий название джаухар. Раджпутские кланы все время воевали между собой, и в случае поражения крепость побежденного вместе с ее обитателями ждала незавидная участь. Поэтому существовала такая практика: когда в момент битвы ситуация становилась безнадежной, в крепость посылали гонца с дурной вестью. Женщины и дети собирались в одном из помещений крепости и поджигали себя. Воины же повязывали себе белые тюрбаны и дрались, не пытаясь больше сохранить свою жизнь. Такое вот массовое самоубийство. Но раджпуты - они вообще особенные. Гордые очень. Есть еще вариант, когда воины выезжали на битву, сулившую верную смерть, из замка. В этом случае и они надевали свои свадебные костюмы.
 В Раджастхане и МП в честь совершивших сати или джаухар женщин устанавливались памятные камни, обычно с изображением руки или женских фигур. Очень грустные памятники.





Бритиши сати всячески запрещали. Боролись с варварскими обычаями. Но фиг их поборешь, да... Самое свежее упоминание о сати, найденное мной, относится к 21 августа 2006 года.

политинформация

Up