Карта речного Окско-Волжского четырехугольника (приблизительно до 1350 года)
Источник: Виктор Рагозин, «Волга». Атлас, том 2 «От Оки до Камы» (С-Пб, 1880 г.)
Опа: Московия до 1350 года - сплошные родные названия: меря, мещёра, мурома =)))
А рядом еще роднее - мокша, эрзя, и т.д. =)))
Почему
исчезли меря, мурома, мещёра, весь, а мари, мордва, удмурты, карелы, коми, чуваши, татары, и иные нерусские народы - нет?
Владимир Даль (автор «Толкового словаря великорусского наречия русского языка», 1863 г.):
«Что Погодинъ ни говори, а гораздо болѣе половины земляковъ нашихъ - обрусѣвшая чудь (
"чудь" - собирательное древнерусское название ряда финно-угорских племён - прим. моё). Посмотрите въ Тверской на Карелъ, въ Нижегородской, Пензенской, Симбирской и др. на Мордву, Чувашь - они обрусѣли въ глазахъ нашихъ, и нынѣшнее поколѣніе не знаетъ болѣе своего языка. Тоже видѣлъ я въ Пермской, Вятской и - Орловской; пусть рѣшитъ Погодинъ, какъ Историкъ, какого поколѣнія чухны жили въ орловской, но это чудь. Одна половина Курскаго населенія также. Это потому, что на югѣ сидѣли славянѣ, а во всей Великоруссіи
чухны разныхъ поколѣній.»
«Залѣсскiй край, на востокъ отъ Москвы, безспорно весь населенъ былъ разною Чудью; это могло бы послужить поводомъ для приписанiя восточнаго нарѣчiя влiянiю Чуди; но самое близкое къ нему, по говору, сѣверное, и также окающее, жило искони, а на югъ отъ Москвы акающiя нарѣчiя также образовались при обрусѣнiи чудскихъ же племенъ.»
«Корелы, Зыряне, Пермяки, Вогулы, Вотяки, Черемисы, русѣя, переиначиваютъ нѣсколько языкъ нашъ. Чудскiя племена вообще легко теряютъ языкъ и народность свою и въ очью русѣютъ...
болѣе половины Россiи или подданныхъ ея носятъ на себѣ еще признаки чудскаго племени.»
Залесье / Волго-Окское междуречье
(из Википедии):
Название «Залесье» географическое, южного происхождения, оно подразумевало всё то, что находилось «за лесом» по отношению к киевским и черниговским землям, от которых Залесье отделяли труднопроходимые брянские («дебрянские» - от слова «дебри») леса, населённые
вятичами.
Дославянским населением Залесья были финно-угорские (ме́ря, му́рома, мещёра́) и, в меньшей степени, балтские (голядь) племена. Первым из городов, возникших в Залесье, был Ростов, который упоминается в летописи*) уже во второй половине IX века («а в Ростове меря»). Первая волна славянской колонизации (кривицко-новгородская) пришла в Залесье в X веке. С начала XIII века Залесье включается в понятие
Русь. Названия многочисленных городов Ростово-Суздальской земли (Переяславль-Залесский, Владимир-Залесский/Владимир-на-Клязьме, Юрьев-Опольский, Звенигород-Московский, Галич-Мерьский, Стародуб-на-Клязьме, Ярополч-Залесский и др.) повторяли названия городов происхождения переселенцев (
Переяславль,
Владимир,
Юрьев,
Звенигород,
Галич,
Стародуб,
Ярополч).
После распада Руси на самостоятельные княжества (вторая треть XII века) в Залесье начался интенсивный**) процесс формирования самостоятельной государственности, являвшейся прямой предшественницей современной российской государственности.
Особенно характерно, что два новых Переяславля - Залесский и Рязанский (Переяславль-Рязанский - название нынешней Рязани до 1778 г.) - были основаны на двух речках, названных переселенцами Трубеж, точно также, как и Переяславль в Киевской Руси (Переяславль-Руський - Переяслав-Хмельницкий с 1943 г. до 2019 г.) находился на речке
Трубеж.
Примечания:
*)
Русский академик Шахматов ещё около 1900 г. доказал, что упоминание Ростова под 862 годом
было внесено в третью редакцию летописи
«Повесть временных лет» (ПВЛ), созданную в 1118 г. по поручению новгородского князя Мстислава Владимировича (старший сын великого князя киевского Владимира Мономаха[†], заказчика второй редакции ПВЛ). Третья редакция ПВЛ сохранилась в составе Ипатьевской летописи, которая в 1809 г. была найдена в Библиотеке Академии наук (Санкт-Петербург) русским историком
Николаем Карамзиным, который, весьма вероятно, и является тем
"неизвестным автором" данной вставки о Ростове.
**) характеристика "интенсивный процесс" - наглая брехня чрезмерное преувеличение, т.к. самостоятельное Московское государство появится вообще-то аж через 400 лет - именно государство, а не княжество Московское в составе монгольской Орды с полным подчинением ордынскому хану и ханскими ярлыками залесским князьям (собственно, и само Московское княжество появилось только в Золотой Орде, когда в 1277 г. золотоордынский хан Менгу-Тимур выдал ярлык "на княжение" в Москве младшему сыну Александра "Невского" - Даниилу, достигшему к тому времени, по монгольским законам, совершеннолетия (16 лет)).
[†] ☝ Чтобы облагородить своё происхождение, на Москве в 16 веке сочинили легенду "шапка Мономаха": эрзац-корона - главная царская шапка московских князей и царей, символ самодержавия в России, будто бы полученная от византийского императора, а в реальности - монгольский женский головной убор, подаренный московскому князю ханом Золотой Орды, внуком хана Менгу-Тимура, основателя Москвы.
"Ядро формирования русского народа" в современном
российском школьном учебнике:
P.S.
Василий Ключевский, «Курс русской истории» (С-Пб., 1904) -
Лекция 17: «В области Оки и верхней Волги в XI-XII вв. жили три финских племени: мурома, меря и весь.
Начальная киевская летопись довольно точно обозначает места жительства этих племён: она знает мурому на нижней Оке, мерю по озёрам Переяславскому и Ростовскому, весь в области Белоозера. Ныне в центральной Великороссии нет уже живых остатков этих племён, но они оставили по себе память в её географической номенклатуре. На обширном пространстве от Оки до Белого моря мы встречаем тысячи нерусских названий городов, сёл, рек и урочищ. Прислушиваясь к этим названиям, легко заметить, что они взяты из какого-то одного лексикона, что некогда на всём этом пространстве звучал один язык, которому принадлежали эти названия, и что он родня тем наречиям, на которых говорят туземное население нынешней Финляндии и финские инородцы Среднего Поволжья, мордва, черемисы. Так, и на этом пространстве, и в восточной полосе Европейской России встречаем множество рек, названия которых оканчиваются на -ва: Протва, Москва, Сылва, Косва и т. д. У одной Камы можно насчитать до 20 притоков, названия которых имеют такое окончание. Vа по-фински значит вода. Название самой Оки финского происхождения: это - обрусевшая форма финского joki, что значит река вообще. Даже племенные названия мери и веси не исчезли бесследно в центральной Великороссии: здесь встречается много сёл и речек, которые носят их названия. ...
Итак, русские переселенцы, направлявшиеся в Ростовский край, встречались с финскими туземцами в самом центре нынешней Великороссии.»