Относительно недавно в рамках I Якутского международного кинофестиваля, в Якутск приезжал популярный российский актер Гоша Куценко. Предлагаю вам небольшой фоторепортаж с пресс-конференции с его участием, проходившей 23 августа в кинотеатре "Синема центр".
P.S. Автор текста Елена Степанова ("Вести Якутии").
Каждый раз я испытываю внутренний протест, когда кто-то понуждает меня делать противные вещи. В данном случае это редактор, которая отправила меня на пресс-конференцию с Гошей Куценко: я все-таки отвечаю за культуру, а культура в данном случае - это Гоша и есть... Мало того, что мне кажется странным, что сорокапятилетний лысый мужик зовет себя Гошей при том, что по паспорту и от рождения он все-таки Юрий Георгиевич. Так и еще я плохо отношусь к современному отечественному кинематографу. Не ко всему, конечно, но фильмы типа "Любовь-морковь", да еще и "2", вызывают у меня стойкое отторжение. Ну, будет ворчать.
Мне, чтоб написать, надо полюбить героя. А как это сделать? Думаете, вот он явился на пресс-конференцию, сел да раскрылся, сразу всю душу выложил перед журналистами. Его ведь водят как медведя на ярмарке...
И все-таки впечатления есть. По тому, как держался, по тому, что говорил и как, насколько был искренен. И я в нем стала копаться.
Обнаружила, что пишет. Пишет песенки, и поет их, не Бог весть какие, но кое-что мне понравилось. Волшебного голоса Джельсомино здесь нет. Но вкупе с музыкой что-то цепляет:
Я капнул себе корвалол
От неразделенной любви:
Нанесен мне смертельный укол -
Дотяну ли теперь до зари?
Он сердечную боль утолил,
А с душевной не смог мне помочь..
Но за это меня превратил
В мотылька на одну эту ночь…
Я тебе себя подарил, -
Не гони меня в уголок:
В уголках столько темных сил, -
Я боюсь их, я - мотылек.
Оттого я лечу на огонь,
Оголивший родной силуэт,
И сажусь на твою ладонь,
И курю тень твоих сигарет...
Что цепляет? Наверное, искренность. И поет так, словно ведет монолог - словом, актер. «Мотылек...» Мне вдруг вспомнилось, как один человек, заключенный, однажды сказал: «Неси людям радость. Не слушай тех, кто вгоняет тебя в уныние. Неси, не смотря ни на что». Наверно, и Гоша - несет. По крайней мере, негатива от него точно нет никакого.
Он также искренне вел себя на пресс-конференции: честно отвечал на вопросы, подробно что-то рассказывая, как мог, шутил, не боясь быть неправильно понятым или предстать в невыгодном свете. Он такой, какой есть. Гоша Куценко. Мы же знаем: как корабль назовете, он ведь так и поплывет. А ему за это еще и деньги платят. И о нем пишут. Знаете, что? Думаю, достаточно назвать заголовки: «Гоша Куценко: обрусевший хохол», «Гоша Куценко: я лысый, яркий и заметный», «Гоша Куценко: иногда мне становится страшно». В общем, человек, каких много: и ему бывает страшно. Но ему - платят. Думаю, за честность в своей профессии.
Пресс-конференцию вел заместитель министра культуры Владислав Левочкин, который сразу решил задать тему разговора, спросив у Гоши, слышал ли он что-нибудь о якутском кино и какие впечатления у него от якутского кинофестиваля.
От второй части вопроса Гоша как-то технично вообще уклонился, а отвечая на первую, как-то так очень мило признался, мол, простите, не слышал о якутском кино ничего, что его все сразу и простили. Потерев, как ребенок, глаза кулачком, Гоша вызывает улыбку и к себе расположение:
- Я уже догадался о вашем вопросе... начал в Интернете искать лихорадочно, но не успел загрузить...
Да ничего: мы-то сами местные, понимаем... В качестве извинений, он объясняет:
- Я здесь впервые. Актерская жизнь такая: летишь куда-то, а потом не запоминаешь ничего. Я пока все помню. Я приехал, чтобы знакомиться с этим чудесным краем и привлекать к нему внимание, и уже увидел самый длинный градусник на земле, который показывает от минуса семидесяти до плюса пятидесяти. Что я о Якутии знаю? Что это пять часть России и самая богатая часть. И - самая негустонаселенная. Хочу ловить те прекрасные моменты, когда градусник все же ближе к плюсу пятидесяти и наслаждаться тем стабильным счастьем, которое здесь обитает.
Мне показалось все же, что вопрос о том, почему его так зовут, уже и ему порядком поднадоел, и он немного разозлился:
- Еще меня зовут «Эй!», еще:«Ничего себе!». А некоторые называют Бондарчуком, наверное, потому что лысый...
И все-таки сказал:
- Мама звала меня Гошей. Уж не знаю, почему. Мне уже никогда этого не узнать...
И снова потер глаза кулаком.
На сей счет есть такая история:
Гоша картавил. Когда поступал в школу-студию МХАТ, читал «Исповедь хулигана» Есенина. «Мне нгхавится, когда каменья бгхани летят в меня, как ггхадгхыгающейггхоэы. И только кгхепче жму тогда гхуками своих волос качнувшийся пузыгхь», - декламировал он.
Олега Табакова, возглавлявшего приемную комиссию, это так забавляло, что он несколько раз переспрашивал: «А как вас зовут?». «Югхий», - отвечал юноша. «А отчество как?» - не унимался Табаков. «Геогхиевич»,- держался парень. «Так вы хотите стать драматическим актером?..»- катался со смеху Табаков.
Наверно, Куценко было не до смеха. Удар он держал. «Меня зовут Гоша, - сказал Гоша. - Меня так мама в детстве называла…»
Просто эпатировал комиссию.
Может, это и сыграло роль для Юрия Куценко, после этого окончательно ставшего Гошей.
И этот Гоша кого уже только не сыграл.
-Да...- задумывается он. - Наверное, это ужасно: и в боевиках, и комедиях... Действительно, я посмотрел свою фильмографию и понял, что разбросался. Обычно актеры так себя не ведут, они придерживаются какой-то одной дорожки... Наверное, это от того, что у меня все-таки театральное образование: школа-студия МХАТ, - мы там играли разные вещи.
Я больше всего люблю не играть. Понятно, что исполняя роли каких-то монстров, серьезных парней, милиционеров, солдат, мы играем не себя ...Мы - артисты и у нас другое значение и призвание... Я в Якутск привез картину, которая близка мне больше всего по способу существования,к моему внутреннему идеальному состоянию-«Игра в правду». У любого человека есть состояние правды. А, играя в таком кино, максимально к самому себе приближаешься. В принципе, все работы, которые мы сняли с Виктором Шамировым:«Дикари», «Упражнение в прекрасном», «Со мною вот что происходит» и «Игра в правду», - это все кино такого склада.
Я люблю, конечно, и погримасничать, и построить из себя крутого: в каждом парне, наверное, есть не только уменьшительные, но и другие прозвища...
«Упражнение в прекрасном» - мы сами изначально написали пьесу, по моему, в 2008 году, и играем ее до сих пор в театре Моссовета.Виктор Шамиров там, правда, уже не играет. И когда кончился кризис, нашли денежки и сняли кино. Мы, кажется, были последними, кто еще снимал на пленку. Это не «цифра». Если бы это был какой-то чужой сценарий, в котором я играл бы актера, то, наверное, там было бы немного автобиографичного. А здесь у меня есть некие отстранения, я играл не себя. Я играл достаточно заносчивого, выхолощенного, опустошенного, немножко зашоренного, самовлюбленного парня. Этот фильм, на самом деле, для меня -предостережение, потому что, конечно, достаточно просто оказаться в его шкуре, в его ситуации. И когда у меня в жизни происходит ситуация, когда я не снимаю, но отменяю ради съемки спектакль, для меня это предостережение, потому что в дипломе у меня написано: актер драматического театра и кино. И тем не менее... это - не я. Я надеюсь, не я.
Что касается фильма «Игра в правду» и режиссера Шамирова, наверное, стоит сказать: в современном российском кино Шамирова воспринимают как одного из лучших, а рядом с его картинами ставят знак качества. Гарантированный. Вот что пишет о нем пресса: «Картина «Игра в правду» - это тот пример, когда поцелуй театра и кино родил замечательное произведение, которое ничего не потеряло ни как спектакль, ни как фильм».
Гоша говорит проще: «О картине очень хорошие сарафанные отзывы. Я, пожалуй, такого еще в нашем кино не встречал».
Посмотрим?
фоторепортаж для газеты "Вести Якутии"