8 сентября в рамках III Международного музыкального фестиваля «Северное сияние», в Якутске состоялся концерт одной из известных терменвоксисток мира
Олеси РОСТОВСКОЙ «Играющая на волнах».
Желание посетить этот концерт возникло сразу по той простой причине, что имя Льва Термена, изобретателя терменвокса знакомо мне давно. Этот удивительный человек, хоть и недолго, но все же часть своей жизни поневоле прожил в качестве заключенного ГУЛАГа.
Вернемся к концерту… Необычность мероприятия усиливалась тем, что оно проводилось в Римско-католической церкви и проходило формате музыкальной встречи-диалога музыканта со слушателями. Чем же примечателен терменвокс? К нему не нужно даже прикасаться, чтобы извлечь звуки!
Исполнитель водит руками в воздухе и виртуозно изменяя невидимое глазу электромагнитное поле, может не только имитировать пение птиц, но и извлекать более сложные мелодии. В программе прозвучали "Не пой красавица при мне" С. Рахманинова, "Лунная соната" Бетховена, "Сицилиана" Баха, "Ave-Maria" Баха- Гуно "Жаворонка" М. Глинки. Аккомпанировал на органе отличник культуры РС (Я), признанный преподаватель, известный пианист - Виктор Вячеславович Фадеев.
Между номерами Ростовская, вкратце пояснила суть работы инструмента и отвечала на многочисленные вопросы слушателей, среди которых, видимо, немало было представителей музыкальной среды.
Сам инструмент достаточно прост, и, обладая базовыми знаниями в электронике можно собрать его подобие даже в домашних условиях. Тем не менее, известные мастера все же имеют ряд секретов, без знания которых невозможно получить терменвокс концертного уровня.
Рассказала виртуоз вкратце и биографии изобретателя инструмента - Льва Сергеевича Термена. О его личном знакомстве с Лениным, карьере ученого, и о том, как попав в 1938 году в гулаговские лагеря, Термен смог выжить лишь благодаря своему рационализаторскому уму - он усовершенствовал конструкцию тележки для перевозки камней, которая позволила существенно повысить эффективность труда заключенных. Многочисленные рационализаторские предложения Термена привлекли к нему внимание администрации лагеря, и уже в 1940 году он был переведён в туполевское конструкторское бюро ЦКБ-29 или в так называемую шаражку - НИИ тюремного типа при НКВД, где он около 8 лет занимался опытно-конструкторской деятельностью. Здесь его ассистентом был Сергей Павлович Королёв, впоследствии - известный конструктор космической техники. Одним из направлений деятельности Термена и Королёва была разработка беспилотных летательных аппаратов, управляемых по радио - прообразов современных крылатых ракет.
Click to view
В 1946 году Термен был представлен к Сталинской премии второй степени. Но Сталин, визировавший списки награждённых, собственноручно исправил вторую степень на первую. В 1947 году Термен стал лауреатом Сталинской премии первой степени. Но из-за весьма пикантного статуса лауреата (на момент представления к премии Термен был ещё заключённым) и закрытого характера его работ, о награждении нигде публично не сообщалось.
В 1947 году был реабилитирован, но продолжил работу в закрытых конструкторских бюро в системе НКВД, где занимался, в частности, разработкой подслушивающих систем. Одна из его разработок - подслушивающая система «Буран», считывающая с помощью отражённого инфракрасного луча вибрации стекла в окнах прослушиваемого помещения.
Жизнь у Термена была насыщенной, интересной, но сложной, и как ни странно, особенно в последние годы. В 1991 году, в возрасте 95 лет, за несколько месяцев до распада СССР, Лев Термен вступил в КПСС. Своё решение он объяснял тем, что когда-то дал обещание Ленину вступить в партию, и что он хочет поторопиться выполнить обещание, пока она ещё существует. Для вступления в КПСС, Лев Сергеевич в свои 90 лет пришёл в партком МГУ, где ему сказали, что для вступления в партию необходимо отучиться на кафедре марксизма-ленинизма в течение пяти лет, что он и сделал, сдав все экзамены. В 1992 году неизвестные разгромили комнату-лабораторию на Ломоносовском проспекте, были разбиты все его инструменты, выкрадена часть архивов. Милиция преступление не раскрыла. Но до самой смерти Лев Термен был полон энергии и даже шутил, что он бессмертен. В доказательство он предлагал прочитать свою фамилию наоборот: «Термен - не мрёт».
Умер старик в возрасте 93 лет. Как писали позднее газеты: «В девяносто семь лет Лев Термен ушел к тем, кто составлял лицо эпохи - но за гробом, кроме дочерей с семьями и нескольких мужчин, несущих гроб, никого не было…». Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.
Когда Олесю спросили, была ли она знакома лично с Львом Терменом, она с досадой ответила, что нет, и призналась, что когда впервые увидела его портрет, лицо ей сразу показалось знакомым и родным: «...Я думаю, что он был одним из самых уникальных людей XX столетия...»
В целом, концерт стал первым знакомством якутян с терменвоксом. И надеемся, в будущем Олеся Ростовская еще не раз приедет в Якутск и мы услышим больше ее удивительных произведений, и может не только в сочетании с органом, но и с привычным для нас хомусом. По крайней мере, это было бы довольно интересно.
Краткая справка:
Терменво́кс (лат. theremin или thereminvox) - электромузыкальный инструмент, созданный в 1919 году русским изобретателем с французскими корнями Львом Сергеевичем Терменом. Игра на терменвоксе заключается в изменении музыкантом расстояния от своих рук до антенн инструмента, за счёт чего изменяется ёмкость колебательного контура и, как следствие, частота звука. Вертикальная прямая антенна отвечает за тон звука, горизонтальная подковообразная - за его громкость. Для игры на терменвоксе необходимо обладать хорошо развитым музыкальным слухом: во время игры музыкант не касается инструмента и поэтому не может фиксировать положение рук относительно него и должен полагаться только на свой слух. В настоящее время существуют как серийные, так и мастеровые терменвоксы, а также различные школы игры на нём.
P.S. Немного видео с концерта.
Click to view