А когда все-таки решились заплатить, платить было некому...

Jul 28, 2016 14:01



Давно уже не хожу в Третьяковке "по всем залам", иду обычно "в гости" к какой-то одной картине или художнику, благо, живу в пяти минутах ходьбы от галереи и могу зайти в нее в любое время.

Сегодня 210 лет Александру Иванову, ради одной работы которого в 1932 году к основному зданию в Лаврушенском был специально пристроен зал.
"Явление Христа народу". Возле нее всегда много людей и всегда тихо. Картину невозможно рассмотреть за один день и за месяц тоже вряд ли удастся. Может быть и за жизнь.
А в общем, ее надо не смотреть, а читать - именно этого добивался художник.

Его самый любимый друг Николай Гоголь о еще недописанной картине сказал, что "подобного явленья не показывалось от времен Рафаэля и Леонардо да Винчи".
А вот и сам Микола Васильович - в центре, в коричневом хитоне, в образе странника.



Ближайшему другу Иванов подарил на картине место персонажа, именуемого "ближайший ко Христу".
Кстати, в одном из первых вариантов "Явления" на месте Гоголя-странника должен был находиться второй Христос. Два Христа на одной картине - это было бы интересно! Получалось, что первый шел к народу, среди которого уже находился второй Мессия.



Себя художник тоже запечатлел среди народа - человек в серой шляпе с посохом - сам Иванов.



Писал он картину в Италии, в течение 20 лет, остались 600 этюдов, каждый из которых абсолютно законченный шедевр.



Обратите внимание на "Голову раба" - здесь не два лица, а три: на плече у клейменного ясно проступает еще один силуэт.



Третьяков скупал все эти эскизы, поскольку сама картина была уже заранее приобретена Академией художеств.



20 лет - целая жизнь... Картина была незакончена, но сил у Иванова уже не было. В некоторых местах она так и осталась недорисованной, например, в левом нижнем углу, рядом с Иоанном Крестителем, указывающем на Христа, группа апостолов: рыжеволосый Иоанн Богослов, за ним - Петр, потом Андрей Первозванный и Нафанаил. За ними мальчик и старик, поднимающиеся на берег после обряда крещения в Иордане. Посмотрите на отражение в воде - там красная одежда, а не белая, как на старике.



Первоначально здесь был написан юноша в красных одеждах, позже Иванов зарисовал его, заменив на старика, но отражение уже не осилил...

Перевозили картину из Рима в Петербург на корабле прямо на палубе, в трюм она не вмещалась, а при перевозке чуть не погибла во время шторма. Открытие состоялось в Эрмитаже почти одновременно с открытием Исаакиевского собора, на котором также присутствовал император. "Явление" он увидел после Исаакия, и, видимо, ослепленный накануне сияющим великолепием храма, смотрел на работу уже иначе. Он начал торговаться, предложив художнику вдвое меньшую сумму, чем тот рассчитывал, хотя писалась картина именно по заказу Александра II.
А когда все-таки решились заплатить, платить было некому: "Явление" прибыло на родину в мае 1858 года, приняли его более чем равнодушно, а в июле от пережитого стресса обессиленный Иванов заразился холерой и умер.

живопись, юбилей

Previous post Next post
Up