Анна Ахматова умерла 5 марта 1966 года в подмосковном санатории в Домодедово.
Хоронили ее 10 числа, после отпевания в Никольском Морском соборе на кладбище в Комарово при пятитысячном стечении народа, но единственным, кому чудом удалось снять на камеру похороны великой поэтессы, был Семен Аранович, режиссер, у которого я снимался в "Торпедоносцах" и "Противостоянии". Он привел свою группу со всем необходимым оборудованием, выделенным для съемок другого, официально разрешенного, фильма.
Этот еврей совершил подвиг, на который не отважился ни один русский, и за последствия которого потом пришлось расплачиваться всей съемочной группе. Но Аранович прекрасно понимал, на что шел. Позднее он вспоминал:
- Нам никогда не разрешалось снимать в церквях, и священники знали это очень хорошо. И когда я пришел в Никольский собор и обратился к отцу Петру, который был в то время молодым священником, и объяснил ему, чье будет отпевание, то он сказал: "Я знаю". Я сказал, что хотел бы снять отпевание. Он спросил: "У вас есть разрешение?" Я сказал, что у меня нет никакого разрешения. Он сказал: "Мы не хотим рисковать". А я ему: "Я прошу вас, мы вместе ответим за это, но мы должны это снять".
Из похорон Ахматовой власти сделали политическое событие.
До последнего не давалось разрешение на захоронение Ахматовой в Комарово - о ленинградском кладбище речь вообще не шла. Бродский, выбивавший ей место, вспоминал позднее, что тело Ахматовой было уже в Никольском соборе, шло отпевание, а он всё еще стоял на комаровском кладбище, не зная - будут ее хоронить там или нет.
Страшно нервная обстановка - всюду кордоны милиции, не пускающие людей, кгбэшники, следящие за каждым жестом, совершенно обезумевший Лев Гумилев, который выдергивал пленку из фотоаппаратов у снимающих.
В самой церкви было очень темно, свечи гасли быстро, снимать было сложно...
Аранович рассказывал мне, что после отпевания люди в штатском, стоявшие на выходе из собора, выхватили у операторов пленки и засветили материал. К счастью, не весь.
Несмотря на это он продолжил съемки прощания в Доме писателей и затем на кладбище. Тогда весь отснятый материал изъял КГБ, Арановича на Ленфильме понизили в должности до ассистента режиссера, оператора высшей категории Аркадия Резентула - до третьей категории, а оператора Анатолия Шафрана вообще лишили возможности снимать, и он ушел со студии. Всем остальным членам съемочной группы, находившимся в соборе, был объявлен выговор.
Отснятый материал пролежал на полке 23 года, вплоть до столетнего юбилея Ахматовой, который отмечали в 1989 году. Тогда Аранович выпустил документальный фильм, завоевавший многие призы международных фестивалей.
"Личное дело Анны Ахматовой" - фильм Арановича, в который вошли чудом сохранившиеся кадры похорон...
Click to view