Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
Господин Председатель!
Господин Генеральный секретарь!
Ваши Превосходительства!
Дамы и господа!
Вначале я хотел бы высказать свои искренние поздравления по случаю достойного избрания Вашего Превосходительства на пост руководителя Генеральной ассамблеи, а также выразить признательность за усилия Его Превосходительству господину Пан Ги Муну.
Господин Председатель!
Наш мир является миром, полным страхов и надежд: страха перед войной и враждебными региональными и международными отношениями; страха перед смертоносными столкновения религиозных, племенных и национальных идентичностей; страха перед институализацией насилия и экстремизма; страха перед нищетой и разрушительной дискриминацией; страха перед порчей и уничтожением жизненных ресурсов; страха перед игнорированием достоинства и прав человека и страха перед пренебрежением к морали.
Наравне со всеми этими страхами существуют и новые надежды: надежда на принятие народом и элитой во всем мире идеи «отдать свои голоса за мир, а не за войну» и надежда на предпочтение диалога вражде и умеренности экстемизму.
Живым примером является разумный выбор надежды, рассудительности и умеренности, который был сделан великим народом Ирана на последних выборах, которые кристализацией религиозного народовластия и спокойной передачей исполнительной власти показали, что Иран является гаванью стабильности в море региональных волнений. Твердая убежденность власти и нашего народа в необходимости прочного мира, спокойствия, мирного разрешения конфликтов и опоре на всеобщее голосование в качестве фундамента власти, ее приемлемости и легитимности сыграла высшую роль в создании такой надежной среды.
Господин Председатель!
Дамы и господа!
Нынешний чувствительный переходный период в международных отношениях полон опасностей и, разумеется, насыщен беспрецедентными шансами. Любой неправильный расчет в оценке своей и чужой ситуации чреват историческим ущербом до такой степени, что ошибка одного игрока влечет за собой негативные последствия для всех. Уязвимость стала международным и всеобъемлющим явлением.
В период этого чувствительного перехода в истории международных отношений эпоха политических игр закончилась с общим нулевым счетом, однако многие игроки все еще пользуются устаревшими и глубоко неэффективными методами и инструментами для того, чтобы сохранить свое превосходство и былое господство. Милитаризм и применение военных инструментов и грубой силы для подчинения других является примером неэффективности продолжения старых привычных действий в новых условиях.
Насильственные экономические и военные мероприятия с целью сохранения и продолжения прежнего господства и превосходства сопровождаются целым комплексом идеологических концепций, которые все без исключения направлены против мира, безопасности, человеческого достоинства и чаяний человечества. К числу таких концепций относится идея о единообразии обществ, внедрении и распространении западных ценностей в качестве мировых. Другая концепция заключается в сохранении культуры холодной войны и разделении мира на два лагеря: лагеря «нас - обладающих превосходством» и лагеря «остальных - презренных». Еще одна концепция заключается в создании обстановки запугивания и страха перед появлением новых игроков в мировом сообществе.
В такой атмосфере растет масштаб государственного и негосудартвенного, религиозного и кланового и даже расового насилия, и нет никаких гарантий того, что период спокойствия в отношениях между крупными державами не скатится к резким диалогам, грубому и жесткому поведению и поступкам. Катастрофическое влияние примеров экстремизма и насилия не стоит недооценивать.
Между тем, стратегия применения насилия в попытках выбивания региональных игроков из естественной для них атмосферы действий; политика, названная «обуздыванием»; изменение политических режимов, происходящее внутри границ, и усилия, которые выкристаллизовываются для разрушения политических рамок и границ, являются весьма опасными и ведущими к нарастанию напряженности.
Стандартный международный политический диалог принял вид беседы цивилизованного центра с нецивилизованными окраинами. На этой картинке связь центра мировой мощи с окраинами предстает в виде властных отношений. Разговор центрального Севера с окраинным Югом стал причиной появления разновидности монолога на уровне международных отношений. Пропагандистские и ничем не обоснованные антирелигизные, исламофобские, шиито- и иранофобские разговоры, на самом деле, представляют собой серьезную угрозу для мировой стабильности и безопасности человечества.
Эти пропагандистские разговоры, имеющие целью внушение гипотетических и воображаемых угроз, приняли опасную форму. Одной из таких воображаемых угроз стала мнимая иранская опасность. Каких только резких действий и преступлений не совершалось за последние три десятилетия под предлогом этой фиктивной угрозы! Снабжение Саддама Хусейна химическим оружием и оказание поддержки талибам является только частью примеров таких преступлений. Откровенно, со всей решительностью, располагая выдержками из документов и неопровержимыми свидетельствами, я заявляю, что те, кто разглагольствуют об иранской угрозе, либо сами представляют собой угрозу для мира и международной безопасности, либо разжигают эту угрозу. Иран не только не является угрозой, но и в своих чаяниях, и на деле всегда был и остается глашатаем справедливого мира и всеобщей безопасности.
Господин Председатель!
Дамы и господа!
В мире немного мест с таким же разрушительным уровнем жестокости и насилия, который испытали на себе Западная Азия и Северная Африка. Военное вмешательство в Афганистан, война, навязанная Саддамом Хусейном Ирану, оккупация Кувейта, военное вторжение в Ирак и жесткие действия по подавлению народа Палестины, терракты против политических деятелей и простых людей в Иране и взрывы бомб в странах региона, таких как Ирак, Афганистан и Ливан - являются примерами насильственных действий, совершенных за последние три десятилетия в этом регионе.
То, что происходит с обездоленным народом Палестины, является ничем иным, как политикой государственного насилия. Территория Палестины оккупирована. Основные права палестинцев трагическим образом нарушаются; они лишены права на возвращение в свои дома, места своего рождения и не имеют доступа к своей родной земле. Преступления, которые совершаются в отношении ни в чем не повинного народа Палестины, предстают в виде институализированного насилия, при описании которого понятие «апартеид» представляется недостаточно весомым выражением.
Гуманитарная катастрофа в Сирии является болезненным примером катастрофического распространения насилия и экстремизма в нашем регионе. С самого начала кризиса, с того времени, когда некоторые из региональных и международных игроков путем вливания оружия и разведданных и укрепления экстремистских групп пытались перевести этот кризис в военную плоскость, мы говорили о том, что сирийский кризис не имеет военного пути решения. Невозможно осуществлять стратегические и экспансионистские цели, направленные на подрыв регионального баланса и равновесия, скрываясь за словами о человечности и гуманизме. Общая цель международного сообщества должна заключаться в скорейшем прекращении убийств невинных людей. Осуждая любое использование химического оружия, мы приветствуем присоединение Сирии к Конвенции о запрещении химического оружия и уверены, что получение экстремистскими террористическими группами доступа к этому оружию является самой большой надрегиональной проблемой, которую следует не упускать из вида. Одновременно, незаконное и неэффективное применение силы или угрозы применения силы приведет исключительно к эскалации насилия и кризиса в регионе.
Вершиной экстремизма и насилия являются террор и убийства ни в чем не повинных людей. Терроризм - это жестокое и всеобъемлющее бедствие, не знающее границ. Однако насилие и экстремизм, которые происходят под названием «борьба с терроризмом» или, в частности, использование беспилотников против невинных людей также достойны осуждения. Здесь следует сказать о совершенных преступниками убийствах иранских ученых-ядерщиков. За совершение какого преступления они были убиты? Вопрос, который следует задать ООН и Совету Безопасности состоит в том, были ли осуждены террористы?
Несправедливые санкции являются еще одним проявлеиием насилия, направленного, по существу, против мира и человечества, и вопреки пропаганде тех, кто применяет санкции, они нацеливают эти санкции не на правительства и политическую элиту, а более всего делают жертвами своих политических распрей обычных людей. Не забудьте о миллионах иракцев, которые в результате санкций, которые были обернуты международными структурами в блестящую правовую фольгу, пострадали и погибли, и значительное количество которых на протяжении всей жизни обречены испытывать мучения. Эти санкции являются насилием. Они не бывают «умными» или «не умными», односторонними или многосторонними. Эти санкции являются нарушением неоспоримых человеческих прав, в том числе, права на мир, права на развитие, права на получение медицинской помощи, права на образование и, более всего, права на жизнь. Результатом санкций, не взирая на любую риторику и игру словами, является все то же разжигание насилия, агрессия и уничтожение людей. В огне этого пожара сгорают не только жертвы санкций - этот огонь также наносит ущерб экономике и жизни людей, живущих в обществе, которое проводит эти санкции.
Господин Председатель!
Дамы и господа!
Сегодняшние насилие и экстремизм охватывают не только материальные, но и моральные аспекты человеческой жизни и нынещнего общества. Насилие и экстремизм не оставляют места для терпимости и понимания, которые являются необходимыми вещами в жизни человека и современного общества. Отсутствие толерантности является сегодняшней проблемой нашего мира. Толерантность надо укреплять за счет религиозных идей, культурных и политических подходов. Человеческое общество следует поднять от этапа отрицательной толерантности к этапу совместного сотрудничества. Следует не только терпеть присутствие иных, но и работать с ними.
Люди мира устали от войн, насилия и экстремизма, и это является беспрецедентным шансом. Они надеются на изменение нынешнего положения. Исламская Республика Иран верит в то, что при разумном сочетании надежды и умеренности можно управлять всеми вызовами. Поджигатели войны хотели бы убить все надежды, тогда как надежда на позитивные изменения - это чувство, свойственное природе человека, являющееся религиозным, всеобъемлющим и международным понятием.
В основании надежды лежит вера в общую волю народов мира, направленную на борьбу с насилием и экстремизмом, на внесение изменений, противодействие навязанным структурам и на то, чтобы воздать должное ответственному человеческому выбору и действиям. Надежда, без сомнения, является одним из величайших даров милостивого Всевышнего всему человечеству. Умеренность также означает мудрые, разумные, происходящие своевременно и в нужном месте действия, сочетающие в себе высшие чаяния, выбор эффективных стратегий и учет действительного положения дел.
На последних выборах иранский народ продемонстрировал разумное поведение, проголосовав за диалог надежды, рассудительности и умеренности. Сочетание надежды, рассудительности и умеренности во внешней политике означает, что Исламская Республика Иран в качестве региональной державы ответственно подходит к вопросу о региональной и международной безопасности и готова к многостороннему и всестороннему сотрудничеству с другими ответственными игроками в этих областях. Мы защищаем мир, основанный на демократии и избирательных урнах во всех районах мира, в том числе, в Сирии, Бахрейне и других странах региона и убеждены в том, что не существует насильственных путей для разрешения международных кризисов, и только с помощью человеческой мудрости, во взаимодействии и при использовании умеренности можно преодолеть нынешнюю горькую действительность, существующую в человеческом обществе. Таким образом, военный подход не может служить гарантией мира и демократии, обеспечения легитимных интересов всех государств в мире и, в том числе, в регионе Ближнего Востока.
Иран выступает за разрешение проблем, а не за создание новых трудностей. Не существует такого досье и такого вопроса, которые не могли бы быть разрешены при помощи надежды и умеренности, за счет взаимного уважения и отрицания насилия и экстремизма. Позвольте остановиться на вопросе об иранском ядерном досье.
Самым простым путем решения данного вопроса, по словам мудрого Лидера Исламской Революции, является признание естественных, законных и неоспоримых прав Ирана. Это не просто политический лозунг. Он основывается на глубоком изучении технологической ситуации в Иране, международных условий, окончании периода игр, завершившихся с нулевым счетом, и необходимости поиска совместных целей и интересов для достижения понимания и взаимной безопасности. Иными словами, Иран и другие задействованные игроки должны преследовать две цели в качестве двух неразделимых частей при политическом разрешении вопроса о ядерном досье Ирана:
1. Ядерная программа Ирана и всех других стран должна носить исключительно мирный характер. Здесь я откровенно заявляю, что эта цель, независимо от позиций остальных игроков, всегда была и будет целью Исламской Республики Иран. Ядерному оружию и оружию массового уничтожения нет места в оборонной доктрине Ирана: это противоречит нашим фундаментальным религиозным и моральным убеждениям. Наши национальные интересы требуют того, чтобы мы устранили любое логичное беспокойство в связи с иранской ядерной программой.
2. Вторая цель, заключается в принятии того, что действия по обогащению и другие действия, связанные с ядерными правами на территории Ирана, представляют собой исключительно путь для обеспечения первой цели. Ядерные знания натурализованы в Иране, и ядерные технологии, в частности, технология обогащения достигли этапа массового производства. Поэтому представления о том, что, препятствуя иранской ядерной программе путем осуществления незаконного давления, можно гарантировать ее мирный характер, являются мнимыми и крайне нереалистичными.
Таким образом, Исламская Республика Иран, настаивая на своих правах и необходимости уважения и международного сотрудничества в осуществлении этих прав, готова к незамедлительному диалогу для создания взаимного доверия и устранения неясностей с обеих сторон путем достижения полной транспарентности.
Иран выступает за конструктивное взаимодействие и совместные интересы с другими странами, и в этих рамках не преследует цели усиления напряженности в отношениях с США. Я внимательно следил за вчерашним выступлением президента Обамы - в случае наличия политического намерения со стороны американского руководства и отказа от следования интересам групп, выступающих за военное давление, можно придти к рамкам, в которых можно будет управлять разногласиями. Эти рамки должны основываться на равенстве позиций, взаимном уважении и признанных неоспоримых международных принципах. Разумеется, мы ожидаем услышать от Вашингтона единое мнение по данному вопросу.
Господин Председатель!
Дамы и господа!
Все эти годы последовательно слышался один преобладающий голос: «На повестке дня военный вариант». Однако давайте сегодня вместо этих неэффективных и незаконных речей произнесем: «Мир может быть достигнут». Итак, в качестве первого шага от имени Исламской Республики Иран я предлагаю внести в рабочую повестку ООН план под названием «Мир против насилия и экстремизма» с тем, чтобы все правительства, международные организации и гражданские институты организовали новые усилия для того, чтобы стимулировать весь мир к движению в этом направлении. Вместо неэффективного варианта «коалиции ради войны» в различных регионах мира следует продумать вариант «коалиции ради прочного мира» во всем мире. Сегодня Исламская Республика Иран призывает вас и все мировое сообщество сделать шаг вперед. Мы должны принять призыв к «миру против насилия и экстремизма», и тогда для нас могут открыться горизонты, при которых по всей земле можно будет яснее увидеть мир вместо войны, терпимость вместо насилия, прогресс вместо кровопролития, справедливость вместо дискриминации, всеобщее пользование благами вместо бедности и свободу вместо деспотизма.
Как сказал известный иранский поэт Фердоуси:
«Старайтесь творить добро.
Если вы увидели холод - постарайтесь принести весну!»
Несмотря на все проблемы, я глубоко надеюсь на будущее. Со сплоченными международными усилиями, направленными против насилия и экстремизма, я не сомневаюсь в том, что будущее будет светлым. Умеренность сделает будущее мира лучезарным. Моя надежда, помимо личного и национального опыта, основывается на общей и присущей всем божественным религиям вере в то, что в конце концов в мире воцарятся добро и свет и, как сказано в Писаниях, «мир унаследуют праведники».
Господин Председатель, благодарю Вас.