Профессор Маджид Самии, иранец, ныне проживающий в Германии, по праву считается одним из лучших в мире практикующих нейрохирургов и исследователей мозга.
Родился Маджид Самии в 1937 году в Тегеране, но родители его приехали туда из Решта, города на север Ирана, у Каспийского моря. Семья Самии уже в те времена включала нескольких светил медицины, в том числе - иранских хирургов. Неудивительно, что и Маджид пошёл по их стопам, причём степень доктора медицинских наук в области нейрохирургии получил уже к 33 годам. Обучался он в Германии, где также стал одним из первых специалистов, прошедших подготовку в только-только появившейся лаборатории нейрохирургии. Сегодня его нередко называют волшебником - Маджиди выполняет сложнейшие операции, которые не под силу большинству врачей. Он написал более 500 научных статей, опубликовал 17 книг и обучил сотни студентов-будущих нейрохирургов в разных странах. Профессор до сих пор проводит операции: в том числе, в Иране, Индии и Китае.
Одна из наиболее интересных страниц биографии Самии: создание знаменитого
Международного Института неврологии в Ганновере. Эта нейрохирургическая клиника была основана в 1998 году. В институте неврологии диагностируют и лечат заболеваний нервной системы человека. Кроме того, больница имеет лаборатории для проведения научных экспериментов и клинических исследований. Уже обладавший заметным авторитетом профессор (к тому времени - президент Международной Ассоциации Нейрохирургов) предложил мэрии Ганновера (города на севере Германии) необычный проект к планировавшийся на 2000-ный год Всемирной выставке: здание института, в котором лечат и изучают мозг, и сконструировано должно было быть в форме мозга!
Профинансировав проект, ганноверцы не прогадали. Теперь лечиться к ним ездят самые богатые, влиятельные и известные люди мира. Правда, сам Маджид Самии не планировал подобную «элитарность» своей клиники. С самого начала он хотел иметь базу для исследований, способных помочь людям всего мира, в том числе - в бедных и неблагополучных регионах.
Именно с этой целью в 2004 году профессор Самии содействовал открытию и стал во главе Китайского Международного Института неврологии в Пекине. Этот центр по масштабам вдвое больше ганноверского, и с его помощью правительство Китая намеревается повысить уровень работы неврологов и нейрохирургов по всей стране. В 2007 году премьер-министр Китая вручил нейрохирургу одну из самых почетных наград - «Медаль дружбы».
И, конечно, Маджид Самии не мог забыть родной Иран. После многих лет сложных переговоров были найдены два иранских благотворителя, с чьей помощью в 2010-м году началось сооружение аналогичного Международного Института неврологии в Иране - причём, в два раз масштабнее китайского! Центр будет готов принимать пациентов в ближайшем будущем, и на него возлагаются большие надежды.
Другой интересный проект профессора носит название «Африка-100». Не секрет, что многие африканцы предпочитают уезжать изучать медицину на Западе, да так там и остаются. С другой стороны, в африканских странах с медвузами ситуация не лучшая. Что делать? Цель проекта Маджида Самии: обучить сотню квалифицированных нейрохирургов «на месте», непосредственно в Африке, африканскими же преподавателями (из Алжира, Марокко, Туниса, Египта и ЮАР). Самии уверен, что нехватка такого рода врачей приводит к повышению смертности на этом континенте: так, ежегодно автокатастрофы уносят в три раза больше африканских жизней, чем СПИД! А ведь немало жертв можно было бы спасти, окажись рядом грамотный нейрохирург… В 2013 году за успешное воплощение проекта в жизнь Маджид Самии получил особую награду - «Кольцо Лейбница», которую в Германии вручают тем, кто внёс особый вклад в развитие человечества.
Интересно, что Маджид Самии стал одним из немногих врачей, в честь которого вручается медаль (ещё при жизни).
С 2011 года Мировая Федерации Ассоциаций Нейрохирургов (WFNS), раз в два года вручает Почетную медаль им. Маджида Самии за выдающиеся достижения в области нейрохирургии (медаль также подразумевает приз в размере 10 000 евро).
Когда профессора Маджида Самии спрашивают, как ему удается всё успевать, и как он смог сделать так много, он отвечает: «Принято говорить, что мы стоим на плечах своих учителей. Но со мной всё наоборот - я стою на плечах у своих студентов. Сначала я учу их, а потом они - меня. Без их поддержки, научных исследований и новых идей многие из состоявшихся проектов были бы просто невозможны. И я очень им за это благодарен!».