Традиции создания металлических сосудов, покрытых расписной эмалью (глазурью) в Иране сложились уже несколько тысяч лет назад. Особого расцвета это искусство достигло в Иране в период правления Сефевидов (XVI в.) и Каджаров (XIX в.).
Процесс изготовления каждого изделия чрезвычайно трудоемок, и требует работы сразу нескольких ремесленников. Он делится на несколько этапов:
1. Создание основы
Вначале изготавливается основа для росписи: ваза, тарелка, кувшин и т.п. Материалом служит красная медь, а особо дорогие изделия изготавливают из золота, которое в дальнейшем полностью эмалью не покрывают. Материал очень важен: малейшие примеси при обжиге могут привести к изменениям цвета и появлению дефектов в изделии. Традиционными считаются такие формы сосудов, как «кашкуль» (вытянутая конфетница с изогнутыми краями), «лале» (конфетница с резными краями, в форме кувшинки), «джам» (графин с крышкой) и «голабпаш» (типичный восточный кувшин), а также тарелки и блюдца с резными краями.
2. Покрытие глазурью и первый обжиг
Готовую форму покрывают каолином (особой глиной белого цвета) и отправляют в печь («куре») (примерная температура обжига: 750°С). Процесс повторяется трижды, причем используется глина все лучшего качества. Следует соблюдать осторожность, поскольку только что вынутые из печи сосуды - мягкие, и могут потерять форму от малейшего прикосновения. В конце белая глазурь должна ровным слоем покрывать весь сосуд.
3. Роспись
Для расписывания сосудов раньше использовались растительные и минеральные краски. Сегодня применяют химические красители: из оксида золота получают красную краску, из оксида меди - синюю и зеленую и т.п.
Традиционные синие и зеленые узоры стиля «эслими» используются тысячи лет. А в эпоху Аббасидов возник и относительно новый стиль - «хотайи» (цветы и птицы), включающий яркие красные, желтые и коричневые узоры. Кроме того, на сосудах рисуют и персидские миниатюры.
Процесс росписи также делится на несколько этапов:
- «Бум» - нанесение основы, фонового цвета на сосуд.
- «Нагаши» - нанесение узоров.
- «Доргири» - использование тонкой иглы для того, чтобы обозначить границы между элементами росписи (краска снимается, чтобы стала видна тонкая полоска белой глины), а также добавить мельчайшие белые элементы.
4. Финальный обжиг и доработка
В печи роспись закрепляется, и минá приобретает характерный блеск. После этого каждое изделие тщательно осматривается. Края, к которым мастера прикасались во время работы, дополнительно обрабатываются красками («шафонкари»).
Качественная минá устойчива к самым разным внешним воздействиям. Так, ее подлинность можно проверить следующими способами:
- По сосуду или тарелке можно водить острым ножом или пилкой - на качественном изделии царапин не останется.
- К изделию можно ненадолго поднести горящую спичку. Возникшее черное пятно на качественной минé легко стереть тряпкой или просто пальцем - а рисунок останется совершенно нетронутым! На поддельной минé цвета рисунка изменятся или возникнут повреждения на сосуде.