... меня тут подпинывают, вопрошая где посты.
Надо как-то решать это дело, вот.
Поэтому сделаем этот пост о хорошей книге, о которой я уже выкладывала длинющий отзыв в VK, но пускай он и здесь побудет.
Стивен Фрай «Теннисные мячики небес».
День прочтения - второй.
Я уважаю Стивена Фрая за все его роли, за чувство юмора и некоторые телевизионные шоу, где он, имея время, появляется. Когда ты знаешь, что человек обладает хорошим слогом, ибо ты уже читал его книгу, такую, как «Лжец», являющуюся личной биографией человека, ты и от последующих произведений ждёшь чего-то большего.
И, чёрт возьми, они себя полностью оправдали! Ожидания.
Долго выбирая книгу, чтобы отвлечься от русской литературы и Гюго, сразу же, после прочтения «Франкенштейна», можно было прийти к мысли, что английскую литературу ближайшие две недели я не возьму. А нет. Стивена Фрая сложно отнести к классике британского времени, в особенности, девятнадцатого века. Поэтому, оставались сомнения только в мыслях о сюжете.
Пожалуй, я прочитала аннотацию к книге уже третий раз. Первый раз при покупке (неизвестно где, стикера на обложке не оказалось), т.к. я всегда читаю описание книги, если собираюсь её покупать. Второй раз: был буквально недавно, когда окончательно и бесповоротно взяв паузу от «Петербурга» Белого, я искала ещё одну историю из книги, но увы, остановилась на «Франкенштейне» Мэри Шелли.
И третий - решающий раз - был вчера, когда меня задело уже всё, что могло задеть. Как вам такая аннотация, пока без имён и слов, но имеющая фразу «это изощренная пародия и переложение на современный лад «Графа Монте-Кристо»»? Звучит, верно? А следом, «кто с упоением перелистывал страницы книги Александра Дюма, затаив дыхание». Ну, не идеально ли?
И такие факторы: как имя главного героя, сам стиль автора. И бинго! Вы уже попались в сети и готовы читать ИМЕННО ЭТУ книгу.
Если упоминать о сюжете… он остроумен, шикарен и такой, что дух захватывает, потому что главные герои живут в 80-х и ведут себя почти по канону того времени. Только всё же, это действительно Монте-Кристо на современный манер. Тут есть и пошлость, о господи, секс(!), и выпивка и, даже травка. Заманчиво, не правда ли? А более того, вам стоит это прочитать! Правда, стоит.
В мире мало книг, которые я хочу проглатывать за день-два, или за то время, пока находится минутка, и за место музыки и хорошего сериальчика, ты предпочитаешь перелистывать страницы книги.
Фрай следует сюжету основного романа Дюма-отца: т.е. молодая пара, желающая счастья; «друзья» героя, брат героини, старый отец, расследование, возможно будет и Остров. До сей части (ибо книга на них разделена) я дойду страниц через тридцать, и я уже жду этого с предвкушением.
Бывают книги плагиаты, бывают действительно пародии, бывает, что кто-то рискует и пишет за автора продолжение. Но такого(!) я ещё не видела. Ярко, чётко, понятно, заманчиво и оригинально.
Стивен Фрай - мастер своего жанра, где присутствует юмор, а он там есть, поверьте. А также, не забудьте про современную молодёжь, которая, в принципе, никогда не изменится, когда дело касается чувств и эмоций. Так что то, что было у Дюма, будет (я надеюсь) и у Фрая, только под другим соусом, в другом времени, с тонким британским юмором, исключая глубокие вздыхания годов Дюма и, по сути, всей французской классики.
День прочтения - второй. Последний.
«Я влюбилась в эту книгу без малейшего сожаления. И не имею представления, почему её называют жестокой», - так я рискнула написать час назад, пока роман ещё не был дочитан.
Но обо всём по порядку.
Книга. Она «слишком» современна. Выведите три этих слова курсивом.
Но я не считаю это её пороком!
Секс, пошлость, гомосексуализм и современный мир будет здесь тут как тут. Вечные намёки на мужскую любовь, возможно, оттолкнут консерваторов нынешнего времени и в этой жизни. Но знаете, можно закрыть на это глаза, ведь Англия была одной из первых стран, кто разрешил оформление однополых браков. Поэтому, давайте не будем сгущать краски, где на это можно даже не смотреть, а перевести взгляд на более интригующие вещи.
Я упоминала ранее об Острове. Ну, все, кто читал роман Александра Дюма-отца, знают, к чему я веду своё повествование. Только это же «Монте-Кристо» на современный манер, здесь не будет добрых тюремщиков, здесь не будет ничего, что было в романе Дюма упущено из-за тех времён, в которые он это писал. Кишки, кровища и язык вокруг шеи были не в новинку людям в жизни, читать, и писать об этом, было равносильно записаться в Ад ещё до своей кончины. Но здесь же. Современный мир. Да, мы приехали. Остановка: двадцатый век. Жестокость, во всей её красе, не только в описанной автором жизни, но и на бумаге. Мы привыкли к этому, мы читаем такое, мы живём так.
Тут нет благородства и Эдмона Дантеса, здесь есть Нед Маддстоун, которого считают сумасшедшим, выкинем к чертям измену родине, т.к. сумасшествие - худшее, что может случиться с людьми, особенно теми, которым едва-едва дотянуло до «семнадцати с половиной».
И Нед, бедный ты мой мальчик, мне было больно читать, как ты согласился с тем, что ты всего лишь придумал свою жизнь, своих друзей, людей, окружавших тебя, учёбу, Оксфорд и свою первую любовь.
Вычеркните из своей жизни всё, чем вы сейчас живёте, запритесь в четырёх стенах, и людям, которые будут к вам приходить, запретите с собой общаться. Останьтесь без книг, газет и телевизора. Забудьте обо всём, что видели или знали. Тогда да, вы встанете на место главного героя, и может быть, вас тронет это описание. Если вы всё ещё люди, и способны почувствовать горечь утраты.
«Время - то, чего у других нет», - скажет старик, который появится перед нашим героем. А ведь он чертовски прав, не так ли?
У нас не хватает времени на книги, встречи, походы в спортзал и прочая-прочая, что мы откладываем на потом и в итоге никогда не делаем, либо делаем уже, когда нам это нахрен не сдалось.
Главный герой проведёт на Острове 18 лет.
Представьте себя, живущего в 80-х, и тут вас вдруг резко перекидывает в 98-ой. Мир технологий, интернета и всей той вакханалии, на что мы уже смотрим сквозь пальцы, кроме тех, которые родились до или во время Второй Мировой.
Восемнадцать долбанных лет!
Вы можете говорить и читать на каком угодно языке, быть сведущим во всём, чему смогли научиться и быть гением в тех областях, где другим любителям-профессионалам не хватило времени или жизни, и вот… Первые аккорды Баха, симфонии номер пять.
Сотовый телефон.
Сотовый, мать его, телефон!
Вы никогда такого прежде не видели, не знали и даже не думали. Да и зачем всё это?!
Перенесите себя на двадцать лет вперёд, добавьте оборотов к миру, забудьте нынешнее правление, т.к. Россия и Англия с давних пор остаются ярыми бюрократами, несмотря на чьи-либо мировоззрения и разделение властей, или парламента в Англии.
Стивен Фрай показал это. Чёрт возьми, да! Вы сами почувствуете себя бестолочами, когда, как и Нед наткнётесь глазами на красный, мать его, мобильный телефон!
Но вернёмся к Острову.
Бэйб, так звали старика, не буду этого скрывать, он всё равно будет единственным, кто объявится перед вами на этом острове умалишенных, когда вы возьмётесь за эту книгу, если уже её не прочли.
Вы узрите человека старой закалки и старых жизненных приоритетов, но наделённого таким умом, что просто влюбитесь в этого апофеоза до последней страницы книги. Он останется где-то с вами. Ведь он научит вас играть в шахматы, нарды и заставит выучить все известные ему языки.
И тут впервые проскочит слово: память.
Память.
С помощью старика, а не сам, и не через сто лет, Нед поймёт, какого чёрта с ним всё это произошло. С ним, который был уверен, что у него нет врагов.
И, как и все люди, не лишенные эмоций, мы будем видеть имена, которые будут держаться до конца, т.к. месть всегда залезает в нас глубже, нежели другие чувства. Месть искренна даже тогда, когда ни к чему не приводит. Или же попросту не имеет смысла. Но здесь. Здесь она чиста. В мире всё ещё есть справедливость.
«Он точно из сумасшедшего дома!»
«Он всего лишь не знал, в какую сторону крутить крышку шампанского, ты вон банку огурцов открыть не можешь».
На чём попадаются люди. Ай-яй-яй.
На шампанском. Да на наркоте.
Но вы это прочтёте сами, если захотите.
Дальше роман побежит по стопам своего предка, написанного в далёком девятнадцатом веке, в его конце. Падение всех «старых» друзей предстанет перед нами в более реальном времени. В мерках современного мира, если можно так сказать. Более чем современном.
И здесь да, будет жестокость, насилие, кровища и прочие думы: как такое могло случиться со мной?!
И извечная фраза: отправляйся в Ад, Нед!
Где же справедливость этой истории? Она есть, но её стоит увидеть. Стоит прожить восемнадцать лет в одиночной камере, почувствовать себя не тем, кем ты был и стать тем, кем ты в итоге можешь стать.
И память.
Мысли о Доме. Да, о Доме, а не о доме. Они посетят Неда в конце. Как и любому живому существу, ему нужно будет другое живое существо, чтобы чувствовать себя живым. Чтобы быть счастливым, любить и быть любимым. Чтобы сердце билось, кровь играла, чтобы любить.
Но память. Память значит для Неда больше.
Жестокой я считаю не саму книгу, а её концовку.
Хотелось разреветься и размазать сопли по лицу.
Но книга замечательная.
Когда-нибудь я перечитаю её ещё раз.
Ибо, на мой взгляд, она всё же о памяти.