Евангелие и самоуничижение

Feb 18, 2013 22:41


Прочитал статью протоиерея Алексея Уминского: Человек как «христианская святыня».

http://www.nsad.ru/articles/protoierej-aleksij-uminskij-chelovek-kak-hristianskaya-svyatynya


Проблема в том, что проблема самоотношения рассматривается некоммуникативно, независимо от наших отношений с Богом и ближними. А самоотношение нельзя рассматривать вне контекста отношений с Богом. о. Алексей только в конце своей публикации начинает говорить о любви Божией, о том что "покаяться человек может тогда, когда знает, что окружен Божественной любовью ...". Когда же он говорить о неком антропологическом перекосе, о свободе, достоинстве и любви человека, тогда он каким-то образом рассматривает достоинство и свободу изолированно от отношений с Богом. Однако разве свобода и достоинство личности не зависят от отношений с Богом? Разве вне отношений с Богом человек не теряет свободу, достоинство, способность любить? о. Алексей, к сожалению, рассматривает вопрос о свободе и достоинстве человека автономно, некоммуникативно. Однако Бог есть Троица. Он не есть Бог одинокий. Бог пребывает в общении любви и человек, сотворенный по образу Божию, может жить как человек только пребывая в общении любви. Грех не позволяет человеку выделаться в человека, то есть пребывать в общении любви. Только страх Божий позволяет сохранить человеку отношения с Богом. Если же человек не озабочен, не озадачен своей греховностью, тогда чего ему бояться? Какая радость подростку, сознающему свою свободу и достоинство независимо от его отношений с Богом в том, что за него умирал Христос? Евангелие есть радостная весть, но пережить эту радость способен только человек осознающий свое окаянство. Охраняя позитивное самоотношение у подростков, мы можем лишить их Евангелия. Если же бояться говорить ребенку о самоуничижении, то тогда придется не только убрать святых отцов и пересмотреть молитвенное правило, придется провести ревизию Евангелия. Ибо, например, притчу о мытаре и фарисее необходимо будет из программы убрать. То, что "святоотеческие тексты звучат в контексте нелюбви" это проблема не святоотеческих текстов, а наша проблема, проблема тех, кто транслирует их детям. То же самое относится и к молитвам.

жизнь по Евангелию, о смирении, о самоотношении

Previous post Next post
Up