Решив все-таки при случае в качестве локальной задачи провести исследование по судьбе российской элиты на материале ее высшей части, и взяв в качестве исходного м-ла последние доступные "Списки гражданским чинам первых 4-х классов", не удержался, по обыкновению, от того, чтобы не произвести подсчеты и представить ее коллективный "имущественный" портрет (там есть сведения как о полном объеме всех видов содержания, так и о владении имуществом - отдельно родовом и благоприобретенном, в т.ч. родителей и жены). Поскольку подозреваю, что мало кто имеет об этом представление, приведу эту информацию. Речь идет в общей сложности о 6149 лицах на конец 1915 - начало 1916 г.: 85 чел. 2-го, 708 - 3-го и 5356 - 4-го классов (в 1-й, как и в армии, давно не производили), которыми и исчерпывался весь высший слой.
Внутри этого слоя от чина содержание практически не зависело, и сам он имел в осн. "престижное" значение (чины 2-го класса по должности имели, напр., члены Госсовета, и в основном он был достоянием очень старых заслуженных лиц, находившиеся на, скорее, почетных должностях, тогда как треть министров была к тому времени только в 4-м классе). Значение имел должностной оклад и условия службы (предполагавшие разного рода надбавки, столовые, квартирные, представительские). Содержание министров (годовое) составляло 22 тыс. руб., начальников главных управлений - 12, директоров департаментов - 8, их заместителей - 5, начальников отделений - 3 тыс. Члены Госсовета получали 18 тыс., сенаторы - 8 тыс.
Губернаторы получали 10 тыс. руб., вице-губернаторы - 4,5, председатели губернских земских управ 4-6, непременные члены губернских присутствий - 3, председатели окружных судов - 5,3, товарищи председателей - 4,2, члены - 3,3, председатели губернских судебных палат - 5,6 (иногда до 6,1), члены этих палат - 4,5, прокуроры палат - 6,3, товарищи прокуроров - 4,2, товарищи обер-прокуроров департаментов Сената - 5,3, обер-секретари - 2,8. Управляющие губернскими контрольными и казенными палатами получали 5 тыс.(4,5-5,5), их помощники - 3, начальники отделений этих палат - 2,4, начальники почтово-телеграфных округов - 3,5, начальники губернских управлений земледелия и госимуществ - 4,5.
Попечители учебных округов получали 8-10 тыс., инспектора округов - 5, директора гимназий - 3-4 (обычно 3,6), реальных училищ - 5,2, губернские директора народных училищ - 2,8-42, профессора университетов - 3 тыс., технических вузов - до 5 и выше. Содержание помощников военно-санитарных инспекторов военных округов и корпусных врачей составляло по 3,4 тыс. руб., губернских врачебных инспекторов - 2,5.
Весьма высоким было содержание чинов, связанных с акцизами (управляющий губернскими акцизными сборами получал 8,1 тыс., губернский старший ревизор - 4,25), чинов ведомства уделов (начальник удельного округа - 8,2 тыс.), банковских учреждений (управляющие отделениями гос.банков получали порядка 6 тыс.), горного ведомства (начальники горных округов и управлений - 6 тыс.). Но на первом месте стояли оклады в МПС: начальники железных дорог получали в полтора раза больше губернаторов - 12-15 тыс. руб., их помощники - 7,6 тыс., но особенно много получали чины, ведавшие контролем за строительством железных дорог: 11-15, часто даже 17-19 тыс. руб.
Некоторая часть высших чинов содержания от казны вовсе не получала или получала только небольшое пенсионное содержание ("причисленные" к ведомствам, а также почетные попечители и опекуны учебных заведений, больниц и т.п.). В целом из 6149 чел. (далее все % - от этой цифры) вовсе не получали содержания 1006 (16,4%), получали менее 2 тыс. - 249 (4%). Основная масса, почти две трети - 3777 чел. или 61,4% получала от 2 до 6 тыс. От 6 до 11 тыс. получали 894 чел. (14,5%), среди коих 38 чинов 2-го класса, 317 - 3-го и 539 - 4-го, а 11 тыс. и более - 207 чел. (3,4%), в т.ч. 35 чинов 2-го класса, 76 - 3-го и 96 - 4-го.
Что обращает на себя внимание, так это крайне слабая связь с собственностью. Из всех высших чинов родовую (т.е. унаследованную) землю имели всего 12% - 737 чел. (в т.ч. 18 чинов 2-го класса, 114 - 3-го и 605 - 4-го). Еще примерно столько же имели землю приобретенную и меньшее число, не имея земли, имело собственные дома или дачи. Но всех вообще лиц, имевших какую-либо собственность (в т.ч. и не имевших лично, а только за женой или родителями) насчитывалось всего 29,5% - 1812 чел. (в т.ч. 36 чинов 2-го класса, 246 - 3-го и 1530 - 4-го). Из них лично владели собственностью 1272 (20,7%), а 95 (1,5%) - нераздельно с родственниками, 234 (3,85) имели имущество только за родителями, и 211 (3,4) - только за женой.
Всех земельных собственников было 1340 чел. (21,8%), в т.ч. (в т.ч. 33 чина 2-го класса, 204 - 3-го и 1103 - 4-го). Из них лично владели 976 (15,9%), совместно с др.лицами - 70, по родителям - 156 и по жене - 138. Владельцев только дач или домов было 472 (7,7%) (в т.ч. 3 чина 2-го класса, 42 - 3-го и 427 - 4-го). Из них лично владели 296 (4,8%), совместно - 25, по родителям - 78 и по жене - 73. Что касается размеров имений, то менее 100 десятин имели 150 чел. (2,4%), в т.ч. лично - 115; от 100 до 500 дес. - 372 (6%), в т.ч. лично - 274; 500-1000 дес. - 229 (3,7%), в т.ч. лично - 169; от 1 до 5 тыс.дес. - 393 (6,4%), в т.ч. лично - 277; свыше 5 тыс.дес. - 104 (1,7%), в т.ч. лично - 79; без указания размера - 92 (1,5%), в т.ч. лично - 62.
Т.о., при наличии среди высших чинов очень небольшого числа крупных собственников (не занимавших к тому же по службе наиболее видного положения, б-во их как раз было представлено "почетными" должностями и местными предводителями дворянства) в целом слой этот был связан исключительно с профессиональной деятельностью на госслужбе. Эта тенденция, прослеживавшаяся уже очень давно, близка была, видимо, к своему полному воплощению.