филологическое

Nov 02, 2012 13:10

Чуть более подробное, чем в журнальной версии, сопоставление ритмики приведённых стихотворений Ходасевича и Мандельштама.


Наиболее примечательны различия на уровне интонационном. Отступления от идеальной метрической схемы в обоих стихотворениях приходятся исключительно на первые стопы. Но на этом сходства заканчиваются. Текст Ходасевича в целом размеренно полноударен: одно сверхсхемное ударение в 7-й строке, «золотом сечении» стихотворения, и пропуски ударения во 2-й и 10-й строках. При этом, во 2-й строке безударность частицы «не» компенсируется рифмой «не-мне», так что в остающейся 10-й облегчённая стопа служит целям акцентирующим - усиливая вес ударения, приходящегося на обрамлённое двумя клитиками слово «исписался».
У Мандельштама отступления от метрической схемы семантической нагрузки не несут, но зато куда более разнообразны - оставаясь верен завету «фонетика - служанка серафима», экс-акмеист прячет внутри силлабо-тонической конструкции сугубо индивидуальную ритмическую схему. 1-я, 7-я и 12-я строки содержат пропуски ударения; в зависимости от избранной манеры произношения строки 4, 5 и 11 могут быть как полноударными, так и нет. Но интереснее всего 2-я строка, первая стопа которой «по желанию заказчика» может быть дактилем, антибакхием, трибрахием и даже тримакром - при этом все потенциальные ритмические разночтения укладываются в вариации стопы дактилической. Попытка прочитать "всё, что ты" как амфибрахий, анапест или бакхий выглядела бы искусственно, противореча ударениям не только метрическим, но и логическим - автор старательно маскирует просодические изыски. Для подобных «метрических трансформеров» специального термина в стиховедении, кажется, до сих пор не существует.

Previous post Next post
Up