"ГЕНИЙ В ЮБКЕ", ИЛИ ПРОЕКТ ВСЕЙ РОССИИ К 155-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ ВЕЛИКОЙ Н.П. ЛАМАНОВОЙ

Dec 01, 2016 19:50

«…ОНИ ВСЕ ВЕЛИКИЕ. РУССКИЕ.»  (С)  Соня Рикель, интервью для телевидения, 1995 год.

В 2016 году исполняется 155 лет со дня рождения выдающегося русского модельера, поставщика Двора ея Императорского Величества, художника по театральным костюмам Н.П. Ламановой.



Портрет Надежды Ламановой,  Валентин Серов, 1911.

Кто же такая Надежда Ламанова?  Всем миром, будто раньше строили церкви на Руси, теперь собирают выставку её работ! Кто эта женщина, которая объединила Россию культурную, Россию студенческую, Россию зрелую и профессиональную теперь, в 21 веке? Отчего именно она так важна нам, русским?









Е.П. Носова в платье от Надежды Ламановой. Портрет работы Константина Сомова. 1910-11.

Да только ли русским? Ламанова важна всем, кто причастен к миру современной моды. Как изобретательница промышленного способа моделирования одежды. Как одна из первых женщин-кутюрье, которая шила придворные платья. Как творец костюмов для театра и для полотен великих русских художников

Шанель была очень похожа в своем творчестве на Ламанову. Да-да, именно в такой последовательности - Ламанова, а уже потом Шанель. Поскольку Ламанова открыла свое ателье в Москве в 1885 году. В возрасте всего 24 лет.  Шанель, как и Ламанова, использовала при моделировании платья метод наколки. Теперь он называется муляжным методом. Шанель, как и Ламанова, не делала эскизов. Таково, видимо, свойство творца. Они, как Микеланджело: «Беру глыбу мрамора и отсекаю все лишнее». И Шанель, как и Ламанова, была рада тому, что ее платья копировали, шили сериями.
     Но Ламанова прошла более сложный путь - от высокого полета рядом с императором Российской империи и его блистательным двором до моделирования абсолютно простых платьев.





Известно, что после расстрела императорской семьи уцелеть удалось немногим из тех, кто являлся приближенным. Из России от кровавого террора бежали все. Ламановой удалось не просто уцелеть в революционной бойне всех «бывших», но и доказать новой власти в новом государстве необходимость своего искусства.

В чем же заключался дар Ламановой? Она была не просто талантлива. Умение жить так, как Ламанова, теперь передают коуч-консультанты, обучают ему. Это умение - в применении своих способностей в любых обстоятельствах. Философское понимание жизни - живи здесь и сейчас! Живи своей жизнью, твори и созидай!

Надежда Ламанова умела жить здесь и сейчас настолько хорошо, что прожила долгую творческую жизнь, почитаемая во всех странах, где демонстрировала свой талант и работы.

Будучи придворным поставщиком нарядов сложнейших фасонов и отделки, она также шила костюмы для театральных постановок, и ее обожал великий Сергей Дягилев, заказывая костюмы для знаменитых «Русских Сезонов» в Париже.
     Князь Пётр Ливен писал в своей книге «Рождение русского балета»: «Влияние русского балета чувствовалось далеко за пределами театра. Создатели мод в Париже включали его в свои творения…»



Не мы копировали французскую моду. Французская мода находилась под влиянием творений российских художников. Подтверждение этому то, что Поль Пуаре в 1911 - 1912 году отправился в Россию, где встретился с Надеждой Ламановой и другими русскими модельерами, и признал влияние русской моды. И далее начал использовать восточные мотивы в своих моделях, которые очень напоминают эскизы для костюмов балетной труппы по эскизам Бакста.
 Как мы помним, и Шанель создавала костюмы для балетов и дружила с Дягилевым, но позже.

После революции настало время другой моды и другой жизни. И Ламанова уходит от сложных форм кроя и роскошных тканей к истокам народного стиля. В стране прекращено производство тканей и модели Ламанова шьет из самых простых материалов - холст, солдатское сукно, ситец.

И все-же в 1919 году, буквально после разрушения прежнего государства, Ламанова возглавила «Мастерские современного костюма», в которых изготавливала даже производственную одежду, моделируя ее для рабочих и работниц заводов и фабрик .

Уже в 1925 году Надежда Ламанова получает приглашение в Париж, для участия в международной промышленной выставке. И ей было, что показать! В соавторстве со знаменитой Верой Мухиной она создает коллекцию одежды в авангардном стиле. Декорируя ее мастерски выполненной вышивкой по мотивам русских народных видов вышивки и аксессуарами из бечевки и дерева, эскизы для которых рисует скульптор и художник Вера Мухина.



Ее коллекция имела заслуженный успех - она получила Гран-при.  Поступили приглашения во Францию и США, но обстановка в Советской России не способствовала поездкам. Ламанова официально отказывается от посещения других стран. Отказом ответила она и на приглашение Поля Пуаре сотрудничать с ним.

Художник не живет вне своей страны, своих корней. Надежда Ламанова увлечена абсолютно новой для нее работой - создать максимально безотходное массовое производство одежды для всех женщин своей огромной страны. В приоритете не роскошь и декорирование, а суровая экономия тканей, ресурсов.  И Ламанова смело приступает к реформам, задавая тон на многие десятилетия вперед - простота, целесообразность!

Из ее знаменитой статьи для журнала «Красная нива»:
«Мода нивелирует людей, не считаясь с особенностями и недостатками их телосложения (вспомним хотя бы кринолин или моду на "спеленутые" юбки). Но всякий человек, несмотря на все недостатки его тела, от природы или от образа жизни, имеет право быть гармоничным. Одно время укоренился предрассудок, что с грузной фигурой можно бороться путем затягивания ее в корсет, в узкие одежды; на самом же деле это еще больше подчеркивало непропорциональность частей. Совершенно по другому направлению должна идти борьба с грузной фигурой: в этом случае силуэт может быть облегчен только посредством сокрытия непропорциональности путем пресечения его плоскостями другой формы. И наоборот, имея дело с хрупкой или просто худой женской фигурой и желая придать ей большую значительность, необходимо вместе с тем следить за тем, чтобы не отнять от нее самую легкость... Наше время отрицает всякую статику в жизни и в искусстве» (С)

Очевидно, что Шанель была не одна в своих мыслях о том, как высвободить женскую фигуру от корсета. В полной информационной изоляции «гений в юбке» Надежда Ламанова пришла к той же самой мысли, в то же самое время.  Но творила не для избранного круга лиц, а создавала систему, которая одевала весь народ нашей страны.
     Ее модели тех лет актуальны и по сей день! Если взглянуть на эскизы, увидишь, насколько эта женщина обогнала время - модели и теперь актуальны и их можно интегрировать в современную моду!





После «индустриального» периода своей деятельности Ламанова вновь активно сотрудничает с театром. Это та самая женщина, которой верил знаменитый Станиславский! Костюмы для театра и кино создаются ею в самых разных жанрах. От фантастических нарядов для фильма «Аэлита» до исторического «Иван Грозный», до первого советского мюзикла «Цирк» с Любовью Орловой в главной роли.



Это очень краткое изложение того, кем была для России и моды всего мира Надежда Ламанова. И полностью объясняет то, отчего в России с таким трепетом относятся к творческому наследию великого кутюрье, хотя при жизни ее так никогда не называли. И прогрессивные творческие люди  России объединилась в творчестве при создании выставочного пространства для волонтерского проекта «Гений в юбке»!

МЕРОПРИЯТИЕ:  Выставка "Гений в юбке"
ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ:  25 декабря 2016 - 25 января 2017
ГОРОД: МОСКВА, улица Профсоюзная 100, Галерея Беляево.

Инициативу по проведению проекта «Гений в юбке» и его координации взяли на себя выдающиеся люди - историк и искусствовед, международный обозреватель моды Наталия Козлова.  Она еще в эпоху СССР  разорвала «железный занавес», закрывший зарубежную моду. В годы перестройки с 1991г. стала «послом моды» в Европе, первой из российских журналистов была аккредитована в Париже и в Милане на Неделях, посвященных международной моде Pret-a-Porte и Haute Couture. Первой стала постоянно снимать и показывать на голубом экране знаменитых дизайнеров мира и посвящать им свои программы «Магия моды».



Научно-исторической частью тщательно группа: Маркович Мария Александровна, историк-генеалог, журналист, член НКП «Союз Возрождения Родословных Традиций», г. Москва, Татьяна Грачева, председатель Нижегородского  отделения СВРТ, и целая команда - искусствовед, фотограф, множество замечательных людей. Они не только реконструировали и иллюистрировали биографию Н.П. Ламановой по архивным и библиографическим источникам. Подробно изучена жизнь и биография Н.Ламановой, сделаны интересные находки. Прекрасный, созданный этой командой  виртуальный музей Ламановой можно посетить прямо теперь, и он постоянно пополняется!  http://www.lamanova.com/

Дизайнером выставочного пространства экспозиции "Гений в юбке" согласился быть замечательный художник Антонио Вильчес-Ногерол. Руководитель студии "АРТ-Дизайн", член Московского Союза Художников, Союза Дизайнеров, участник международного проекта TEMPUS Digital Art and Design, доцент МГХПА им. С.Г. Строганова. Автор интереснейших проектов: www.vilches.ru.



Декоратором является Сергей Васильев, талантливый создатель множества интерьеров, визуализатор, проектировщик: http://vsdeco.ru/ru/index.html



Все люди делают этот проект благотворительно, не имея никакой оплаты, привлекая своим энтузиазмом множество россиян по всей стране.
     Экспонатами выставки будут являться не только аутентичные платья, которые предоставят музеи - МО "Музей Москвы", Музей МХАТ, Государственный музей В.В.Маяковского, ГЦТМ им. А.А.Бахрушина, Культурно-просветительский фонд "Славянский фонд России". Фотоизображения представят Эрмитаж, Третьяковская галерея, Российская государственная библиотека,Фонд «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество», ГАРХ.

Гений Ламановой пробудил желание у множества модельеров России создать вещи, которые уже утрачены безвозвратно, сшить их заново по эскизам, выкройкам, фотографиям. Всколыхнуло всех - от юных вышивальщиц до зрелых мастеров. И выставки, равной этой, не будет по всему миру!
     Воссоздадут реконструкции знаменитых туалетов «Гения в юбке» двадцать дизайнеров - волонтеров! Еще десять  ведущих дизайнеров страны, участвуют в разделе выставки  «Звезды - звезде!».  Они представят костюмы, отражающие разные этапы творчества Н. П. Ламановой.

Отчего же теперь так много внимания уделяется этой дате? Да просто от того, что Россия вспоминает, как сквозь сон, свое прекрасное прошлое, полное талантов и величия как творчества, так и духа, который творил. И Надежда Ламанова - яркая звезда в плеяде наших знаменитых соотечественников.
Previous post Next post
Up