Если сказать одним словом, то субсидии ЖКХ, которые применяют сейчас в Украине, это пережиток СССР, такие же методы использовали и во времена развитого социализма. А вот адресная социальная помощь, которую украинцам обещали на Майдане, это действительно европейские методы. И тут разница не только в названии.
Субсидия платы тарифов ЖКХ - фактически государственная дотация, которая только частично отличается от дотирования НАК Нафтогаз, но имеет и свои «скелеты в шкафу». Когда говорят, что дотировать НАК Нафтогаз из госбюджета, это плохо, то подразумевают, что это социально несправедливо. Ибо суть дотаций НАК Нафтогаз очень проста. НАК Нафтогаз закупает газ по рыночной цене в Украине, а больше за рубежом, а потом по заниженной цене продает украинцам, в результате образуется разница, которая и покрывается из госбюджета. Но так как газ потребляют все украинцы, то получается, что все получают преференцию. А это, по мнению МВФ, несправедливо. Поэтому теперь НАК Нафтогаз будет продавать украинцам газ без дотации, по рыночной стоимости. А стоимость у него не просто рыночная, а супермонопольная. Так как он супермонополист на украинском рынке газа, и, как результат, его цены всегда будут завешены до предела. Если бы у нас было несколько продавцов газа, как это, например, на рынке мобильной связи, тогда и цены на газ в Украине для населения были бы рыночными, а так они необоснованно завышенные и монопольные.
Формально считается, что с монопольными ценами на газ для населения должны бороться и Антимонопольный комитет, и НКРЭКУ, но на практике эти структуры быстрее закроют глаза на необоснованные тарифы НАК Нафтогаз, чем реально что-то сделают. Не помогут тут и зарубежные аудиторы. Они, в лучшем случае, смогут проверить насколько правильно просчитаны таблички и все ли буквы в отчете на месте. Ибо эти международные аудиторы не имеют возможности реально проверить первичные расходы НАК Нафтогаз, чтобы увидеть, где, кто и сколько украл на тендерах и откатах. Поэтому, супервысокие и супермонопольные тарифы ЖКХ для украинцев - это подарок Майдана и действующей власти. Времена низких тарифов ЖКХ остались в истории, до 2013 года.
К слову. Повышение тарифов на газ для населения в 7 раз в 2015 году существенно на дотирование НАК Нафтогаз из госбюджета не влияет. Ибо если в 2014 года дотации НАК Нафтогаз из госбюджета были на уровне 110 млрд. грн, то в этом году дотации запланированы на уровне 95 млрд. грн. И это при таком росте тарифов на газ!
Так как сделать нормальные тарифы ЖКХ для населения правительство Яценюка не может и не хочет, поэтому и предлагается воспользоваться субсидиями ЖКХ. Которые по сути тоже дотация, то уже на уровне местной власти.
Существующий механизм дотаций, базируется на модели, что лица, которые считаются социально незащищёнными, меньше платят за услуги ЖКХ, чем выставляют им к оплате предприятия ЖКХ. А вот разницу в тарифах должен покрывать бюджет, точнее местные бюджеты. Это считается более справедливым, так как субсидии получают не все, а только некоторые украинцы, которые очень и очень бедные. Но так как четко определить в Украине, кто действительно очень бедный, невозможно, то расчет ведут на основании официальных доходов украинцев.
Все было бы хорошо, если бы не одно «но». Субсидию начислить, это полдела, нужно еще, чтобы местный бюджет нашел деньги и заплатил в предприятия ЖКХ. А если у него нет денег, то местному бюджету должен помочь государственный бюджет и перечислить субвенцию. Но, как часто бывает в Украине, местные бюджеты без денег, и поэтому суммы субсидий перечисляют на предприятия ЖКХ нерегулярно, а часто вообще предлагают получить зачетом, а не деньгами. В результате уже сейчас местные бюджеты задолжали предприятиям ЖКХ субсидий на сумму 1,3 млрд. грн, и ведь пока еще не осень, а лето, когда и субсидии небольшие.
Другое дело адресная социальная помощь. Тут все просто. Если физическое лицо действительно мало обеспеченно, а это можно оценить не только по его официальной заработной плате, но и по другим видам доходов, а самое главное по наличию у него имущества, то такое физлицо действительно получает социальную помощь. В ЕС именно так и поступают. Оценивают полностью имущественное состояние заявителя и все его доходы и расходы, и уже потом решают, заслуживает такой человек помощь от государства, или нет. Если заслуживает, то в этом случае физическое лицо получает не платежку на оплату услуг ЖКХ со скидкой, а реальные деньги из госбюджета. Вот эти деньги и идут на оплату высоких тарифов ЖКХ. Если человек экономит деньги, старается сэкономить расход услуг ЖКХ, то он получает как бы дополнительный доход за счет остатка неизрасходованной социальной помощи. Не удивительно, что в ЕС выгодно экономить энергоресурсы и расходы на ЖКХ, у нас же субсидии экономить не стимулируют. Какой смысл экономить, если субсидия и так что-то там компенсирует? И если даже украинец потратит деньги на энергосбережение, то это никак не даст ему выгоду за счет субсидии, скорее наоборот.
Уж если правительство Арсения Яценюка и решило делать реформы, то было бы разумно вначале ликвидировать монополию НАК Нафтогаз, что Яценюк обещал сделать еще на Майдане, сделать реальный конкурентный рынок услуг ЖКХ, как это имеет место в ЕС, а уже потом делать тарифы ЖКХ, как в ЕС. И заодно тогда нужно было бы запускать адресную социальную помощь, как в ЕС. Вот это была бы реформа. А так у нас получилась не реформа ЖКХ, а пародия на нашу жизнь. «Тарифы ЖКХ как в ЕС, а доходы украинцев как Африке».
АЛЕКСАНДР ОХРИМЕНКО
Президент Украинского аналитического центра
http://vesti-ukr.com/