После тяжкой психологической травмы, которую мне нанесла Life is Strange 2, я, если честно, начал думать, что первая часть была случайным успехом. Дескать, именно тогда как-то так звёзды сошлись, что студия DONTNOD сделала игру с интересным сюжетом, достоверными персонажами и даже умеренной нелинейностью. А вообще их стандартный уровень - это именно илистое дно в лице второй части - картонной агитки, которая даже бог бы с ним что агитка, это я даже бы потерпел, а именно что предельно скучная и неинтересная игра, рассказывающая скучную историю про неинтересных персонажей. Но теперь у меня другая теория - случайной девиацией была именно вторая часть. Может, её поручили делать зелёным стажёрам. Может, сценарист был в депрессии, а вкусные таблетки от неё у него кончились. Может, ещё что. Не в курсе. Но, впрочем, давайте по порядку, с самого начала.
В августе 2020 года донтноды выпустили новую игру - Tell Me Why. Я, как порядочный хейтер, разумеется, немедля занёс её в список желаемого чтобы купить и всячески обозреть, матерясь и брызгая желчью. Но так случилось, что в день релиза денег у меня не было, а когда появились, игра внезапно стала недоступна в российском сегменте стима (а также как минимум в китайском и турецком, если верить жалобам на официальном форуме). Потому что там один из главных героев - трансгендер. Вопрос сетевой цензуры оставим в стороне, мы сейчас не об этом, это предмет для отдельных многочасовых философских дебатов. Я, как вы понимаете, не смирился и пошёл на пиратскую бухту делать то, чего не делал уже очень много лет - качать репак свежевышедшей игры. Правда, скачав, забегался и как-то про него забыл. Потом вспомнил и даже установил игру, но потом... да-да, снова забегался и забыл о ней ещё где-то на месяц. А потом начался июнь - это, если кто не в курсе, Месяц Гордости у ЛГБТ, и авторы сделали игру бесплатной на весь месяц (потому что один из главных героев, напомню, трансгендер). И если в стиме она всё так же недоступна и даже "подарить" (то бишь, бесплатно забрать не на свой аккаунт) её нельзя, то в магазине мелкомягких по прямой ссылке внезапно оказалась доступна. И я её немедля наживил. Это, впрочем, не было концом приключений - чёртов мелкомягкий лабаз охотно напомнил мне, почему им никто не пользуется. Игру на аккаунт зачислил, а вот качать её отказывался больше недели, отмазываясь разнообразными ошибками серверов и соединений. Но в итоге всё же раздуплился, и...
Не буду тянуть интригу, убирая мнение под кат. Игра, как можно понять по первому абзацу текста, получилась годная. Во-первых, внезапно, совсем не про то, про что я ожидал (в хорошем смысле). Во-вторых, это, как ни смешно, оказался куда более подходящий кандидат на роль второго сезона Life is Strange, чем официальный второй сезон Life is Strange. Да, несколько проще и линейнее первого сезона, но на фоне Before the Storm, не говоря уж о Life is Strange 2 - более чем приличная вещь. По крайней мере, все десять или около того часов прохождения мне ни разу не стало скучно и постоянно хотелось узнать, что же там дальше и чем всё закончится. Ну а за подробностями (без спойлеров) - прошу под кат.
Сначала об обманутых ожиданиях. Краткое содержание завязки звучит следующим образом: жила-была авторитарная мать-одиночка с двумя дочками-близняшками. Одна из близняшек со временем осознала, что хочет быть не девочкой, а мальчиком. Мать сильно расстроилась, схватила ружьё и попыталась "свихнувшуюся" дочку застрелить, а та в порядке самообороны пырнула маму ножницами. Насмерть. После чего уехала в реабилитационный центр, где ей поправили нервы, поломанные по итогам трагедии, а заодно и, по достижении совершеннолетия, провели операцию по смене пола. Игра же начинается с того, что десять лет спустя Тайлер (бывшая Олли) возвращается домой, где встречается со своей сестрой Элисон, которую не видел все эти десять лет, и прочими обитателями крохотного захолустного городка, в котором дело и происходит. Что можно ожидать при таких вводных? Разумеется, драму о тяготах жизни трансгендера в чёрством и непонимающем обществе, так? А вот хрен там плавал. Сюжет вообще не про это. Собственно, вот тут я всё же немножечко наспойлерю - трансгендерность Тайлера вообще никаких конфликтов по ходу сюжета не вызовет. Да и упоминаться будет нечасто - все встреченные персонажи отнесутся к смене пола весьма равнодушно: ну ты теперь парень, ну и окей, главное чтоб человеком был хорошим. А история окажется про тайны прошлого, всякие скелеты в шкафах и прочие неприглядные секреты крохотных захолустных городков. Потому что (и это, думаю, даже не спойлер) после того как близнецы воссоединятся и станут копать старую трагедию, начнут быстро накапливаться всякие нестыковки и вопросы без ответов, всё больше приводя как игрока, так и Тайлера с Элисон к выводу, что что-то в этой казалось бы прозрачной истории нечисто. Что именно, и как всё было на самом деле мы всю дорогу выяснять и будем.
Тут сразу скажу про сюжет пару слов. Подача истории мне понравилась. Повествование и игровой процесс выстроены грамотно - нас кратко, но доходчиво знакомят с обоими главными героями, потом весьма детально (но не скучно) погружают в историю их взаимоотношений с матерью, параллельно понемногу вводят прочих действующих лиц. Достаточно равномерно выдают события, заставляющие игрока иначе смотреть на то, что он узнал до этого. В конце первых двух эпизодов (всего их три) вешают достаточно интересный клиффхангер. Скуки, как я уже сказал выше, не возникает, эмоциями к персонажам проникаешься. Конечно, в целом сюжет заметно проще, чем в Life is Strange, хитроумных вотэтоповоротов в нём куда меньше, накал драмы не такой эпический, да и концовку некоторые могут счесть недотянутой (даже я, хоть мне она в общем понравилась, ожидал более выраженной драматической развязки с катарсисом). Но в целом, если взглянуть объективно - нормальный детектив, малость отдающий нотками скандинавского
Теперь про "духовного продолжателя первой Life is Strange". Сюжет неким общим настроем и атмосферой безумно напоминает, плюс главные герои имеют сверхъестественную способность - они умеют телепатически общаться на расстоянии, а также видят некоторые наиболее эмоциональные свои воспоминания. Правда, если в Life is Strange силу надо было применять творчески, самостоятельно догадываясь о том, когда её включать и насколько, то тут Голос (Voice, так близнецы называют свою способность) - это, по сути, привычные со времён ещё System Shock 2 (а может и более ранних) сценки из прошлого, разыгрываемые призрачными фигурами. Только если обычно их просто показывают по триггеру, когда персонаж доходит до нужного места локации, тут их надо включать самостоятельно, вот и вся разница. Видишь, что экран подёрнулся по краям белой дымкой - зажимаешь пробел и озираешься по сторонам. Находишь эти самые призрачные фигуры, приближаешься и давишь на них мышкой.
Конечно, это в любом случае интереснее, чем во второй части Life is Strange, но, если честно, ненамного. Поэтому, чтобы игра не выродилась в симулятор ходьбы, авторы насытили её заметно увеличенным количеством головоломок и мини-игр. Головоломки простые, но интересные. Некоторые, кстати, можно и не решать. Например, если лень возиться с хитрым кодовым замком на двери, можно просто её выбить - правда, тогда ачивку не дадут, но кому-то сэкономленные три минуты размышлений (или десять секунд гугления) могут быть дороже ачивки.
Так как почти все головоломки оставила героям их покойная матушка (да, она была реально странной личностью), то неудивительно, что подсказки к большинству можно найти в "Книге гоблинов" - сборнике ей же сочинённых сказок, которые она читала близнецам перед сном. Сказки эти, как весьма быстро догадается даже самый незамутнённый игрок, частично основаны на реальных историях из её биографии, а их персонажи аллегорически представляют окружающих людей.
Кстати, в качестве коллекционных предметов выступают деревянные фигурки персонажей этих самых сказок, которые мать главгероев вырезала и раздарила обитателям городка. Я, что забавно, умудрился в каждом из трёх эпизодов пропустить ровно по одной.
Мини-игр меньше, чем головоломок, но они также несложны и интересны. И, кстати, все необязательны к прохождению. Совершенно неважно, сумеете ли вы поймать рыбу или упустите её - сюжетное значение имеет лишь задушевный разговор между персонажами, происходящий параллельно. Победите ли вы в дуэли на плюшевых игрушках тоже значения не имеет - причём в данном случае даже сюжетно важного разговора параллельно не происходит, так, юмористическая пауза, возможность перевести дух и подурачиться перед новым актом драмы.
Почти все действия игрока, влияющие на развитие сюжета - это выбор реплик в диалогах. Кстати, во время некоторых диалогов есть возможность задействовать Голос и посовещаться со вторым близнецом перед тем, как сказать что-то. В целом, сюжет достаточно линеен, от многих выборов зависят лишь вещи косметические типа немного отличающихся реплик в каком-то из последующих диалогов. Наиболее значимые влияют на отношение близнецов друг к другу. Накопившиеся баллы симпатии и антипатии, а также выбор в паре наиболее критичных развилок приведёт к одному из двух эпилогов и, соответственно, концовок. Как несложно догадаться, основное различие между ними в том, что в одном случае Тайлер и Элисон останутся лучшими друзьями, а во втором - поймут, что слишком изменились за эти десять лет и разойдутся своими дорогами. Ну и к этому набор дополнительных итогов, на судьбу главных героев не влияющих, но описывающих разные варианты судьбы героев второстепенных.
Поиграть на протяжении сюжета будут давать поочерёдно то за Элисон, то за Тайлера, соответственно, сюжетные выборы вы тоже будете совершать от лица обоих близнецов, что позволяет исключить типичную мелодраматическую ситуацию "я ему так и эдак пытаюсь объяснить, а он всё ни в какую". Ну или наоборот - отыграть её при желании.
Персонажи в игре, как я уже упоминал, вполне глубокие и интересные. Их немного - история тут вообще весьма камерная - но заскучать они не дадут. Некоторые по ходу истории раскроются с неожиданной стороны, какие-то напротив, поначалу будут казаться имеющими двойное дно, но в итоге внезапно окажутся ровно теми, за кого себя выдают. Не без удовлетворения отмечу, что в этот раз авторы обошлись без своего любимого типажа "нитакой каквсе" мудаковатой девочки-бунтарки. Любителям Хлои можно проходить мимо.
Кстати, со временем выяснится, что "ненадёжным рассказчиком" является и Голос - иногда Элисон и Тайлер будут видеть отличающиеся версии одного и того же прошлого события - и тут им надо будет договориться и решить (ну, точнее, игроку выбрать, конечно) какой именно из вариантов принять за реальность. а какой отбросить. Память, даже усиленная сверхъестественными способностями, всё равно остаётся штукой предвзятой и зыбкой - и да, это одна из стержневых тем игры.
По технической части. Графика изрядно похорошела и смотрится детальнее даже, чем в Life is Strange 2. При этом работает всё стабильно - вылетов, зависаний, тормозов, глюков анимации и всего прочего, чего я натерпелся при прохождении этой самой Life is Strange 2, не встречалось ни разу. Отдельно порадовало то, что игру в любой момент можно ставить на паузу, даже во время катсцены. Прикиньте, можно сделать так, что при нажатии Esc катсцена не будет пропущена, а встанет на паузу - и мир не рухнет! Также игра автоматически встаёт на паузу при сворачивании или переключении на другое окно. Всё для человека! Единственная претензия, которая возникла - это что иногда на некоторые активные точки игра наводится не сразу - крутишься вокруг предмета, подходишь с разных сторон, а он, зараза, так и остаётся недоступным, пока не найдёшь подходящий ракурс и расстояние. Но такое встретилось раза четыре, ну может пять за всю игру, так что настроения особо не испортило.
Видимо, сообразив, что единственное, в чём вторая часть Life is Strange объективно превосходила первую, это невероятно красивые и разнообразные задники, действие Tell Me Why поместили на Аляску и изрядно наполнили видеоряд красотами приполярной природы.
Без колебаний снимаю шляпу перед художником, делавшим интерьеры - получились настоящие жилые дома и рабочие места, где живут живые люди (да, это намеренно три однокоренных слова подряд, для усиления эффекта). Всё смотрится очень естественно и вполне отражает характер и образ жизни каждого из обитателей.
Кстати, Элисон увлекается космосом, и под потолком её комнаты висят модельки "Союза" и первого спутника. Ну и "Спейс Шаттла" ещё, но это уже не так интересно.
Сам на себя пасхалку не сделаешь - никто не сделает. Это я про постер на стене, если что.
Локаций в игре немного, как и персонажей - камерная она, да. Но авторы постарались по возможности разнообразить их повторное посещение - при каждом новом сюжетном заходе обязательно что-то меняется. Например, полицейский участок мы сначала посетим ночью, когда там не будет никого, кроме шефа, а потом - в разгар рабочего дня. Также может открыться новая область локации, которая была недоступной при первом визите, или хотя бы поменяется расположение вещей.
Итог прост. Игра не шедевр, но вполне приятный крепкий мелодраматический детектив на пару вечеров. Тем, кому понравилась в своё время первая часть Life is Strange - всецело рекомендую. Да, эта игра попроще и покороче, но потраченных на неё десяти-двенадцати часов стоит точно. Покупать ли за деньги - решайте сами, я же напомню, что до конца июня она полностью и официально бесплатна.
Версию мелкомягкого магазина можно забрать
вот здесь - никаких плясок с бубном не потребуется, только наличие мелкомягкой учётки. Версию для стима забрать тоже можно (и я после прохождения подрезал и её тоже) - инструкцию можно найти
вот здесь. Фанатский русский перевод обитает
вот тут (за наводку благодарим
ogrizomuta).
Постскриптум в двух частях из мыслей, которые я не нашёл куда приткнуть в основном тексте:
1. Покойная матушка главгероев - яркий пример того, во что может превратиться воздушная, мечтательная и творческая Макс из первой Life is Strange, если её жизнь пойдёт несколько не так, как она желает.
2. Вот так, блин, надо делать сюжеты про братскую любовь, а не как в Life is Strange 2.