Отчёт о поездке двигался к завершению долго и непросто - месяц практически прошёл уже. Впечатлений масса, фоток почти четыре гига. Было принято волевое решение разбить отчёт на три или даже четыре части - боюсь, иначе я буду его до сентября писать. Интересующихся прошу проследовать под кат. Предупрежу, однако, что, по очевидным причинам, данный пост может не на всех произвести положительное впечатление. Если подозреваете, что относитесь к той категории людей, на которую таки не - лучше, наверное, не читайте дальше. Ну и с чтением комментариев, наверное, стоит быть осторожным - у нас свобода слова, а это кроме приятных моментов иногда несёт в себе и более другие. В смысле, причёсывания и прополки лужайки производиться не будет, так что каждый самовыразившийся традиционно предстанет перед человечеством во всей красе своего самовыражения, только с той цензурой, которую применит к себе сам. При оценке написанного под катом прошу помнить о двух моментах. Момент первый - всё, что я расскажу, я либо видел сам, лично, либо слышал от местных жителей прямым текстом. Ничего не выдумано и не добавлено от себя. Момент второй - это никакие не статистические исследования, а просто то, что было увидено и услышано в двух городах на протяжении трёх дней. Ни о каком составлении выборок и глубокой аналитике речи, понятно, не идёт. И местных, разумеется, на детекторе лжи не проверял, поэтому правдивость их рассказов оценяю сугубо на глазок. В общем, предоставляется as is. В качестве компенсации за возможный душевный дискомфорт на части фотографий имеются котики. И с вот этим всем - таки приступим.
Первое, что хочу сказать по поводу поездки - "широка страна моя родная". Ощутили это, можно сказать, в полной мере. Можно было добраться самолётом, но для этого надо было заморачиваться билетами сильно заранее - за полторы недели до отбытия в наличии имелись только илитные места с ценниками длиной в номер телефона. Соответственно, единственный оставшийся вариант - связка "поезд+автобус". Добрые дяди и тёти из РЖД под это дело запилили даже специальный "единый крымский билет" со специально подогнанным расписанием прибытия/отбытия, но тут уже прохлопал ушами я - не сообразил, что надо брать его сразу, подумал, что надо поэтапно - сначала на поезд, потом, по прибытии в пункт пересадки, на автобус. В общем, как бы то ни было - широка страна моя родная. Одним только поездом до одного только Краснодара пилили две ночи и один день. К счастью, перенёс я это гораздо легче, чем думал поначалу. Как-то даже незаметно это время промелькнуло.
Прибыв в Краснодар мы немедля обнаружили автобус до Севастополя (который и был запланированной конечной точкой нашего маршрута). До его отправления был час, который мы провели, гуляя по окрестностям вокзала, и нам не помешал даже начавшийся дождик. Но подробнее о Краснодаре - в завершающей части отчёта.
Ну вот разве что одну фотку не удержусь и положу сюда сразу. Телефон с совершенно киро-булычёвским названием "Межго" (ну, как "Космозо", если помните). Понятно, что на самом деле кто-то просто стёр последние три буквы в надписи "Межгород", но получилось-то в итоге отлично.
И поехали мы далее на автобусе. На деревьях часто попадались такие вот странные шары. Гнёзда что ли чьи-то?
В Анапе порадовал расположенный прямо напротив автовокзала неприметный кабачок с названием "Шипр". Кто-то из местных помнит советский сухой закон и умеет хохмить по его поводу.
Ну а дальше был паром. Так как Крым у нас сейчас является островом, в силу блокады его северного перешейка, то, если не считать самолёта, только через Керченский пролив на него попасть и можно. Так как в Крыму много чего нету (например, крайне мало источников пресной воды, как я не без удивления узнал), то это самое "много чего" на него приходится возить. А это пробки. Если докинем в уравнение такой фактор, как толпы туристов (в прошлом году, как слышал от местных, побит рекорд по посещаемости за последние двадцать лет, в этом году отдыхающих ожидается ещё чуть не вчетверо больше), то получим БОЛЬШИЕ пробки. Соответственно, народ учитывает это. Вот, скажем, частная инициатива - на обочине у дороги, где стоит очередь ждущих досмотра и пропуска на паром, стоит свежеоткрытый магазинчик. Ну, вдруг кому пожрать-попить захочется, а с собой не будет?
А это - уже инициатива казённая. На случае, если (а точнее, когда) стоящим в очереди захочется совершить процесс, логически завершающий питание. Вон, видите, слева вдоль обочины синие кабинки? Ага, это они самые и есть. Бесплатные. На момент нашего приезда, дорога была пуста - через порт Кавказ, через который ехали мы, идёт пассажирский поток, который был на тот момент не очень интенсивен, бо не сезон (всего пара автобусов, кроме нашего), грузы идут двумя другими портами.
Небольшая пробочка на досмотре таки была. Ей пользуется для добычи пропитания местная собака - подходит к ждущим машинам и преумильнейше клянчит пожрать.
Вдали завиднелся порт.
Перед подъёмом на борт парома всех спешивают. Пассажиры с вещами отправляются проходить проверку паспортов, рамку металлоискателя и рентген багажа, автобус параллельно также, как я понял, подвергается осмотру на предмет наличия присутствия всякого ай-яй-яя.
Много времени все эти мероприятия, впрочем, не занимают - гораздо дольше занимает последующее стояние на причале в ожидании, пока начнут пускать на паром. Хотя, конечно, грех жаловаться - условия ожидания вполне нормальные. Имеется несколько точек продачи всяких напитков и закусок, настоящее кафе, большой туалет (бесплатный) и отделение сбербанка.
Парома в порту на момент нашего прибытия стояло сразу два. Нетрудно видеть, что на обеспечение переправы бросили много сил - тот паром, что справа, имеет портом приписки Санкт-Петербург, далеконько забрался, ничего не скажешь. Тот же, что слева (и на котором мы, в итоге, и переправлялись), вообще у греков арендован.
Название его я так толком прочитать и не смог. Понял только, что в конце - тройка римская.
Внутри даже надписи все - нелокализованные, то бишь, по-английски и по-гречески.
Хотя, вру - круги спасательные локализовали. Название, впрочем. всё равно прочитать не удалось полностью.
Пока мы пересекали пролив, леди Ньюберри фотографировала море и чаек, ну а я - всякий индастриал и технофетишизм. Каждому - своё.
Всего двадцать минут в пути - и мы на том берегу. Нас, как нетрудно заметить по табличке, приветствует Крым. И здесь же прекратился дождь. Совершенно чарующее было зрелище: смотришь на небо, а его ровно пополам делит невидимая черта. С одной стороны - тучи, с другой - синева и яркое солнце. Здесь же нас ждал второй досмотр - с одной стороны, заметно более беглый и проформистский, с другой - сами досматривающие (судя по нашивкам, ОМОН) были хоть и предельно вежливы, но как-то напряжены и суровы. Кстати, это был единственный раз, когда я видел в Крыму людей с оружием - причём сразу с автоматами, причём, как ни странно, не привычными по девяностым "окурками" АКС-74У, а старыми тёртыми АКМС весьма винтажного вида. Нет, фотографировать я их не стал - и так люди на взводе из-за чего-то, что я им буду лишний раз нервы трепать.
Первое, чем встретил нас Крым - это солнце, о чём уже сказано. Но вторым, увы, было нечто гораздо менее приятное. Дороги. Если по континентальной части автобус плыл, как на антиграве, даже не покачиваясь толком, то (полу)остров встретил нас дрын-дын-дын тряской, от которой лично я как-то давно отвык уже.
Позже, кстати, видели на эту тему шутку юмора от местных - вон она, на слайде ниже. Впрочем, справедливости ради хочу отметить, что как раз в Севастополе и его окрестностях дороги ещё ничего, в сравнении с восточной частью (полу)острова.
Да и вообще, городское хозяйство, по сравнению с континентом, находится в заметном упадке, увы. Видно, что в последний год что-то начали делать, но вал накопившейся работы такой громадный и неподъёмный, что заметно это мало.
После возделанных и ухоженных полей Краснодарского края зелёные крымские просторы смотрятся красиво, но печально. Только, опять-таки, ближе к Севастополю начинают попадаться виноградники и фруктовые сады, в остальном, по большей части - пустые неиспользуемые земли вперемешку с заброшенкой советских времён. Лишь изредка кое-где виднеется производительная деятельность в форме пасущихся коров и овец.
Машрут наш получился длинным ещё и потому, что автобус, как выяснилось, петлял практически по всему (полу)острову, что, с одной стороны, обеспечило нам, фактически, обзорную экскурсию по цене билета за проезд, но с другой привела к тому, что трястись в креслах нам пришлось добрых тринадцать часов лишь с несколькими короткими остановками.
Во время этих остановок, кстати, ознакомились с первой характерной особенностью Крыма. Тут очень мелкие собаки. В Москве, Подмосковье и всяких прочих местах, где мы их видели ранее, дворовые кабыздохи обычно имеют габариты вполне солидные. Здесь же - небольшого росточка и щупленькие, на щенят-подростков похожи.
Российские флаги по дороге попадались везде. Кое-где на столбах, явно повешенные официальным образом. Кое-где - на балконах. Очень часто - на частных домах.
Конкретно в Керчи помимо российских флагов и флагов Республики Крым, часто попадается также такой вот красно-белый полосатый флаг. Видимо, флаг города Керчь, но точно сказать не могу.
До Севастополя добрались уже в полной кромешной тьме - темнеет тут мгновенно, особенности географии. От автовокзала на такси доехали до гостиницы (отдельно хочу отметить потрясающее дружелюбие и готовность помочь местных жителей, благодаря чему мы, несмотря на неработоспособность телефона, о которой чуть ниже, таки смогли и такси вызвать, и хозяйку гостиницы о своём прибытии предупредить). Так как было темно, фотографий не будет. Будут фотографии следующего утра. В гостинице нам достался романтичный номер на самой верхотуре - четвёртый этаж. Он там был всего один, эдакая, фактически, мансарда. Там же была и смотровая площадка, которая формально как бы общественная, но ввиду того, что народу в гостинице почти не было, а кто был, тем лениво было топать по довольно узкой и крутой лесенке наверх, площадка была, можно сказать, наша, персональная. С неё фото и сделаны.
На соседнем доме - хитрая приспособа, широко распростанённая у местных. Солнечный радиатор для бесплатного нагрева воды. Раньше только слышал про такие, но не видел толком - ну, если не считать душа на родительском дачном участке, где железный бак также нагревался солнцем к концу дня, позволяя помыться после возни с грядками в относительном комфорте.
И снова мелкие местные собачки - на выходе из посёлка.
Они же, снятые чуть раньше - бегают за кем-то из местных. Не гоняются, а именно следуют в кильватере. Может, за вожака его считают.
Кстати, сразу о санкциях. С ними мы столкнулись сразу же и продолжали иметь дело по всему ходу дела. Началось всё с того, что супруга позвонила хозяйке гостинице предупредить, что мы задержимся - а в ответ тишина. Номер вообще не отзывается. Как выяснилось, на территории Крыма не работает ни один оператор сотовой связи (как подсказали, дело может быть в конкретном тарифе), кроме того, который с яйцом, да и тот - в основном потому, что имел украинское отделение, и в настоящий момент успешно притворяется таковым. Супругин пчелайн же при пересечении границы республики мгновенно превратился в тыкву - работали лишь интернет-соединение и геолокация. Местные выражают скромную надежду, что в относительно ближайшем времени ситуация изменится к лучшему - операторы наберутся смелости и вернутся на (полу)остров. Второй удар был куда как чувствительнее. Я, поскольку за политическими новостями слежу вполглаза и невнимательно, был совершенно не в курсе, что с банковскими картами в Крыму сейчас тоже творятся чудеса на виражах. В итоге у нас получилась знатная брешь в бюджете на месте той суммы, которую мне было лень везти, и я рассчитывал обналичить её на месте. Ибо в настоящий момент в Крыму работают лишь карточки нескольких местных банков, а всё прочее можно задействовать только в Керчи, где стоит несколько сбербанковских банкоматов, дотягивающихся вайфаем до материка (до того самого отделения, что в порту Кавказ стоит и ранее мной упоминалось). К этому можно также прибавить милейшую историю со старыми карточками - их украинские банки прикрыли у крымчан в одностороннем порядке без какой-либо компенсации содержащихся на них накоплений (а у многих моряков там, например, были более чем солидные суммы за загранплавания), попросту забрав деньги себе. Всё это вызвало у местных реакцию вполне понятную и ожидаемую - и нет, отнюдь не желание громогласно покаяться и бежать обратно, в прежнее государство. В остальном народ вроде как-то справляется. Андроидный маркет и эппловский стор ушлые кулхацкеры обеспечивают желающим по скромной цене сто рублей за устройство - услуга вполне открыто предлагается в отделе сотовой связи одного из севастопольских супермаркетов. В стиме тоже можно как-то закупаться - по крайней мере, закидать туда денег местные терминалы дают возможность.
Продуктов много, магазины не пустуют. Во многих местах, где мы побывали, имеются продуктовые рынки, как штатные, так и стихийные - немного напоминают те, что у нас были лет десять-пятнадцать назад. Цены на магазинные продукты - плюс-минус на уровне московских, что у местных вызывает ворчание. Впрочем, по словам друзей, бывавших в Крыму прошлой осенью, тогда они были такие же и, значит, вполне стабильны, в том числе пережив и доллароапокалипсис конца года. Цены на рыночные продукты - смешные по московским меркам, причём сами продукты крайне качественные и вкусные. Кстати, невзирая на украинскую блокаду, продолжает функционировать сеть супермаркетов "Сiльпо" - причём большинство продуктов у них с украинскими упаковками, то есть, через блокаду таки ввозятся без проблем. Бабло побеждает зло, фигли.
Ну и, собственно, о том,
при чём тут Sora no Woto. Начать с того, что под окнами у нас была натуральная Часовая башня, только полезнее и боеспособнее (ну, по крайней мере, на вид - точно). Ага, зенитная батарея. Капониры, огневые позиции, все дела. Вокруг - с полкилометра зоны безопасности. Подозреваю, что штатно должно быть больше, но частная застройка - хуже плесени же, наползает со всех сторон, как ни борись. А вообще, зрелище умиротворяющее. Просыпаешься утром, в окошко выглядываешь - а там бойцы на плацу возятся, радары крутятся, мирное небо стережётся. Лепота. Но это не всё - если б дело только в радарах и капонирах было, я бы так не восторгалася...
Дело ещё и в том, кто в этой части служит. Вот, к примеру, образчик кавайного оскала российской оккупации.
И вот. Нет, ну, то есть, мужики там, конечно, тоже есть, но количество девушек в форме как-то непривычно высоко. Эти три фотки я сделал на остановке рядом с гостиницей, но и при дальнейших прогулках по городу обращал внимание, что процент военнослужащих женского пола отличается от виденного мной ранее в большую сторону.
Это мы, собственно, утром первого дня пребывания на прогулку вышли. Практически сразу за порогом, помимо батареи, имелся также симпатичный хвойный сквер с памятником.
Тот факт, что находится он прямо за воротами военной части, не мог не найти отражения в состоянии сквера - всё параллельно, перпендикулярно, побелено и покрашено.
От остановки мы ехали на маршрутке. С непривычки не сразу сообразили, что здесь принято проезд оплачивать при выходе, а не при входе, как в Москве и Подмосковье. По дороге видели ещё один эффект воссоединения. Наплыв народа, по словам местных, в Крыму с момента возвращения большой. Причём речь не только и не столько об отдыхающих, хотя их тоже много (вся бронь на сезон давно раскуплена, строительство новых гостиниц и ремонт старых идут повсеместно), речь ещё и о тех, что приезжают надолго. Это присланные с континента спецы, призванные поднимать уроненное, развивать неразвитое и восстанавливать продолбанное, и беженцы из понятно какой горячей точки. Эти категории граждан (в особенности, понятно, первая), не просто понаехала сама, но и притащила с собой изрядно личного транспорта, открыв для крымчан такое достижение цивилизации, как пробки. Местные водители к такому явно очень непривычны и, на вид, здорово переживают.
Как бы то ни было, прибыли к местному ЦУМу.
Сразу по выходе из маршрутки пронаблюдали идиллическую картину мирного сосуществования голубей и кота.
Пройдясь туда-сюда по площади и прилегающим улицам, решили отыскать книжный магазин с целью закупить карт и путеводителей. Сразу этого сделать не получилось, но я приметил палатку КПРФ и сказал: "Ага, красные! Красные любят читать - они точно знают, где здесь ближайший книжный!" И они действительно знали.
Пару слов о местных. Во-первых, в нас мгновенно опознавали туристов - по одежде. Потому что по меркам аборигенов в начале мая ещё холодно, и ходить надо в куртке или свитере. А если кто-то, как я, например, при двадцати двух градусах цельсия топает по улице в футболке, прихлёбывая холодную минералку и умиляясь жарище - это стопудово турист. Во-вторых, относились радостно и приветливо. Узнав, что мы из Москвы, улыбались, некоторые начинали рассказывать, как они горды тем, что отстояли Крым на референдуме. Отрицательных отзывов о присоединении не встретили ни одного - либо положительные, либо нейтральные.
А местные женщины любят чёрное. Если на улицах Севастополя видишь женщину, которая по всем признакам старается выглядеть привлекательной, а не просто одевается как удобно - она в девяти случаях из десяти будет в чёрном с ног до головы. Интересно, а в июле они тоже так ходят?
У очень многих - георгиевские ленточки. Не у каждого второго, конечно, но где-то у каждого пятого, независимо от пола, возраста и социального положения. Причём, если в Москве их зачастую носят довольно небрежно, повязывая на ремень сумки или на лямку рюкзака, то тут практически все, кого видел, носят её очень аккуратно и, я бы даже сказал, горделиво - на лацкане или нагрудном кармане, аккуратно повязанную, как почётный знак. У большинства ленточки заплетены в красивые виньетки в виде цветка, например, или лавровой ветви, причём часто они сделаны из двух ленточек, георгиевской и цветов российского флага. Фото сделано в Симферополе парой дней позже, но вполне характерно.
Но таки вернёмся к нашим походам. Достопримечательностей в окрестностях Севастополя просто вот лопатой выгребай, буквально. Я раньше при прохождении какого-нибудь Fallout 3 ворчал, что, дескать, сделано интересно, но нереалистично - когда в какой угол ни сунься, там тебя что-нибудь примечательное ждёт, и под конец вся карта сплошняком в отметках уникальных локаций. А тут понял, что бывают, бывают на свете места, где всё и в самом деле так. Реально, у каждого камня своя история. Всё посмотреть за один заход нереально в принципе. Таксист, который вёз нас от автовокзала, вообще рассказал, что он последние тридцать лет каждое воскресенье выбирается с женой какую-нибудь крымскую достопримечательность посмотреть, и до сих пор не осмотрел и половины. Так что нужный настрой у нас был создан с самого начала - мы поняли, что не стоит и пытаться объять необъятное. Поэтому начали с очевидного. С Панорамы. Она расположена на самом высоком холме города, и парк рядом с ней пестрит памятниками.
Вид на бухту с кораблями.
Гостиница "Украина".
Места, где в первую оборону стояли батареи. На табличках - номера батарей и фамилии командиров.
На подходах к зданию Панорамы - неизбежные ряды туристической сувенирки. Основная тематика - андреевские и российские флаги, тельняшки, изображения кораблей Черноморского флота (кажется, там есть календарики и магнитики с ними всеми, поимённо), вежливые люди и прочая морская, военная и военно-морская атрибутика.
Само здание Панорамы. Экскурсии запускают раз в полчаса, так что после покупки билетов у нас осталось времени погулять.
Служебная курительная скамеечка у входа.
Якорное поле по соседству.
Чуть дальше - реконструированная батарея. Пушки настоящие, лафеты вместо деревянных - чугунные, укрепления из бетона, имитирующего корзины и мешки с землёй. До жути атмосферно.
В Панораме экскурсия недолгая, но крайне душевная. Немного экспонатов - например, фрагменты оригинального полотна, погибшего при немецкой бомбёжке (сейчас основой Панорамы служит новодельное, восстановленное в конце сороковых).
Сама же панорамная экспозиция и вовсе захватывает дух. Простой суровый вархаммер с зашкаливающим пафосом превозмогания. Я до крайности проникся.
Далее нас ждала набережная.
Основная достопримечательность набережной - люто назойливые зазывалы, предлагающие за бешеные деньги (цена варьируется на лету в зависимости от внешнего вида зазываемых и их реакции) покататься на катерах.
Если таки хочется покататься, то пользуйтесь казённым катером - он на порядок дешевле частников и предоставляет (по отзывам пользовавшихся) ничуть не худшие маршруты. Мы, правда, так и не покатались - не до того было.
Снова сотни сувенирки, куда ж без неё в туристическом месте.
Всё, что нужно для счастья севастопольскому хипстеру - вино, вок и вайфай.
Просто красивое дерево.
Корабли стояли в парадном ордере, готовые к празднику.
Памятник затопленным кораблям - символ города, растиражированный на всех открытках, значках и магнитиках.
Аутентичные деды-шахматисты.
Ни пылинки на кителе - где-то ходит патруль...
Графская пристань. Местные ловят рыбу, за их спинами ожидают своей доли добычи пушистые рэкетиры.
Настроены они серьёзно и гладить себя не дают. Рыбы нет - вали нахрен. Рыбу дашь - тогда, может, подумают ещё.
Рыба, что интересно, тусовалась буквально за углом - метрах в десяти от рыбаков.
Так как праздник на носу, этот самый дебаркадер, прямо невзирая на рыбаков и кошек, красили и драили.
Неподалёку, напротив мэрии стояла грустная тётенька с плакатом - что-то про каких-то обманутых вкладчиков, кажется. Рядом скучала пара полицейских - это были, кажется, чуть ли не единственные встреченные нами стражи порядка в городе.
Мемориал городов-героев. Больше всего цветов - на стелле Одессы. Неудивительно - то было пятое мая. Второе было совсем недавно.
Потом был вечер, и первый день пребывания в городе мы решили завершить поездкой на Херсонес.
Первое, что нас там встретило - котики, разумеется.
Сам по себе древний город Херсонес расположен прямо в черте Севастополя, туда ходит маршрутка. Минус в том, что табличек практически нет, так что без экскурсовода сложно понять, что где было. Экскурсовода нам брать было лень - хотелось просто побродить. К тому же, до закрытия оставался всего час. Честно говоря, нам было, в общем, довольно пофиг на исторические подробности. Мы за атмосферой пришли. И её-то хватили полной ложкой. Тысячелетние камни, между ними трава, сверху закатное небо - и тишина. Магия.
Одинокий мак - они как раз начали зацветать.
Наглые котики. Конкретно этот приметил нас издали и решительно направился в нашу сторону с выражением морды, которое буквально русским языком говорило: "Жрать есть? А если найду?" Убедившись, что жрать не дадут, он потёрся об меня и удалился рэкетировать следующую группу отдыхающих.
Закат. Видели, кстати, летучих мышей - носятся, как птицы, прямо под открытым небом, ловят мошкару.
И на этом мы, окончательно умотавшись, отправились домой. Так и завершился наш первый день в Севастополе.
Артефакты города: на табличках с названиями улиц пишется не только актуальное, но все предыдущие с самых давних времён. По-моему, отличная идея.
Праздничные наклейки в одном из сувенирных ларьков. Если с тридцатьчетвёркой везде угадали, то вот Ил-2 получился какой-то не такой. Наверное, много болел в детстве, да и вообще какой-то подозрительно яковлевский.
Следы деятельности городских активистов.
Специализированный девайс для цивилизованного развешивания свадебных замков на набережной.
Просто городской пейзаж - с позитивным чуваком, связкой шариков, и бонусным котиком для внимательных.
Дружба народов: ресторан русской кухни...
...и украинской.
Ещё немного севастопольских пейзажей вразнобой.
Напоследок - фотография не из первого дня отпуска (не считая дороги), а из последнего (не считая дороги же). Окончательно и бесповоротно я осознал, что отпуск удался, когда пошёл получать вещи из камеры хранения и обратил, наконец, внимание на
цифры номерка.
Текущий статус - 4.124