С подачи
malenkiycunami решил написать этот пост. Она спрашивала, почему для портретной съемки выбирают длиннофокусные объективы.
В первую очередь для тебя, Алена, эти рассуждения и предназначены.
Речь идет о том, что объективы с различным фокусным расстоянием различаются не только передачей масштаба изображения, а и передачей перспективы в картинке. И возможно этот фактор является даже более значимым, чем приближение-удаление.
Взгляните на эту картинку:
Рисунок а показывает съемку трех человечков длиннофокусным объективом, имеющим как известно маленький угол охвата. Рисунок б показывает съемку тех же человечков, но уже короткофокусным объективом, угол охвата которого как известно шире, отчего такие объективы и называют широкоугольниками. Для наглядности бледно-серыми линиями показан угол охвата сравниваемого объектива.
В обоих случаях кадрирование производится по переднему синему человечку (плоскость кадрирования обозначена вертикальной пунктирной линией). Причем по условию композиции мы хотим сделать так, чтобы синий человечек занимал кадр точно в свой рост. Оба кадра мы делаем на пленку одинакового формата (это замечание для тех, кто будет удивляться тому что начнет происходить дальше).
Для того чтобы поместить синего человечка точно в рост нам нужно отойти подальше с длиннофокусником (а), который сильно приближает, и подойти поближе с широкоугольником (б), который наоборот передает объекты мельче, захватывая вместе с тем больше окружающего пространства.
Теперь самое интересное. Из рисунка б мы видим, что в наш кадр попадает синий человечек точно в свой рост, красный в два своих роста (по дополнительной половинке сверху и снизу) и зеленый попадает в три своих роста. На рисунке б1 вы видите сам кадр.
Из рисунка а мы видим, что в кадр опять попадает синий человечек точно в свой рост (по условию задачи), а вот у красного дополнительно могут уместиться только подошвы башмаков и макушка головы. У зеленого - полголовы и башмаки. На рисунке а1 вы видите итоговый кадр.
Теперь посмотрите на рисунки а2 и б2, и что называется почувствуйте разницу. Мы фотографировали одну и ту же ситуацию, кадрируя по одному и тому же объекту (синему человечку), но что происходит с окружающей обстановкой? Она радикальным образом изменяется. А именно - изменяется передача перспективы.
Как же это произошло? А вот как.
Сравните на рисунке а расстояние от объектива до синего человечка с расстоянием от синего человечка до красного или зеленого. По сравнению с расстоянием до фотоаппарата эти человечки стоят друг с другом совсем рядом. Разница в расстоянии между ними практически не существенна для того кто снимает.
Теперь на рисунке б сравните расстояние от объектива до синего человечка с расстоянием от синего человечка до красного, а тем более зеленого. Здесь уже разница ощущается очень сильно, она увеличивается в разы. Зеленый человечек стоит от объектива в три раза дальше чем синий! Естественно синий выглядит в кадре гораздо крупнее зеленого.
Подобную ситуацию мы наблюдаем невооруженным взглядом и в жизни, сплошь и рядом. Например, вы идете по ночному полю и видете вдалеке дерево, а в небе луну. Дерево такое далекое, что оно даже меньше большой красивой луны. Но вот вы идете все ближе, наконец подходите к дереву вплотную и видите, что дерево перед вами огромное, а луна какая была, такая и осталась, и по сравнению с деревом она теперь малюсенькая. Просто вы приблизились к дереву, но практически не приблизились к луне :) Перспективные отношения между объектами изменяются в зависимости от того, какое расстояние от вас до них, и как оно относится к расстояниям между самими этими объектами.
Широкоугольные объективы подчеркивают перспективу, выразительно показывая разницу между разноудаленными объектами. Длиннофокусные же наоборот, нивелируют эту разницу, стремятся передавать размерные отношения между объектами такими, какие они есть на самом деле, независимо от расстояний.
И вот теперь пора перейти к вопросу «А при чем здесь портретная съемка?». При том, что выбирая более длиннофокусный объектив для портрета, вы страхуете свой снимок от того, что лицо и пропорции тела вашей модели заметно исказатся в перспективе. Вспомните забавное отражение своего лица в елочной игрушке. Именно такие кадры и получаются сверширокоугольниками. Они вмещают в кадр очень много окружающего пространства, но при этом безбожно искажают все пропорции. Или другой распространенный случай - автопортреты мыльницей с вытянутых рук. Те же карикатурные лица.
Отсюда еще один немалозначительный вывод - когда вы крутите зум на своем объективе, вы не просто приближаете-удаляете объект, вы заметно изменяете общую картинку, передачу окружающего пространства. И можете делать это осознанно, в соответствии со своим художественным замыслом.
Спасибо за внимание :)