Недавно мне пришло письмо в котором человек поблагодарил меня за пару моих старых статей о том, как устроена бухгалтерия с точки зрения программиста.
Я не закончил ту серию и теперь, вдохновленный намерен ее продолжить.
Основа: закон сохранения материяльных ценностей.
Принципы бухгалтерии по аналогии с физикой:
1. Каждая вещь имеет свою массу (денежную, т.е. стоимость)
2. Вещи не возникают из ниоткуда и никуда не исчезают, все, что есть внутри фирмы получено из внешних источников, все, что из фирмы ушло-передано во внешнее окружение.
3. Основной (и единственной) формой учета движения ценностей является "проводка" т.е. запись о том откуда и куда перемещена ценность и сколько она стоит.
Вполне очевидно, что логичным представлением бухгалтерского учета является направленный взвешенный граф.
Узлы графа называются счетами, ребра (ветви) графа называются Проводками. При описании проводки узел источник называется Кредитом проводки, узел приемник называется Дебетом проводки, стоимость переданных ценностей называется Суммой.
Сумма весов (стоимостей)входящих в узел ребер называется Дебетом счета, сумма исходящих, соответственно, Кредитом счета, разность Дебета и Кредита называется Остатком счета.
Обратите внимание! Все три цифры Дебет, Кредит и Остаток счета могут иметь самостоятельное значение! Дебет и Кредит в проводках НЕЛЬЗЯ заменять на плюсы и минусы! Зачем это надо мы узнаем позже...
Вес ребра (сумма проводки) может быть отрицательным, в бухгалтерии такие проводки называются "сторнирующими" или просто "Сторно". Сторнирование используется, как правило, для отмены операций и коррекции ошибок.
В принципе можно было бы вести учет, используя в качестве наименований вершин графа по конкретным объектам взаимотношений (Вася, Петя, ООО Рога и копыта, касса, банк, хозяин), но принят несколько более сложный подход, в соответствии с которым наименование производится следующим образом: Счет[/субсчет][ лицо]([] скобки означают что элемент наименования может отсутствовать).
Счета и некоторые субсчета нумеруются в соответствии со стандартом, называемым
"планом счетов бухгалтерского учета" .
Такая технология позволяет укрупнять данные по хозяйственной деятельности, рассматривая не взаимоотношения с отдельным поставщиком, покупателем или иным контрагентом, а группируя проводки по направлениям деятельности.
В свою очередь выборка, с полной детализацией до отдельного субекта обычно называется Лицевым счетом.
Рассмотрим пример на рисунке:
На рисунке видно, что часть счетов относится к фирме, а часть к внешнему окружению, в Российском учете принято правило наименования счетов (нумерации) в соответствии с которыми счета с номерами с 60-го относятся к внешним источникам/приемникам материальных ценностей, о остальные, соответственно, к внутренним.
Поскольку каждая проводка изменяет состояние Дебетового и Кредитого счетов на одну и ту же величину (это и есть принцип "двойной записи") есть 2 важных факта:
1. Сумма дебетов и сумма кредитов по базе в целом равны.
2. Остаток по "внешним" счетам и по "внутренним" должны быть численно равны.
Эти 2 факта позволяют производить проверку корректности данных в системе учета.
Да простят меня бухгалтеры за некоторое упрощение, но "внутренние" счета это Активы, а "внешние" это Пассивы, а процедура поиска причин несовпадения сумм Пассивов и Активов это и есть Сведение Баланса.
Помимо этого, контроль производится путем:
1. Сравнения остаков по денежным счетам (50-я группа счетов) с реальными денежными остатками.
2. Сравнения остатков на товарно-материальных счетах (40-я группа) с реальным состоянием складов. Это и есть переучет, на который закрываются магазины :-))
3. Сравнение данных по взаиморасчетам с контрагентами (60-я группа счетов), это называется сверка.
Теперь рассмотрим изменение сумм по счетам шаг за шагом (в соответствии с рисунком.:
Шаг 0- это стандартное начало работы любого предприятия- владельцы выделили денег на работу.
АктивыПассивыСчета41, Склад 50, Касса 60, поставщик 80, Учредитель Деб.Кр.Деб.Кр.Деб.Кр.Деб.Кр.Учредительский взнос 1000 1000Остаток счета 1000 -1000Баланс1000 -1000
В кассе появились деньги.
Шаг 1. Взяли товар у поставщика.
АктивыПассивыСчета41, Склад 50, Касса 60, поставщик 80, Учредитель Деб.Кр.Деб.Кр.Деб.Кр.Деб.Кр.Учредительский взнос 1000 1000Получение товара 100 100 Остаток счета 1001000-100-1000Баланс1100 -1100
Активов стало больше, на счету поставщика отрицательный(кредитовый) остаток, он указывает на наш долг.
Шаг 2. Расплатились за товар.
АктивыПассивыСчета41, Склад 50, Касса 60, поставщик 80, Учредитель Деб.Кр.Деб.Кр.Деб.Кр.Деб.Кр. Учредительский взнос 1000 1000Получение товара100 100 Оплата товара 100100 Остаток счета 10090001000Баланс1000 1000
Поставщику мы ничего не должны, а взнос учредителя превратился из денежного в деньги+товар, товара на складе на 100 рублей, "оборот" по поставкам (сумма покупок) 100 рублей .
В следующей части мы рассмотрим как регистрируется самое интересное- продажи.