В прошлой записи я упомянула, что в эти дни МКС представляет собой полностью загруженную работой лабораторию, где параллельно проводится множество экспериментов по разным дисциплинам. В то же время, это ещё и космическая гавань, куда прибывают и откуда отправляются космические корабли заполненные грузами. В данный момент к МКС пристыкованы два грузовых корабля - Dragon и ATV, которые покинут станцию в ближайшие пару недель, и их необходимо подготовить к отстыковке и входу в атмосферу. Поэтому на несколько дней мне придётся снять свой виртуальный лабораторный халат, засучить рукава и переключиться в упаковочно-погрузочный режим.
Загрузка корабля для входа в атмосферу - это деликатный процесс: чтобы правильно рассчитать тормозной импульс и выйти на заданную траекторию спуска, необходимо достаточно точно знать общую массу грузов и её распределение по кораблю (что позволяет определить местоположение центра масс). Это особенно важно для корабля, которому предстоит вернуться на Землю, то есть для нашего «Дракона». Но это также очень важно и для ATV5, поскольку этот корабль должен выполнить специальный манёвр на начальных этапах контролируемого схода с орбиты, чтобы собрать данные, которые помогут подготовиться к снятию с орбиты самой космической станции (когда придёт время, хотя это случится и не скоро). Я уверена, что вы сможете подробно узнать о так называемой «пологой» траектории спуска ATV5 в
блоге ATV.
Как вы, вероятно, знаете, ATV разрушится при входе в атмосферу, поэтому мы загружаем в него различный мусор: отходы, упаковочные материалы, старую одежду и ненужные вещи. И мы должны сделать всё возможное, чтобы максимально заполнить его, поскольку после потери корабля Orbital-3 в октябре прошлого года логистика на борту значительно усложнилась: у нас есть много «материалов» (сугубо технический космический термин), которые должны были давно покинуть станцию! По этой причине мы даже поместили небольшую часть мусора в «Дракон», хотя этот корабль должен приземлиться целым и невредимым (или, точнее, приводниться) и, следовательно, его основная задача заключается в возврате домой важных грузов.
Но как всё это работает, если распределение масс должно быть настолько точным? По правде говоря, я не могу сказать определённо. Здесь мы имеем дело с некоторым чудом планирования и координации, которое сотворяется на Земле. И здесь, на борту, мы получаем два продукта этого чуда: перечень грузов, в котором перечислены все тюки и их содержимое, указано, где их найти и куда переместить, и приведены специальные инструкции по упаковке, а также «хореографическое» наставление, которое определяет порядок упаковки и, опять же, некоторые особые инструкции (по фотографированию, записи серийного номера или упаковке груза в определенной ориентации). Если в тюках есть свободное место, мы заполняем его вспененным наполнителем, который до этого использовался для упаковки различных грузов перед запуском, и пакетами со старой одеждой. После этого мы надеемся, что они поместятся в отведённые для их укладки позиции, которые, конечно же, снабжены кодом местоположения, поэтому мы всегда точно знаем, куда следует переместить каждый тюк.
В среду, когда мы были заняты планированием, специалисты ЦУП повернули станцию на 180 градусов - теперь вместо модуля Node 2 передним модулем МКС является российский служебный модуль. Это изменение произошло абсолютно незаметно для меня - на самом деле я даже забыла о нём. Конечно, я бы сразу обнаружила перемены, если бы посмотрела наружу из Купола, но сделать это было невозможно, поскольку ставни Купола были закрыты весь день из-за проведения ряда манёвров. Представляю вам новый вид психического расстройства: синдром лишения доступа к Куполу!
Так, почему же в среду нам пришлось лететь задом наперёд? Мы должны были направить вперёд двигатели ATV, чтобы использовать их для небольшого торможения станции с целью снизить на пару километров апогей (высшую точку орбиты). Обычно мы используем ATV, чтобы сделать совершенно противоположное, то есть для периодического повышения орбиты путём небольшого разгона, но на этот раз нам потребовалось уменьшение скорости, чтобы скорректировать нашу орбиту для приёма следующего грузового корабля «Прогресс».
Торможение длилось примерно 4 минуты: я по-прежнему находилась в американском лабораторном модуле и наблюдала за своим необычным перемещением в другой конец модуля, пока ATV толкал окружающую меня станцию. Это было весело!
Оригинал:
#SamLogbook Виртуальный тур по модулям МКС, созданный на основе фотографий Саманты Кристофоретти
![](http://ic.pics.livejournal.com/samlogbook_ru/75374038/22540/22540_800.jpg)