В Нью-Йорке есть места, где время как будто замерло много лет назад, и, кажется, что уже ничто не способно изменить такое положение дел. Вот, к примеру, уже давно не существует авиакомпании с названием Trans World Airlines (TWA), когда-то одной из крупнейших в США, и той самой, что когда-то владел эксцентричный миллионер Говард Хьюз. Но до сих пор, при большом везении, можно очутиться в пассажирском терминале TWA, построенном в 60-х и почти не изменившемся с тех пор, когда маленькие, но быстрые алюминиевые птицы окончательно отправили бороздящих океаны гигантов на свалку истории и бесповоротно изменили всю нашу жизнь. Для того, чтобы прикоснутся к этой замершей вне времени истории придется отправится в аэропорт имени Джона Кеннеди, в единственный терминал, откуда никто никуда не летит.
В самом центре, между терминалом 5 и многоуровневым паркингом, расположено необычное здание, внешне очень похожее на космопорт из фильмов 60-х, в которых показывали недалекое будущее, что-нибудь про начало 21-го века, когда по представлениям киношников люди должны были летать на автомобилях с большими стеклянными колпаками и жить на других планетах. Только в отличии от кино это не выдумка сценариста и не декорации, а самый настоящий пассажирский терминал под названием "Trans World Flight Center", построенный в 1962 году по проекту американского архитектора финского происхождения Ээро Сааринена. Его называют "Гранд-Централом эпохи реактивных авиалайнеров", и, наверное, это один из самых необычных авиатерминалов в мире. Построенный больше 50-ти лет назад, он даже по сегодняшним меркам он выглядит фантастически.
2.
Trans World Flight Center это самый настоящий экспрессионизм в архитектуре, точнее его послевоенное возрождение. Все здание целиком состоит из изгибов, обтекаемых форм и плавных переходов одного в другое. Это придает довольно массивной бетонной конструкции ощущение невесомости и полета. Оно как-будто парит над землей, и это не случайно.
3.
Здание символизирует собой полет и выполнено в виде большой белой птицы с гигантскими крыльями. Этот архитектурный замысел отчетливо виден всего с нескольких ракурсов.
4.
Саариненен приступил к работе над проектом нового терминала в 1955 году, когда аэропорт еще назывался Айдлуайлд. И тогда, да и сейчас, практика строительства отдельного терминала для одной авиакомпании была не очень распространена в мире. Но нью-йоркский международный аэропорт Айдлуайлд был одним из главных аэропортов страны, ее парадными воротами для путешественников со всего света, и центральным местом базирования для нескольких крупных американских авиакомпаний. Поэтому терминалы были больше, чем просто местом посадки и высадки пассажиров. Начиналась эпоха массового туризма, количество пассажиров постоянно росло и нужна была абсолютно новая концепция в отношении организации авиаперевозок. Просто небольшого здания аэровокзала было уже недостаточно. Саариненен начал решать еще только зарождавшиеся проблемы пассажирских перевозок и организации пассажиропотоков при помощи дизайна и архитектурных форм. Новая концепция потребовала больше времени и он попросил отсрочку на год для реализации проекта. Руководство TWA было настолько увлечено его идеями, что без проблем согласилось на такую задержку. В 1957 году был представлен первый проект. Для авиакомпании новое здание стало самым настоящим символом и отражением их новой философии.
5.
6. Реклама нового терминала TWA.
7. Терминал в процессе строительства. 1961 год.
8. После открытия в 1962 году.
9. Вид из иллюминатора взлетающего самолета.
Примерно та же точка сегодня.
10. Вид из окна перехода к Терминалу 5.
Переходы, которые вели к хабам, откуда осуществлялась посадка в самолет. Сначала это было одно здание, но потом, с появлением гигантских авиалайнеров типа Боинга 747, пристроили еще один корпус и переходов стало два. Здесь была впервые применена схема, когда регистрация и посадка проходили в разных зданиях соединенных переходами. Сейчас переходы соединяют Trans World Flight Center с Терминалом 5.
11.
Внутри большой зал, стойки регистрации, зона ожидания, ресторан, туалеты и даже стойки для чистки обуви. Огромное окно зала ожидания делало помещение удивительно светлым и выходило прямо на взлетное поле.
12.
Внутренний объем еще более необычен, чем внешняя форма здания. Здесь нет четких граней и стен, а все как бы перетекает из одного в другое, символизируя постоянное движение. Вы попадаете в терминал и невидимый поток плавно несет вас от зала ожидания к стойкам регистрации, выбрасывает на островок рядом с кафе, чтобы потом снова закрутить в бурном водовороте, пронести по переходам и выбросить прямо к трапу самолета. Вы как будто уже начали свое путешествие просто войдя внутрь здания.
13. 1962 год.
Фото интерьеров можно
здесь и
здесь. Есть так же
небольшое видео.
14.
Трудно представить, чтобы современные архитекторы уделяли столько внимания даже таким объектам, как переходы. Сейчас их стараются сделать, как можно воздушнее и незаметнее, а у Сааринена получились подобие артерий соединяющих разные части одного организма. Здание с некоторых сторон вообще довольно сильно напоминает живое существо или растение с другой планеты.
15.
Будущее было не только в архитектурных формах. Trans World Flight Center использовал самые передовые идеи в организации пассажирских перевозок на тот момент. Это был один из первых в мире пассажирских терминалов, где начали использовать телетрапы, объявлять информацию о рейсах по громкой связи, здесь появилась первая система видеонаблюдения, багажные карусели, электронное табло с расписанием рейсов и электронные весы на стойках регистрации.
16.
Сам Сааринен умер в 1961 году от рака мозга в самом расцвете сил, и не дожил всего год до того момента, как первые пассажиры начали свое путешествие из недр большой бетонной птицы.
17.
Компания TWA прекратила свое существование в 2001 году. Trans World Flight Center морально устарел, перестал справляться с пассажиропотоком и соответствовать современным нормам безопасности. В результате его чуть было не снесли, чтобы на этом месте построить очередную безликую коробку, но, к счастью, вовремя опомнились и дали терминалу статус памятника архитектуры. Теперь снос ему не грозит, но будущее все еще туманно. Скорее всего из него сделают культурный центр и музей. Сейчас терминал закрыт и попасть внутрь невозможно. Остается только ждать какого-нибудь мероприятия, типа нью-йоркского дня открытых дверей, или чего-нибудь подобного. Рассмотреть его со всех сторон можно только с крыши парковки где находится станция
AirTrain, из вагона поезда или из Терминала 5. Подойти ближе, к сожалению, не получится.
18. Вот такое вот будущее из прошлого.
Еще про аэропорты в Нью-Йорке.
Заброшенный аэропорт Флойд Беннетт Филд - часть 1 - история аэропорта
Заброшенный аэропорт Флойд Беннетт Филд - часть 2 - современное состояние
Заброшенный аэропорт Флойд Беннетт Филд - часть 3 - авиамузей на территории