Тема плагиата в науке последнее время вызывает оживленный интерес в обществе. Разоблачения касаются лишь верхушки айсберга, потому что большАя часть ворованного просто не обнаруживается в сети. Масштабы бедствия, несомненно, куда более ужасающие. Вот яркий пример плагиата в исследовании краеведческой тематики, столь популярной в Калининграде.
Соискатель Андрей Вячеславович Сапунов опубликовал статью "Учебно-исследовательская культура учащихся сельской школы на уроках по истории Западной России" в "Вестнике БФУ им. И. Канта" (2011. Вып. 11. С. 172-175). Можно легко найти опус начинающего ученого на
сайте вуза.
Минимум 81% текста представляет собой дословные заимствования из чужих работ. Ниже воспроизведен полный текст "труда" Сапунова, в котором зеленым цветом выделен плагиат из пособия М.В. Ильиной "Современная модель урока по историческому краеведению" (Калининград: КОИПКиПРО, 2004, с. 3-4), голубым - из статьи В.А. Мижерикова и М.Н. Ермоленко "
Особенности работы учителя в сельской школе", желтым - из пособия Г.В. Макотровой "
Интернет-технологии в формировании учебно-исследовательской культуры учащихся профильных классов" (Белгород: Изд-во БелГУ, 2007), а красным - из
Концепции воспитательной системы гимназии №1 г. Грайворона (2004 г.) или из
статьи Г.В. Макотровой и В.В. Шевченко.Часть расхождений внутри заимствованных фрагментов, очевидно, связана с работой редактора в издательстве, потому что правка носит чисто стилистический характер (например, в источнике было "эту идею развивали", а в статье получилось "данной идеи касались"; в источнике - "учащихся", в статье - "детей", в источнике - "активнее", в статье - "чаще"). В ряде случаев, впрочем, слово "краеведение" заменено на "историю Западной России", что свидетельствует о напряженном труде молодого ученого, отражающем всю глубину академического поиска и тернистый характер пути в большую науку.
В статье Сапунова есть, как в любой настоящей научной работе, список литературы. Он состоит из двух пунктов:
1. Кузьминых Я.С. О пользе туристическо-краеведческой работы // Красное знамя. 2008. №92.
2. Макотрова Г.В. Учебно-исследовательская культура школьников // Педагогика. 2007. №1. C. 47-52.
Это, конечно, дымовая завеса, потому что ссылок на эти работы в статье нет. Даже правильно воспроизвести их названия молодой ученый не сумел: статья Кузьминых,
между прочим, называется "О пользе туристско-краеведческой работы", а Макотровой - "
Учебно-исследовательская культура учащихся". Нет ссылок и на использованные на самом деле тексты, хотя о первом из них автор точно имеет представление - указал его в
другой статье в списке литературы.
Вот эта замечательная статья:
А.В. Сапунов
Учебно-исследовательская культура учащихся сельской школы на уроках по истории Западной России
"Культурологический подход в последние годы все чаще выступает как надежный теоретико-методологический ориентир, что позволяет использовать его в качестве обобщающей теории для построения концепции воспитательной системы школы.
В традиционном педагогическом сознании учебно-исследовательская культура учащихся рассматривается неоднозначно, обычно как нечто нормативное, заданное, как образец, на который нужно равняться при реализации познавательной деятельности, в том числе наиболее сложного ее вида - учебного исследования, с одной стороны, и как особые интеллектуальные свойства личности учащегося - с другой.
Учебно-исследовательскую культуру учащегося мы характеризуем как интегративное личностное образование, которое представлено совокупностью образовательных научно-мировоззренческих ценностей, накопляемых в процессе обучения и применяемых личностью для получения новых знаний в учебных целях; как способ ее учебной (исследовательской) деятельности; как проявление ею творчества в учебном исследовании; как специфический способ саморазвития ее сущностных сил, социализации и самоопределения.
Краеведение - важное средство формирования исторического мышления учащихся, неотъемлемой части учебно-исследовательской культуры. Классные и внеклассные занятия по краеведению тесно связаны с основными курсами истории России и всеобщей истории, опираются на них. Вместе с тем эти занятия содействуют углубленному изучению истории, расширению общеисторических знаний учащихся, лучшему пониманию ими диалектической связи местного, частного с общим, целым.
В процессе обучения в школе, приобретая знания по истории Западной России, учащиеся накапливают свой интеллектуальный потенциал, что служит базой для реализации личностью своих гражданских свобод, прав и обязанностей. Знания о родном крае - значительная часть интеллектуального потенциала человека, гражданина.
В то же время история Западной России - широкое поле для самостоятельных учебно-исследовательских поисков школьника, овладения им началами творческой деятельности, выработки умения понимать действительные ценности прошлого, настоящего и будущего.
О необходимости изучать родной край, окружающую жизнь, использовать местный, локальный материал в обучении и воспитании юных, приобщать их к серьезным исследованиям писали Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, Г. Песталоцци, А. Дистервег и другие зарубежные педагоги и ученые. В России данной идеи касались В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков, Н.М. Карамзин, К.Д. Ушинский, В.П. Семёнов-Тян-Шанский, В.О. Ключевский.
Важно также подчеркнуть, что среди черт современного российского общества - быстро нарастающее разнообразие экономического развития отдельных регионов и областей, яркое проявление их культурных, национальных и исторических особенностей. В этих условиях нужно, чтобы местное население, и главное новое, молодое поколение, хорошо знало свой край, его историю и культурные традиции, природу, хозяйство, ресурсы, экологическую ситуацию, планы социально-экономического и культурного возрождения и развития. Для Калининградской области, обладающей рядом специфических характеристик, имеющей особое геополитическое положение, все сказанное очень актуально.
Специфика сельской школы определяется не только совокупностью объективных факторов, которые предоставляют лишь потенциальные возможности улучшения учебно-воспитательной работы с сельскими школьниками и успешное осуществление которых во многом зависит от разумного применения их в конкретных условиях. Данная специфика обусловливается также и преимуществами реализации педагогической деятельности на селе, а именно:
1) более характерным, заметным проявлением лучших традиций народной педагогики, некогда стройной системы воспитания сельского жителя. В городах, особенно крупных, такие традиции практически не используются из-за смешения национальных особенностей жителей, отрыва от исторических корней;
2) достаточно четким представлением учителей о детях, условиях их жизни и быта, отношениях в семье, среди сверстников и т.п.;
3) близостью к традициям, большей, чем в городе, силой общественного мнения, авторитетом педагогов, особенно тех, кто работает на селе многие годы и воспитал не одно поколение сельских жителей.
Обучение в сельских школах позволяет осуществлять индивидуальный подход к ученику. В то же время в малочисленном классе зачастую отмечается повышенное чувство тревожности, психологические, эмоциональные, а иногда и интеллектуальные перегрузки детей, что связано с постоянным контролем и оценкой знаний учащихся. К отрицательной специфике малочисленной сельской школы можно отнести также отсутствие особой эмоциональной психической атмосферы, свойственной учебной работе большого коллектива учеников. В таких школах зачастую ограничено деловое, информационное и эмоциональное общение детей, практически нет состязательности учеников в овладении знаниями. Трудности возникают также с формированием коллективистских, нравственных качеств личности школьников, организаторских, коммуникативных способностей, нередко отсутствуют лидеры.
В качестве предмета эксперимента мы определили ключевые компетенции учащихся на уроках по истории Западной России. Поэтому контрольными (подвергнувшимися изменению) характеристиками выбранных групп школьников стали:
1) уровень усвоения учебного материала;
2) способы действий учащихся;
3) ценностно-смысловые установки.
Когда мы говорим о краеведении и школе, следует, конечно, различать «уровни» краеведческой познавательной работы учащихся. Условно можно выделить три таких уровня (в реальной школьной практике они тесно связаны друг с другом и составляют единое поле познавательной деятельности школьников). Это, во-первых, получение учащимися «готовых» знаний о крае со слов учителя, из учебных пособий и сообщений средств массовой информации. Во-вторых, самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы детей (когда они в процессе учебного исследования делают «открытия для себя», то есть узнают факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни). Источниками таких знаний могут быть кроме учебных пособий научно-популярная и научная литература, публикации в местной и центральной печати, материалы школьных и государственных музеев, Интернет и т.д. И, наконец, третий уровень - изучение школьниками истории родного края в ходе углубленного представляющего научный интерес исследовательского поиска, когда дети выступают в роли исследователей. Обычно это члены исторических кружков и ученических научных обществ, участники археологических и этнографических экспедиций, актив школьного краеведческого музея и слушатели факультативов.
Первый из перечисленных уровней главный, а подчас и единственный в начальных классах. Для основной школы типичны первый и второй уровни. В старших классах девятилетней школы и в средней школе (особенно во внеурочное время) возрастает удельный вес краеведческой работы, характерной для третьего уровня.
Педагогу необходимо четко различать и держать в поле зрения все указанные уровни, видеть их различия и связи, пути перехода от элементарных форм работ к более сложным. Это является важным условием эффективного использования знаний по истории Западной России в обучении и воспитании школьников.
Мы можем констатировать наличие у учащихся желания к познанию, творческому саморазвитию и совершенствованию, что создает благоприятную почву для нашего эксперимента. Дети считают, что предмет «История Западной России» имеет практическое значение и достаточно интересен при изучении. Значительная часть школьников, на наш взгляд, достаточно подготовлена для того, чтобы сформировать с помощью педагогов базовый уровень учебно-исследовательской культуры".
* * *В последнем абзаце автор приводит вывод, никак, разумеется, не связанный с текстом статьи: "Мы можем констатировать наличие у учащихся желания к познанию, творческому саморазвитию и совершенствованию". Проведенная сверка текстов позволяет обнаружить и другие дефекты авторской логики:
1. Украден большой фрагмент из статьи о специфике учебы в сельской школе (последние слова: "...нередко отсутствуют лидеры").
2. Дан авторский абзац-связка: "В качестве предмета эксперимента мы определили ключевые компетенции учащихся на уроках по истории Западной России. Поэтому контрольными (подвергнувшимися изменению) характеристиками выбранных групп школьников стали: 1) уровень усвоения учебного материала; 2) способы действий учащихся; 3) ценностно-смысловые установки".
3. Украден большой фрагмент из пособия о краеведении (первые слова: "Когда мы говорим о краеведении...").
По сути, два украденных куска соединены механически, а между ними добавлен текст про эксперимент, о котором читатель ничего не знал, не знает и не узнает, потому что эксперимент будет упомянут только раз еще - в финале. Что за эксперимент и к чему он тут - останется тайной до следующих публикаций автора в
местной и
центральной печати.
Мы уверенно можем констатировать отсутствие у автора желания к познанию, творческому саморазвитию и совершенствованию. А вот в отсутствии желания воровать чужие тексты и выдавать их за свои упрекнуть автора мы никак не сможем. Остается запасаться попкорном в ожидании появления автореферата кандидатской диссертации по педагогическим наукам, которую в скором времени представит на суд людской молодое дарование из российской глубинки.