Чем ближе завербованные в группу люди сходятся с остальными членами группы и чем сильнее разде-ляют групповые ценности, тем благополучнее в эмоциональном плане себя чувствуют; на-против, если они эмоционально отделяются от группы, то начинают испытывать глубокий эмоциональный стресс. Такие эмоциональные «качели» укрепляют в них желание подчи-ниться групповым нормам, поскольку конформизм подспудно сопровождается улучшением их эмоционального состояния.
Групповые нормы поведения обычно регулируют все сферы жизнедеятельности последо-вателей (включая сферы сексуальных наклонностей, общения и интеллектуальных стремле-ний). Эти стандарты поведения определяют, что «правильно» и «неправильно», допустимо или недопустимо, желательно или нежелательно. Поскольку во всех этих сферах последова-тели предпочитают действовать сообща, они не считают ни коллегами, ни друзьями посто-ронних людей, не принадлежащих к данной группе, и стараются держаться от них подальше. Каждый член группы постоянно стремится добиваться все более высокого уровня признания группы и в полной мере соответствовать групповым ожиданиям.
Для сохранения доверия между членами группы и их доброго отношения друг к другу нужно манипулировать их действиями, взглядами, и изгонять бунтарей, которых делают козлами отпущения. Все действия членов группы внимательно отслеживаются гласно или негласно назначенными наблюдателями. Члены группы подчиняются групповым нормам, безотчетно опасаясь ухудшения эмоционального состояния и подавленности, которые ассоциируются с сомнениями в истинности групповых ценностей. Фактически, основой групповой сплоченности служит эмоциональный аспект в системе групповых межличностных отношений.
Информация из внешнего мира фальсифицируется и редактируется, а ее подача строго до-зируется, чтобы как можно сильнее сгладить противоречия между взглядами группы и обще-ства в целом. Чтобы предотвратить дестабилизацию и заручиться преданностью членов, группа может придерживаться взглядов, которые не просто игнорируют реальность, но и противоречат большинству общественных норм. Явным показателем того, что идеалы груп-пы заслуживают доверия, служит приход новых членов, поэтому многие группы ведут политику агрессивной вербовки.
«Пограничный контроль», который практикуется группой, призван защитить ее от внеш-ней агрессии. Группа вынуждена бороться, чтобы сохранить собственную целостность и об-рести признание или, по крайней мере, заслужить к себе терпимое отношение со стороны общества в целом, ибо в группе обычно представлено небольшое и инакомыслящее мень-шинство. Чтобы защитить членов от ассимиляции, в группе насаждается подозрительное от-ношение к обществу в целом, а также к его представителям, не разделяющим ценности груп-пы. Собственно говоря, всех людей делят на последователей и «чужаков», причем последние не считаются полноценными людьми, а если так, то ради стабильности группы как социальной системы их официально разрешено обманывать и ими можно манипулиро-вать.
Идеологические позиции группы идут вразрез с идеологией общей культуры. С одной стороны, они манипулируют эмоциональной потребностью последователей принадлежать к сплоченной социальной системе. А с другой - предлагают последователям довольно причуд-ливую идеологию, позволяющую окружить группу психологической стеной. Таким образом лидеру удается создать закрытую систему. Эта система успешно затягивает членов в глубо-кую воронку социального контроля, который требует абсолютной преданности и отказа от обычных социальных норм.
Исследуя поведение многих харизматических лидеров, психологам удалось выяснить, что, помимо харизмы, чаще всего они обладают незаурядным умом, находчивостью и предприимчивостью. Как правило, это ловкие, изобретательные, проницательные и образованные люди. Среди лидеров или в руководстве многих современных сект есть бывшие военные психологи, которые в свое время занимались разработкой психологических приемов ведения войны и прекрасно освоили техники воздействия на человеческое сознание. Многие лидеры стремятся управлять людьми так, чтобы они не подозревали, что ими управляют. Они умело внушают последователям веру в собственное могущество и контролируют их поведение через эту веру. Чаще всего они ощущают собственную неполноценность, и поэтому отчаянно цепляются за возможность утвердиться за чужой счет. Демонстрируя внешнюю власть над людьми, они отвлекаются от глубокого внутреннего конфликта.
Дальнейшее развитие харизматических групп, как правило, происходит по одному из сле-дующих сценариев. Они могут стать бюрократическими организациями, когда харизма лидера-основателя приписывается иерархическому руководству группы. Они могут ассимилировать в общество, если руководство не придерживается тактики самозащиты и изоляции. Они могут войти в прямой конфликт с обществом из-за идеологических разногласий и агрессивной позиции с обеих сторон, что потенциально может привести к преступной деятельности группы. Во избежание негативных последствий эти группы могут переселяться в отдаленные места.
Не играйте с масками реальности, пока не научились обращаться с реальностью масок.
Р. А. Уилсон
Везде, где в той или иной форме существует официальная религия или в основу государ-ственных (общественных) отношений положены определенные этические принципы, этика неотделима от политики. Поэтому секты часто бывают оппозиционны не только по отноше-нию к церкви, но и по отношению к государственному и социальному порядку.
Групповой конформизм и подсознательная потребность подчиняться авторитету, обман, фальсификация и запугивание. Это позволяет поэтапно разрушить личность и, манипулируя мыслями, чувствами и поведением последователей, реформировать их сознание. Людям прививаются фобии и зависимости, лишающие последователей возможности покинуть секту.
Все, что человек думает, помнит, осознает, чувствует и узнает, - это результат деятель-ности мозга. Каждый человек обучается и чувствует по-своему, потому что в процессе раз-вития нервной системы в его памяти запечатлевается определенная информация (импринт). Каждый импринт определяет позитивный или негативный фокус для последующего форми-рования условных рефлексов (обуславливания). Именно импринты и условные рефлексы определяют, как человек воспринимает реальность. С помощью специальных техник чело-века можно ввести в состояние так называемой импринтной уязвимости, когда он становится повышенно внушаемым, и полностью его перепрограммировать. Создавая новые импринты и новые условные рефлексы, можно изменить систему представлений, сознание, восприятие реальности и модели мышления. Мозг как бы «переключается» и начинает ра-ботать иначе. Сознание человека изменяется и человек воспринимает лишь ту реальность, которую ему навязали. Начинается процесс автоматической фильтрации: сигналы, которые не вписываются в его новый туннель реальности, экранируются, а информация, которая хорошо увязывается с навязанной ему системой представлений, воспринимается как единственно верная. Применяя к людям методы нейрологического воздействия, секта «стирает» истинную личность и создает «новую» с «новым» сознанием.
Когда человек долгое время живет в «искусственной» реальности деструктивной секты, он теряет индивидуальность и живет в скорлупе «искусственной» личности, созданной сек-той. Каждая личность характеризуется определенным набором убеждений, моделей поведе-ния, стилем мышления и эмоциональными реакциями. В условиях психологической обра-ботки и колоссального социального воздействия реальная личность человека, сформирован-ная родителями, воспитанием, образованием, друзьями и его свободой выбора, насильно подменяется новой сектантской личностью. Человека погружают в такую социальную сре-ду, где он вынужден отказаться от прежнего «Я». Чтобы функционировать в новой группо-вой реальности, он должен принять новый облик, который одобряется группой.
Даже если поначалу человек умышленно подыгрывает окружению, чтобы остаться в группе, со временем он неизбежно пропитывается тоталитарной идеологией, которая меняет его предыдущую систему представлений.
Левин заложил основы такого направления, как групповая динамика, и занимался актив-ным ее исследованием, ибо справедливо полагал, что основные изменения личности проис-ходят не в индивидуальном, а групповом контексте.
Еще до войны он говорил о значении социального окружения для личности и о том, что группа позволяет сформировать и модифицировать взгляды и суждения личностей, которые переживают кризис ценностей и целей. Но проф. Лири исходил из предположения, что мозг - это биохимическая электрическая система, которая обладает способностью воспринимать и конструировать разные реальности! Чтобы изменить сознание, нужно найти и грамотно ис-пользовать специальный «ключ». Этот ключ «открывает» нервную систему для исследова-ния, а мозг для перепрограммирования.
Именно Тимоти Лири был автором призыва «turn on, tune in, drop out», который перево-дится как «включись, настройся, отстранись». «Включись» - активизируй свои нервные спо-собности и генетические задатки, «настройся» - гармонично взаимодействуй с окружаю-щим тебя миром, а «отстранись» - активно, избирательно и тонко «отслаивай» рефлектор-ные и подсознательные убеждения.
Ричард Бэндлер и Джон Гриндер, создатели модели НЛП, активно популяризировали эту технологию в качестве инструмента для расширения человеческих способностей. Именно тогда население лишилось пропагандистской идеологии, которая активно формировала об-щественное сознание и общественный туннель реальности на протяжении последних семи-десяти лет.
Уильям Джеймс, материалистическая медицина «приканчивает святого Павла, называя его эпилептиком, а видения по дороге в Дамаск - поражением нервного центра затылочного отдела коры головного мозга, вызывающим внезапное образование двигательных импульсов, объявляет святую Терезу Авилльскую истеричкой, а святого Франциска Ассизского - наследственным дегенератом». Впрочем, давайте вспомним, что мнение пси-хиатров - лишь одно из многих других мнений, и не стоит относиться к нему как к истине в последней инстанции.
Вскоре они уничтожают у человека веру в себя, лишают его чувства собственного достоин-ства и самоуважения, а человек с низкой самооценкой уже никому и никуда не жалуется.
Вербовщики активно используют «модель четырех типов личности», согласно которой все люди делятся на четыре типа: мыслители, чувствующие, деятельные и верующие. Мыслителями считаются люди, которые решают жизненные проблемы преимущественно «головой», руководствуясь разумом; они в основном ориентируются на интеллект. Чувствующими считаются люди, которые в решении жизненных проблем руководствуются преимущественно эмоциями; они в основном живут чувствами. Деятельными считаются так называемые «люди действия». Верующими считаются люди, которые верят в духовное нача-ло жизни.
При вербовке мыслителя используется интеллектуальный подход. К примеру, ему пока-зывают фотографии лауреатов Нобелевской премии или философов, увлеченно обсуждаю-щих различные проблемы на одной из организованных группой научных конференций, соз-давая иллюзию, что эти гиганты мысли поддерживают данное движение. В действительности изображенные на снимках люди зачастую не имеют ни малейшего отношения к секте и совершенно не интересуются вопросами, заявленными в повестке дня. Их появление на конференции продиктовано возможностью пообщаться с друзьями и коллегами, получившими такие же приглашения, причем совершенно бесплатно - спонсоры оплачивают им проезд в оба конца, проживание, и еще выдают солидный гонорар. Чем не стимул «поучаствовать»?
Чувствующие всегда «покупаются» на искренность, любовь и заботу, с которой к ним от-носятся вербовщики. При общении с такими людьми делается упор на эмоциональное благо-получие членов группы, которые «живут одной большой и дружной семьей». С такими людьми всегда говорят об «истинной любви» в группе и отсутствии «понимания» в обычном мире. В групповых ситуациях чувствующие автоматически стремятся, чтобы группа их приняла, поэтому при вербовке им демонстрируют безусловную любовь, поддержку, приятие и одобрение.
Деятельные склонны принимать вызов и действовать. Они любят ставить перед собой це-ли и добиваться реальных результатов. Если, глядя на нищету и страдания людей, они хотят что-то сделать, чтобы покончить с этим уродливым явлением, им рассказывают, какие шаги предпринимает группа в данном направлении. Если их волнуют проблемы войн и нацио-нальных конфликтов, то им рассказывают, что данная группа - единственная организация, в которой разработан реальный план противодействия войнам и мирного урегулирования конфликтов (даже если такого плана не существует). Деятельным перечисляют сотни программ по стабилизации и возрождению «гибнущего» мира, которые финансирует и поддерживает группа.
Верующие люди ищут духовный смысл жизни и стремятся постичь Бога. Эти люди часто рассказывают вербовщикам о личном духовном опыте, приобретенном через сны, видения и откровения. В основном это люди «открыты» настолько, что завербовываются сами (многие считают, что встреча с вербовщиками ниспослана им Духом). Вербовщикам остается только живописно поведать о личном «духовном опыте», подтвердить предначертанность встречи и заявить, что Бог слышит наши молитвы.
Вопреки распространенному мнению, большинство завербованных людей состоит не из верующих, а из чувствующих и деятельных. А многие из так называемых мыслителей стано-вятся в конце концов лидерами сект.
Секты нанимают экспортов по маркетингу, которые разрабатывают стратегии и тактики проведения кампаний по вербовке и берут на вооружение только те приемы и методы, кото-рые «работают».
Когда информационное содержание нам нравится, мы охотно принимаем это сообщение, а когда не нравится, то мы ставим защитные фильтры и называем это сообщение пропагандой. Мы склонны доверять мнению друзей и компетентных «экспертов». Тонкая грань отделяет просвещение от втягивания, а пропаганду от информации.
Если автор сообщения кажется нам привлекательным и красноречивым, если нам ка-жется, что у него благие намерения, если он приводит многочисленные аргументы в защиту отстаиваемой им позиции, мы чаще всего поддаемся его убеждению.
Все мошенники - профессиональные лжецы. А преуспевающие мошенники, к тому же, производят впечатление очень порядочных людей. Играя в «искренность» и «открытость», они ловко разрушают защитные барьеры естественной настороженности у жертв. Они умеют общаться и втираться в доверие, они обаятельны и располагающи. Наметив себе жертву, они делают на нее ставку, «раскручивают», берут деньги и исчезают. При этом жертвы мошенников отмечают, что «доверились этому человеку, потому что он совсем не похож на преступника».
Все мы, независимо от уровня культуры, духовного развития и жизненных принципов - нравится нам это или нет, - уязвимы и незащищены, все мы можем стать жертвами психоло-гического программирования. Да, мы все хотим быть счастливыми. Мы хотим любви и вни-мания. Все мы стремимся достичь каких-то целей: стать мудрее, разбогатеть, добиться высо-кого положения, улучшить здоровье, любить и быть любимыми. На это и делают ставку вер-бовщики.
Помните, что в большинстве случаев люди не присоединяются к сектам сами, секты их вербуют.
Когда человек не удовлетворяется существующим положением дел и ищет в отношениях с людьми большей глубины и содержательности, он становится более уязвимым, что делает его легкой добычей вербовщика.