"Рукоделие" и искусство или о ценах на ручную работу.

Feb 09, 2014 00:48

Полезная информация по методике ценообразования в handmade.
Оригинал взят у diana_boginya в "Рукоделие" и искусство или о ценах на ручную работу.
Оригинал взят у veshi_ne_v_sebe в "Рукоделие" и искусство или о ценах на ручную работу.
Меня нередко спрашивают о том, сколько стоит моя работа, почему она стоит столько, а так же дают советы и отпускают комментарии на тему «ой вы так себя недооцениваете» или «а чё так дорого». Поэтому я решила написать небольшую статью на тему того, что такое я делаю, почему продаю и почему столько стоит.

Хочу сразу предупредить, что это не статья о том, как начать свой бизнес и вообще, мало связна с экономикой, в которой я ничего не смыслю и которой интересуюсь мало. Это просто мое понимание моей работы и мои взгляды на нее.


Итак, начну с того, что я занимаюсь не «рукоделием» и не «ремеслом». Моя работа - это работа художника и творца, я создаю произведения искусства, а не «поделки из бисера". Моя работа рождается у меня в голове, в моем воображении и в сердце, я воплощаю свои впечатления от мира, вкладываю свое настроение, свои взгляды на мир, свои чувства и эмоции. И эта работы принципиально отличается от вышивки крестиком по схеме из журнала.
Я не «рукодельница», а художник, и я создаю искусство, просто в непривычной и неочевидной для обывательского взгляда форме.

И именно поэтому я принципиально не рассчитываю на массового потребителя.
Дизайнерские платья просто не имели бы смысла, если бы их могла себе позволить купить каждая школьница на выпускной. И точно так же, как дизайнерские платья, каждая моя вещь - авторская, уникальная и неповторимая, и не каждая девушка/женщина достойна и должна иметь возможность обладать такой.
Авторские и дизайнерские вещи - не для всех, в этом их смысл.

Идеи, цветовые решения, композиция, форма, способ исполнения etc, в общем, индивидуальность каждой вещи созданы мной, принадлежит мне и никто не имеет права их повторять. А, если честно, в большинстве случаев и не сможет. Да некоторые вещи еще раз повторить не смогу даже я, даже если захочу - они уже родились, они такие, какие есть и больше такое ниоткуда не возьмется. Вообще, я сама не повторяю свои вещи, но при желании могу сделать в том же духе, образе, по мотивам, и все равно получится новая, опять неповторимая и уникальная вещь.

И да, я хочу, чтобы у моих вещей были хозяйки, которые понимают их ценность, и относятся не как к штампованной бросовой ювелирке, которой завалены все ювелирные ларьки, а как результату вдохновения и творчества, и у которых достаточно вкуса, чтобы выбрать между китайским ширпотребом из переходов или золотой цепочкой в палец толщиной и авторской уникальной вещью вне зависимости от цены. Я хочу, чтобы мои вещи носились и радовали хозяек, чтобы были куплены не случайно, а обдуманно.
Я считаю, что если человек не понимает, почему это столько стоит, а бусы в «acsesorize» или перехода на Тверской в три раза дешевле, то ему не объяснишь и пусть лучше он носит бусы из перехода.

Из этого вытекает то, что я никак не пытаюсь удешевить свои вещи. Например, я  использую только те материалы, которые необходимы мне для воплощения замысла вне зависимости от их редкости или цены: нужен японский бисер 500руб за 10г - беру его, а не похожий тайваньский, но подешевле, нужны красивые граненые бусины или стразы - беру сваровски или чешское стекло, а не пластик или китай, нужен камушек именно этого оттенка - ищу неделями и покупаю за любую цену и т.д. Я не пытаюсь сделать какое-то простенькое недорогое бросовое украшение "чтобы ко всему подходило" и быстро продалось.
Моя цель - не сделать дешевую доступную вещь, а создать шедевр, нечто вдохновенное, прекрасное и чудесное, выразить свое миропонимание, настроение, чувства, взгляды, состояние, впечатления от природы, искусства, мира через украшение.

Именно поэтому у людей, которые покупают или заказывают у меня украшения или подарки, вопрос о цене обычно не встает.  А если встает, человек начинает торговаться, предлагать сделать "три одинаковых но со скидкой" - говорю (и искренне считаю), что значит вещь "не ваша", не подходит просто, она вам не нужна. Если нравится, если тонкость вкуса и оригинальность мышления позволяет это носить, если хочется быть уникальной, особенной, по-настоящему выделяться, и если человек видит и понимает, что именно моя вещь может быть средством для этого - тут споров и торгов не бывает, а наоборот - благодарности, подарки и взаимная радость.

И тем более, речи уже не идет о работе на заказ, когда я пытаюсь услышать, понять и почувствовать человека, сделать вещь именно «его». Кстати, если я беру работу на заказ, то, во-первых, никогда не беру предоплаты и не заставляю выкупать получившуюся вещь. Во-вторых, я с удовольствием слушаю подробные описания, объяснения и пожелания, но предупреждаю, что сделаю все только так, как я вижу. Если не понравится, можно отказаться (но такого еще не бывало ни разу). Само собой разумеется, что работа на заказ в итоге будет стоить дороже, чем такая же просто сделанная мной и выставленная «в наличии», потому что тут много психологии и прочего специфического труда,  который не всегда дается легко и на который соглашается не каждый мастер.

***
Я не первый год занимаюсь созданием украшений ручной работы и неплохо ориентируюсь в хенд-мейд сообществе и в стоимости всего с ручной работой связанного. И порой, глядя на однообразное мыло ручной работы в виде кусочков тортика, гамбургеры и пироженки из полимерной глины и прочее, подумываю о том, что мне давно пора поднимать цены, но зачастую сама работа, процесс доставляет мне такую радость и такое удовольствие, что получается, что в итоге я довольно скромно оцениваю её. Возможно, тем из вас, кто работает в офисе или на тяжелой нелюбимой работе этого не понять, но мой труд мне на самом деле в радость! Несмотря на кропотливость его, на безумную прорву времени и сил, на приступы вдохновения и творческого истощения, на то, что он мало кем может быть оценен и даже не смотря на периодические высказывания «моя племянница тоже так может» и «я в школе тоже делала фенечки» и прочее прочее прочее. И, конечно, это неправильно, что эта радость от труда влияет на ценообразование, но не могу ничего поделать - она влияет. И получается дешевле всех допустимых цен, но вот хочется.

Еще к слову, к сожалению, у нас в стране нет культуры ношения бижутерии и тем более, авторских и дизайнерских вещей. С советских времен признаком шика и богатства является зачастую полная безвкусица - обвешаться золотом как елка, цепи из драгоценных металлов чем толще тем лучше и т.д. и мало кто понимает, что по-настоящему шикарно выглядит именно неповторимая уникальная вещь, а не килограммы драгметаллов. И второе, что очень расстраивает, это то, что и среди хенд-мейда, призванного казалось бы сделать своего автора и пользователя индивидуальностью, сейчас появился такой же безвкусный как и не хендмейдный натуральный ширпотреб (особенно среди работ из полимерной глины и валяния), хотя, конечно, это уже другие темы...

***
Вкратце, если говорить о формальностях, то цена на работу для меня складывается из

1. Затрат на материалы и их добычу.
Цены на разный бисер обычно знаю на память, а камни, фурнитуру, прочие элементы - записываю. Плюс, надо не забывать время и расходы поездку в магазин, доставку и т.д. По-хорошему должен быть плюс за инструменты. В моем случае это всякие  плоскогубцы, круглогубцы, утконосы, спинеры и т.д., многие рекомендуют рассчитать время службы и примерное количество использований инструмента, узнав таким образом сколько стоит однократное его использование, и добавлять эту стоимость к общей,  но я над этим не заморачиваюсь.

2. Времени труда.
Я никогда не подхожу к этому формально, не засекаю по часам, хотя знаю, что многие работают по таймеру и в этом есть свои удобства и преимущества. Но лично у меня бывают "трудные" вещи, которые не с первого раза даются, а бывает наоборот - очень легкие и на одном дыхании. Время на создание эскиза, выбора материала, подготовительных работ вообще посчитать невозможно, поэтому как-то особенно не учитываю. Смотрю обычно в конце по общему масштабу вещи и стараюсь, чтобы стоимость часа работы доходила хотя бы до низшей отметки оценки труда в моем районе (например, школьникам, раздающим листовки у моего метро, платят 150 руб в час).

3. Наценки за фото и обработку фотографий, рекламу, раскрутку, содержание и группы, сайта, блога магазина.
Фото - естественно отдельная статья расходов. Поставить свет, лайткуб, сам фотоаппарат, время, потраченное на это. Я часто фотографирую сама, иногда отдаю в студию, тогда добавляю стоимость по их тарифу. Соответственно, выложить фото, добавить описания, спам, платная реклама, время на бесплатную рекламу, раскрутка и прочее тоже отнимает немало времени, денег и сил и это надо учитывать.

4. Наценки за неповторимость и оригинальность вещи и идеи.
Безусловно, владение авторским, единственным и неповторимым экземпляром стоит денег, тут не о чем говорить. А так же сюда же относится наценка за имя и квалификацию мастера. И тут тоже понятно, что профессиональная узкоспециальная  неповторимая работа высшего качества квалифицированного дизайнера это не одно и то же, что работа того же школьника, раздающего листовки у метро.

5. Прочих расходов - доставки, упаковки.
Обычно они не входят в общую стоимость и оговариваются отдельно. Если человек хочет сэкономить - у меня всегда есть возможность самовывоза, если хочет удобства и комфорта - есть курьерская доставка. К любимым постоянным клиентам или при большом ценном заказе выезжаю сама. Ну и само собой, почтовые расходы.
Варианты упаковки у меня есть разные - обычная и подарочная. Подарочная обычно оговаривается и оплачивается отдельно, но при большом ценном заказе могу приложить бесплатно (если знаю, что в подарок).

В общем вот, для меня это все.
Так же есть мнения о включении страховки, медицинского обслуживания прочего соцпакета в стоимость, но по-моему, это уж совсем скучно и этими расчетами я не занимаюсь.

***
Ну и в конце хочу сказать, что как бы банально это не звучало, каждая моя вещь сделана с любовью, в нее вложены мои переживания, часто страдания, волнения, а потом радость и восторг. Все они для меня - живые, родные и разные, а если вы этого не увидели - лучше просто пройдите мимо.

(с).вещи не в себе. и ЧАЩА ВСЕГО

Рада, если кому-то как-то помогла и что-то объяснила моя статья. Буду рада дискуссии и любым комментариям.

Спасибо за просмотры, отзывы, впечатления и перепосты!

Previous post Next post
Up