ОК, ок.
Чтобы было понятно, - этим проектом я занимаюсь больше года.
Общая идея довольно проста, - у нас в стране есть масса проблем, которые делают жизнь в ней не вполне комфортной. Эти проблемы надо решить, - и жить станет лучше. Для всех, - для католиков и православных, для либералов и националистов, для бедных и богатых. Для всех.
Текст, который ниже, - он, во-первых, сильно неполный. Он сделан хорошо если на четверть.
Во-вторых, - в этом тексте нет поправок, которые мне уже внесли люди, с кем я обсуждал эти вопросы. Юристы и бизнесмены, фермеры и фрилансеры, - самые разные люди. То, что они сказали, - будет внесено отдельно, - но сейчас мне хотелось бы понять реакцию почтеннейшей публики.
В-третьих, - лично я совершенно на данный момент не собираюсь заниматься партийным строительством. Я, грешным делом, - с этим вообще бы не связывался. К сожалению, "если хочешь сделать что-то хорошо, - сделай это сам".
Под катом - маленький кусок этого "сделай сам". Эта работа заняла примерно год, и в ней поучаствовали больше тридцати человек, являющихся профессионалами в своем деле, и согласившихся мне помочь. Их критические замечания в нижеследующем тексте не учтены, - мне хотелось бы узнать ваше мнение об исходнике.
Итак:
Предварительная редакция, версия 0.0
(с) Александр Милицкий
Программа
Гражданской партии Российской Федерации
0. Преамбула
Текущая ситуация
1.Конституционная и электоральная реформа, гарантии гражданских прав и свобод
Главной задачей государства должна быть защита жизни, здоровья и собственности граждан Российской Федерации. Это утверждение должно лечь в основу первой статьи Конституции в следующей редакции: "Статья 1. Главной задачей государства Российская Федерация является защита жизни, здоровья и собственности граждан Российской Федерации всеми имеющимися средствами". Это положение должно являться нормой прямого действия. Любые должностные лица Российской Федерации, чье действие либо бездействие нанесло ущерб жизни, здоровью или собственности граждан Российской Федерации, должны привлекаться к ответственности. Основной задачей Президента Российской Федерации, как гаранта Конституции, должна являться защита жизни, здоровья и имущества граждан Российской Федерации.
Любые изменения и дополнения к Конституции Российской Федерации должны приниматься исключительно по итогам референдума (общенародного голосования) граждан Российской Федерации.
Включение в состав Российской Федерации новых субъектов должно быть возможно исключительно по итогам всенародного голосования (рефрендума).
Необходимо гарантировать прозрачность и проверяемость электоральных процедур при полном обеспечении тайны голосования. С этой целью требуется законодательно закрепить обязательное использование соответствующих криптографических технологий при проведении любых выборов государственных органов и органов местного самоуправления, а также референдумов всех уровней.
Свобода слова является одной из основных ценностей, гарантированных Конституцией Российской Федерации. Ныне действующая редакция ст. 282 УК РФ, криминализующая «Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации», не предполагает доказательства умышленного характера причинения вреда и его отношения к соответствующей группе лиц, и, соответственно, может трактоваться сколь угодно широко, фактически устанавливая ответственность за мыслепреступления, произвольно трактуя «направленность на причинение вреда». Никакая аргументированная критика любого лица не должна влечь ответственности независимо от принадлежности этого лица к тем или иным гендерным, национальным, языковым, расовым, социальным и т.п. групам. Соответственно, ст. 282 УК РФ в нынешнем ее виде безусловным образом должна быть отменена. Вместе с тем, прямые призывы к противозаконным действиям в отношении представителей той или иной гендерной, национальной, социальной, религиозной и т.п. группе должны влечь за собой уголовную ответственность.
Поскольку провайдеры интернет-доступа и интернет-хостинга (операторы связи), а также владельцы интернет-сервисов не имеют ни финансовой и технической возможности, ни необходимых компетенций, ни законного права квалифицировать степень законности размещения в Интернете тех или иных материалов, - ни они, ни их руководители, владельцы или сотрудники не могут привлекаться к какой-либо ответственности за подобные правонарушения. Ответственность за размещение в сети Интернет любых нарушающих закон материалов должны нести лица, эти материалы разместившие, для чего необходимо внесение соответствующих поправок в Федеральные Законы «О связи», «О средствах массовой информации», «Об авторском праве и смежных правах», в Уголовный кодекс РФ и Кодекс об административных правонарушениях, а также иные законы и подзаконные нормативно-правовые акты.
В случае выявления признаков нарушения закона (незаконного распространения предметов интеллектуальной собственности, незаконного распространения порнографии, публичных призывов к насильственному свержению конституционного строя и т.п.) путем размещения каких-либо материалов в сети Интернет, операторы связи и владельцы интернет-сервисов должны быть обязаны на основании решения суда либо официального письменного требования правоохранительных органов временно приостановить доступ к этим материалам на срок, необходимый для проведения судебного следствия, но не свыше 90 суток. Прекращение операторами связи и владельцами интернет-сервисов доступа к размещенным в сети Интернет материалам, нарушающим закон, должно быть возможно только по решению суда, вступившему в законную силу. Операторы связи и владельцы интернет-сервисов должны быть освобождены от какой-либо ответственности перед абонентом или пользователем за ущерб, понесенный им в результате приостановления либо прекращения доступа к размещенным в сети Интернет материалам.
Редакции средств массовой информации не должны нести ответственности за содержание материалов, размещаемых на сайтах СМИ третьими лицами без участия редакции (за записи в форумах, гостевых книгах, блогах и т.п.). По отношению к таким материалам должны действовать правовые нормы, аналогичные ныне действующим по отношению к высказываниям третьих лиц, сделанным в прямом эфире, что должно быть закреплено соответствующими поправками в Федеральный Закон «О средствах массовой информации». Вместе с тем, доступ к таким материалам, в случае наличия признаков нарушения ими действующего законодательства, должен быть временно приостановлен на срок до 90 суток по решению суда либо по официальному письменному требованию правоохранительных органов и прекращен по решению суда, для чего необходимо внести соответствующие изменения в Федеральный Закон «О средствах массовой информации».
Свобода собраний является одной из основных ценностей, гарантированных Конституцией Российской Федерации. Граждане Российской Федерации имеют право свободно собираться мирно и без оружия для выражения своих мнений и требований. Соответственно, любые пикеты, митинги и демонстрации должны осуществляться в заявительном порядке; отказ в их проведении допустим лишь в случае, если заявленные цели и лозунги мероприятия противоречат действующему законодательству Российской Федерации. Вместе с тем, реализация права одних граждан на свободу собраний не должна ущемлять прав других граждан на свободу передвижения, личную безопасность и неприкосновенность собственности. Соответственно, место, время и порядок проведения таких мероприятий должны согласовываться с местными властями в установленном законом порядке, а их проведение без соответствующего согласования должно влечь административную и/или уголовную ответственность.
Свобода совести является одной из основных ценностей, гарантированных Конституцией Российской Федерации. Российская Федерация является светским государством. Соответственно, не допускается какое-либо принуждение к исповедованию либо изучению положений какой-либо религии. В общеобразовательных школах допускается преподавание общего курса введения в религиоведение, в рамках которого даются общие сведения об основных мировых религиях (иудаизм, христианство, ислам, буддизм, индуизм, синтоизм, даосизм, атеизм, агностицизм), причем каждой из этих религий выделяется одинаковое число академических часов в учебной программе. Любые иные занятия, связанные с более подробным изучением положений какой-либо религии, проводимые в общеобразовательной средней школе, могут осуществляться исключительно на факультативной основе в добровольном порядке. Необходимо законодательно закрепить, что такие занятия не могут проводиться иначе как первым либо последним уроком в рамках действующего учебного расписания школы.
Уровень шума, производимого при отправлении религиозных обрядов (колокольного звона, призывов муэдзинов и т.п.), не должен превышать установленных санитарно-эпидемиологических норм. При наличии жалоб на шум со стороны граждан, проживающих вблизи культовых сооружений, местные власти должны быть вправе и быть обязаны запретить произведение таких звуковых эффектов в ночное время, а нарушители должны привлекаться к административной ответственности в соответствии с действующим законодательством независимо от принадлежности к той или иной конфессии.
Каждый гражданин имеет право на необходимую самооборону от преступных посягательств. Нынешняя правоприменительная практика в этой области является совершенно неудовлетворительной, - фактически, любой гражданин, причинивший физический вред напавшему на него преступнику, лишен презумпции невиновности. Требуется серьезная корректировка соответствующих законодательных норм. Более того, совершенно необходимо законодательное внедрение т.н. «доктрины крепости», в соответствии с которой лицо, в порядке необходимой самообороны причинившее на своей территории (в доме или на даче, в гостиничном номере, на принадлежащем ему земельном участке, в автомобиле, на палаточной стоянке) вред нападающему, не может быть привлечено к ответственности за превышение пределов необходимой самообороны независимо от степени тяжести вреда, причиненного нападающему. Кроме того, к ответственности за превышение пределов необходимой самообороны не должны привлекаться лица, подвергшиеся групповому либо вооруженному нападению.
Распространенной является ситуация, при которой нападение на гражданина осуществляется одним из группы лиц, остальные участники которой в этот момент присутствуют в непосредственной близости, но сами никаких активных действий не предпринимают. Поскольку они в любой момент могут присоединиться к нападающему, гражданин, подвергшийся нападению, склонен соответствующим образом оценивать степень угрожающей ему опасности, воспринимая нападение как групповое. Впоследствии эти лица проходят по делу как свидетели, как правило, давая показания в пользу своего знакомого, в результате чего гражданин, подвергшийся нападению, нередко осуждается за превышение пределов необходимой обороны, а также по другим статьям УК РФ. Необходимо участие гражданина в составе группы, один из участников которой совершает нападение, трактовать как соучасние в групповом нападении, если этот гражданин не покинул незамедлительно места нападения либо не сделал попыток остановить нападение, для чего в федеральные законы РФ требуется внести соответствующие изменения.
Право граждан на необходимую самооборону не может являться привилегией или наградой. Существующая практика вручения в качестве наградного оружия нарезных короткоствольных пистолетов и иных образцов боевого оружия на деле означает дарение права на хранение и ношение оружия, не подлежащего к гражданскому обороту на территории Российской Федерации. Такая практика представляется антиконституционной. Кроме того, ситуация, когда право на владение боевым оружием присваивается единоличным решением чиновника, создает благодатную почву для коррупции. В связи с этим в Федеральный закон «Об оружии» должны быть внесены изменения, в соответствии с которыми в качестве наградного может выступать исключительно гражданское оружие, доступное для всех граждан, относящихся к соответствующей категории (включая охотничье для членов охотничьих обществ, спортивное для лиц, занимающихся стрелковыми видами спорта, и оружие самообороны для всех без исключения граждан, имеющих право на владение оружием по закону). При необходимости это требование должно быть вынесено на рассмотрение Конституционного суда.
Необходимость защищать свои интересы в суде, участие в работе органов государственной власти всех уровней и органов местного самоуправления, а также оправление иных гражданских процедур не должно ограничивать законного права граждан на ношение легально приобретенного ими гражданского оружия самообороны. В связи с этим в органах государственной власти всех уровней и органах местного самоуправления, судах и иных государственных органах и учреждениях, на территорию которых вход граждан с оружием запрещен по соображениям безопасности, должно обеспечиваться временное ответственное хранение принадлежащего гражданам оружия, для чего в Федеральный Закон «Об оружии» и подзаконные нормативно-правовые акты должны быть внесены соответствующие изменения.
Лицо, облеченное законными полномочиями, - будь то государственный чиновник или сотрудник полиции, - по сравнению с рядовым гражданином фактически располагает намного более серьезными возможностями как совершить преступление, так и избежать наказания либо его смягчить. Соответственно, в Уголовный кодекс Российской Федерации должны быть внесены изменения, устанавливающие более серьезную ответственность за ряд преступлений, совершенных государственными чиновниками и сотрудниками полиции, - включая убийство или причинение тяжких телесных повреждений (в т.ч. в результате ДТП), изнасилование, незаконное присвоение чужой собственности и т.п.. Как минимальные, так и максимальные размеры административных штрафов и сроки уголовных наказаний за такие преступления должны быть установлены не менее, чем в полуторакратном размере по сравнению с наказаниями для остальных граждан.
Вымогательство взяток и принуждение к прямому нарушению закона со стороны должностных лиц является распространенным правонарушением на территории Российской Федерации. Эффективное пресечение подобных правонарушений является совершенно необходимым. Всякий гражданин должен получить законное право осуществления скрытой аудио- и видеозаписи любых действий (включая высказывания) любых должностных лиц, находящихся при исполнении служебных обязанностей. В связи с этим продажа и приобретение средств скрытной аудио- и видеозаписи должны быть декриминализованы. Вместе с тем, ответственность за незаконное вторжение в частную жизнь граждан должна быть ужесточена.
Равенство мужчин и женщин в их гражданских правах и свободах закреплено Конституцией и не может подвергаться каким-либо сомнениям. Женщины имеют равное с мужчинами право голоса, право на образование, на медицинское обслуживание и т.п.. Вместе с тем, мужчины и женщины являются равными, но - разными. Женщины обладают меньшей физической силой; более уязвимы по отношению к ряду неблагоприятных факторов внешней среды; от их физического здоровья намного более сильно зависит здоровье и благополучие будущих детей. В связи с этим механическое проведение знака равенства между мужчинами и женщинами является неприемлемым. Существующее ныне законодательно закрепленное фактическое неравенство мужчин и женщин в таких вопросах, как запрет на применение по отношению к женщинам смертной казни, запрет на применение по отношению к женщинам оружия (за исключением случаев, когда они вооружены либо нападают в составе группы), призыв на обязательную воинскую службу исключительно лиц мужского пола и т.п. - отмене не подлежит. Государство Российская Федерация должно особо тщательно беречь жизнь и здоровье своих женщин. В связи с этим, на возможность работы женщин на тяжелых и вредных производствах должны накладываться ограничения, установленные санитарными нормами. Вместе с тем, необходимо предусмотреть законодательные механизмы, позволяющие женщине в судебном порядке получить право работы на тяжелом и/или вредном производстве, если она на том настаивает.
Существующая судебная практика, в соответствии с которой при разводе женщина почти всегда получает право на совместное проживание с ребенком, является неприемлемой. Сам по себе факт принадлежности одного из родителей к женскому полу не должен являться основанием для вынесения подобного судебного решения.
Защита детей должна являться одним из приоритетов государства Российская Федерация. Ответственность за преступления, совершенные по отношению к детям, - особенно за насильственные и сексуальные преступления, - должна быть ужесточена. Вместе с тем, в настоящее время угроза изъятия детей из семьи нередко используется в качестве средства вымогательства или политического давления. При наличии признаков непосредственной угрозы жизни или здоровью ребенка, органы социальной защиты и правоохранительные органы должны иметь право изъятия ребенка из семьи на срок до семи суток. Вместе с тем, изъятие ребенка из семьи на срок свыше семи суток должно быть возможным не иначе, как по решению суда. Родители либо опекуны вправе по суду оспорить обоснованность изъятия ребенка из семьи, причем вынесение решения по данному вопросу должно быть осуществлено не позднее, чем в течение семи суток с момента подачи заявления. Сотрудники органов социальной защиты и правоохранительных органов, необоснованно изъявшие ребенка из семьи, а равно изъявшие ребенка из семьи без соответствующего решения суда на срок свыше семи суток, должны привлекаться к уголовной ответственности по ст. 126 УК РФ «Похищение человека» с отягчающими обстоятельствами, для чего в законодательство Российской Федерации должны быть внесены соответствующие изменения.
Половая неприкосновенность личности должна быть гарантирована; ответственность за сексуальные преступления против несовершеннолетних должна быть ужесточена. Вместе с тем, в качестве педофилии необходимо рассматривать исключительно патологическое сексуальное влечение к лицам, не достигшим половой зрелости. Вступление в добровольную половую связь с половозрелыми лицами, не достигшими возраста согласия, должно преследоваться в соответствии с законом. Однако добровольный половой акт с половозрелым и взросло выглядящим партнером, не достигшим возраста согласия, - возможно, совравшим относительно своего реального возраста, - не должен повлечь столь же тяжкого наказания, как совращение десятилетнего ребенка. Судебное решение относительно квалификации каждого конкретного подобного случая должно быть возможно не иначе, как с учетом назначенной судом экспертизы, устанавливающей степень половозрелости партнера.
Действия государства, направленные на защиту общественного здоровья и общественной нравственности, не должны нарушать прав и законных интересов заинтересованных граждан. В таких областях, как оборот алкоголя, табака и продукции эротического содержания, азартные игры и т.п., недопустимо принятие законов, вводящих ограничения без сопутствующих встречных гарантий. Например, недопустимо превращение борьбы с курением в борьбу с курильщиками, и закон, устанавливающий запрет на курение на рабочем месте, должен требовать от владельцев производственных и офисных зданий выделения специальных отапливаемых курительных комнат, снабженных принудительной вытяжной вентиляцией в соответствии со специальными санитарными нормами; невыполнение же данного требования должно рассматриваться в качестве нарушения условий охраны труда с вытекающими последствиями. Необходимо также учитывать, что для ряда категорий населения алкогольные напитки и табачные изделия являются социально значимыми товарами.
Право на свободу получения и распространения информации является одним из основных прав человека. Авторское и патентное право было создано человечеством для того, чтобы путем адекватного вознаграждения стимулировать авторов и изобретателей к созданию общественно полезного интеллектуального продукта. В настоящее время имущественные авторские права безмерно далеки от непосредственно автора и даже его наследников. Так, права на песни группы «The Beatles» принадлежат наследникам ныне покойного Майкла Джексона, не имеющим ни к кому из «Битлов» ни малейшего отношения. В этих условиях ретроспективное увеличение срока охраны авторских прав, не приносящее пользы непосредственным авторам или их прямым наследникам, но при этом создающее препятствия для интеллектуального и технического развития общества, должно рассматриваться как противоречащее общественным интересам. Необходимо провести ревизию соответствующих законов и нормативных актов, при необходимости рассмотрев возможность выхода государства Российская Федерация из международных конвенций, участие в которых противоречит национальным интересам.
Ныне действующее законодательство об охране интеллектуальной собственности создавалось, в основном, в доцифровую эпоху, морально устарело и не соответствует современным реалиям. Необходима разработка и внедрение новых юридических и финансовых механизмов, позволяющих соблюсти баланс интересов автора, инвестора, государства и потребителя интеллектуального продукта. В частности, необходимо рассмотреть возможность сокращения срока охраны авторских и патентных прав в случае, если они перешли от наследников автора (изобретателя) к третьим лицам.
Распространенная ныне практика, при которой добросовестный приобретатель, оплативший право личного пользования предметом интеллектуальной собственности, вынужден оплачивать его повторно при смене либо модернизации воспроизводящего устройства, изменении технического формата, переезда в другую страну и т.п., должна быть признана незаконной.
Добросовестный приобретатель контрафактной продукции должен быть освобожден от всякой ответственности, если не был доказан злой умысел с его стороны. Это необходимо в явной форме указать в соответствующих федеральных законах.
Включение обязательных отчислений правообладателям в стоимость продаваемых на рынке носителей информации, устройств записи и воспроизведения текстов, звука, изображений и видео и т.п. («налог на болванки»), призванное, по замыслу его авторов, компенсировать потери от контрафактного распространения их произведений, необоснованно налагает финансовое бремя на лиц, использующих эти устройства в законных целях. Лица, использующие их для записи, хранения и воспроизведения законно приобретенных предметов авторского права, оказываются принуждены платить за одни и те же произведения дважды. Вдобавок, подобные «налоги на болванки» фактически поощряют пиратское распространение произведений, т.к. человек, уже оплативший взнос правообладателям в составе цены носителя информации либо устройства, полагает свои финансовые обязательства по отношению к ним уже выполненными и ощущает моральное право приобретать любые произведения без какой-либо дополнительной оплаты. В связи с этим подобные поборы должны быть запрещены федеральным законом.
В условиях стремительного развития информационных технологий срок охраны авторских прав на программные продукты должен быть сокращен до пяти лет максимум, после чего продукт должен подлежать передаче в общественное пользование (public domain). Передаче в общественное пользование также должны подлежать версии программного обеспечения, отстоящие от наиболее свежей на три позиции и более, независимо от срока, прошедшего с момента их выпуска.
В ситуации взаимодействия огромного числа авторов и потребителей предметов авторского права (например, множество радиостанций, транслирующих в эфир многочисленные музыкальные композиции самых разных авторов) - организации, осуществляющие коллективное управление авторскими правами, являются неизбежностью. Вместе с тем, случаи, когда такая организация вправе по суду требовать в свой адрес отчислений со сборов от концерта, организаторы которого заключили с авторами прямые договора, - должны быть прямо запрещены федеральным законом. Необходимо также установить федеральным законом, что организации по коллективному управлению авторскими правами не могут направлять на свое содержание свыше трех процентов от всего объема собираемых ими авторских отчислений, а доля сборов, перечисляемых ими правообладателям, не может быть меньше девяносто семи процентов.
Права на произведения, созданные в СССР по государственному заказу на бюджетные деньги, не могут принадлежать тем или иным физическим лицам либо частным коммерческим структурам. Необходимо принять федеральный закон, отчуждающий эти права в пользу государства. Граждане Российской Федерации должны получить право личного пользования этими произведениями на свободной и бесплатной основе. Средства от продажи прав использования этих произведений субъектам иных государств должны поступать в специальный государственный фонд, субсидирующий развитие кинематографа, литературы и программного обеспечения.
2.Геополитика и внешняя политика.
Государство Российская Федерация является самостоятельным субъектом международного права и самостоятельным центром силы. Любые международные соглашения, лишающие государство Российская Федерация какой-либо части суверенитета, должны быть пересмотрены. Все случаи, когда делегирование части суверенитета является неизбежным (например, добровольное подчинение государства решениям какого-либо международного суда) должны выноситься на всенародное голосование (референдум).
Государство Российская Федерация не имеет агрессивных намерений по отношению к другим государствам. Любые действия любых должностных лиц, направленные на развязывание агрессивной войны по отношению к другим государствам, должны рассматриваться в качестве тягчайшего государственного преступления.
Добровольная реинтеграция постсоветского пространства является важнейшим из приоритетов внешней политики государства Российская Федерация. При этом само по себе экономическое, таможенное, финансовое, военное и политическое объединение территорий бывшего СССР не является самоцелью; каждый подобный шаг должен осуществляться исключительно на условиях общественного консенсуса, при необходимости подтвержденного референдумами, проведенными на территории обоих государств.
Целостность территории Российской Федерации является безусловной ценностью. Передача какой-либо части территории Российской Федерации другим государствам является недопустимой независимо от обоснований. Сепаратизм должен рассматриваться в качестве тягчайшего государственного преступления.
Уже свершившиеся факты передачи какой-либо части российской территории другим государствам - при наличии признанных юридических оснований могут быть оспорены.
3.Оборонная политика.
Государство Российская Федерация не претендует на чужие территории и старательно избегает любых конфликтов. При этом абсолютным приоритетом оборонной политики государства Российская Федерация является обеспечение безусловной возможности полного физического уничтожения любого государства либо группы государств, вступивших с Российской Федерацией в вооруженный конфликт. Данное положение должно быть внесено в официальную военную доктрину государства Российская Федрация.
Контроль столь огромной территории невозможен без наличия большой боеспособной армии. Части постоянной готовности, высокотехнологичные подразделения и спецподразделения должны быть укомплектованы профессионалами, получающими за свою работу адекватные деньги. Вместе с тем, - никакая профессиональная армия не может целиком контролировать столь огромную территорию . Соответственно, - всеобщая воинская обязанность отмене не подлежит.
Нынешняя призывная система подлежит безусловному реформированию, однако необходимо не только сохранить, но и существенным образом усовершенствовать функцию подготовки обученных боеспособных резервистов, готовых к частичной или полной мобилизации в случае войны, террористической угрозы, гражданских волнений, стихийных бедствий, техногенных катастроф или эпидемий.
Обязательный призыв граждан мужского пола, годных по здоровью и не имеющих права на отсрочку по установленным законом основаниям, должен осуществляться по достижении ими возраста 21 год сроком не менее чем на 1 год, причем первый 6-месячный период службы, связанный с обучением воинской специальности, должен проходить в регионе постоянного проживания призывника. Призывникам, имеющим документально подтвержденные профессиональные навыки, востребованные в Вооруженных Силах РФ, должна гарантироваться возможность службы по воинской специальности, совпадающей с их гражданской специализацией. В целях обеспечения этой возможности в воинских частях устанавливается «плавающее» штатное расписание и производится избыточное резервирование необходимых ресурсов. Призывники любой воинской специальности в обязательном порядке проходят общий курс военной подготовки, обеспечивающий их боеспособность в качестве рядового бойца мотострелкового отделения. Призывники, чья гражданская специализация накладывает противопоказания на те или иные виды деятельности, освобождаются от заданий и упражнений, связанных с такими противопоказаниями (например: призывник, окончивший музыкальное училище по классу фортепиано и проходящий службу в полковом оркестре, освобождается от заданий и упражнений, занятие которыми может привести к повреждению пальцев рук). Вместе с тем, призывник вправе отказаться от прохождения службы в соответствии со своей гражданской специальностью (например: дипломированному математику гарантируется служба по соответствующей воинской специальности в шифровальном отделе, однако это связано с получением 1-й формы допуска к секретной информации, что накладывает ограничения на его последующие возможности заграничных поездок, - он вправе отказаться и пройти службу в качестве, например, рядового бойца мотострелкового отделения, избежав при этом ограничений на выезд).
Призывники, имеющие математические, компьютерные, научные и инженерные специальности, должны иметь возможность прохождения срочной службы в научно-исследовательских институтах Министерства обороны, в конструкторских бюро и на оборонных предприятиях с получением общевоинской подготовки на базе закрепленных за этими учреждениями и предприятиями близкорасположенных воинских частей.
Военнослужащим срочной службы должен гарантироваться свободный и бесплатный доступ к Интернету в местах постоянной дислокации, для чего в каждой воинской части должен быть оборудован пункт колективного доступа. В местах постоянной дислокации военнослужащим срочной службы должна гарантироваться возможность использования любых законно приобретенных собственных средств связи (включая мобильные телефоны и средства доступа к Интернету). Близкие родственники военнослужащего срочной службы должны иметь закрепленное законом право на проезд к месту его службы и обратно по льготным тарифам. Вместе с тем, ответственность военнослужащих срочной службы за разглашение военной и государственной тайны должна быть существенно ужесточена. Солдат получает техническую возможность передать любую информацию куда угодно, - его ответственность за злонамеренные действия соответствующим образом возрастает. Содержание телефонных переговоров и интернет-трафик военнослужащего могут перлюстрироваться на установленных законом основаниях. Вне мест постоянной дислокации (например, во время учений и боевых операций) пользование личными средствами связи и доступа в Интернет может быть запрещено приказом командира части с временным изъятием этих средств на ответственное хранение.
Военнослужащие срочной службы, уволенные в запас, приписываются к воинским частям по месту постоянного проживания и до достижения ими 50-летнего возраста не менее трех раз проходят обязательные военные сборы продолжительностью не менее месяца. Участие в обязательных военных сборах оформляется по месту работы как отпуск без сохранения содержания и компенсируется работнику из бюджета Министерства обороны исходя из размера средней заработной платы за предшествующий год, но не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда (для безработных и лиц свободных профессий).
Необходимо создание института Гражданской гвардии как мобилизационного ресурса первоочередной готовности. Гражданская гвардия является самостоятельным силовым ведомством, имеющим собственный бюджет. В мирное время Гражданская гвардия взаимодействует с МВД, МЧС и МО; в военное - переходит в распоряжение Министерства обороны. Подразделения Гражданской гвардии создаются не менее, чем в каждом районном центре Российской Федерации. Гражданская гвардия формируется на добровольной основе из военнослужащих запаса по месту их постоянного проживания и в мирное время привлекается к охране общественного порядка, ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф, проведению антиэпидемических мероприятий и борьбе с браконьерством. Служащие Гражданской гвардии в свободное от основной работы время на постоянной основе проходят военную, медицинскую, стрелковую, юридическую и иную специальную подготовку в объеме не менее восьми часов в месяц и осуществляют выполнение уставных задач (таких, как охрана общественного порядка в местах постоянного проживания) в объеме не менее восьми часов в месяц. Служащие Гражданской гвардии не реже одного раза в год проходят обязательные сборы продолжительностью не менее семи суток. Участие служащих Гражданской гвардии в обязательных сборах оформляется по месту работы как отпуск без сохранения содержания и компенсируется работнику из бюджета Гражданской гвардии исходя из размера средней заработной платы за предшествующий год, но не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда (для безработных и лиц свободных профессий). При чрезвычайных ситуациях, гражданских беспорядках, стихийных бедствиях и техногенных катастрофах, эпидемиях и т.п., служащие Гражданской гвардии могут привлекаться к выполнению поставленных задач в рабочее время. Для предприятий, имеющих в числе своих сотрудников служащих Гражданской гвардии, должны быть установлены налоговые льготы. Служащие Гражданской гвардии в дополнение к своим основным доходам должны получать довольствие из бюджета, а также иметь право на дополнительное пенсионное обеспечение.
Лица, по религиозным либо этическим мотивам отказывающиеся брать в руки оружие, должны иметь безусловное право на прохождение альтернативной службы. Для отказа от воинского призыва и прохождения альтернативной службы не должно требоваться никаких других оснований, кроме личного заявления призывника. Срок альтернативной службы устанавливается в размере двукратного срока обязательной воинской службы. Центры альтернативной службы должны быть сформированы не менее, чем в каждом районном центре Российской Федерации. Служащие альтернативной службы осуществляют уход за больными, уборку мусора и иные непрестижные виды деятельности, полный перечень которых должен быть определен федеральным законом. Служащие альтернативной службы получают денежное довольствие из бюджета в размере, не меньшем по сравнению с довольствием военнослужащего срочной службы. Лицо, избравшее прохождение альтернативной службы вместо службы по призыву, в случае уклонения должно нести уголовную ответственность.