Дом Селиванова

Jun 13, 2012 04:12

В этом году одно из старейших зданий нашего города отмечает 230-летие. Не смотря на то, что про него только ленивый не писал, максимально подробно и с кучей картинок.




Здание находится на ул. Преображенской д. 38. Является памятником архитектуры федерального значения. На данный момент это самое старое гражданское здание города. Построено во 2-й половине XVIII века. Стилистика - классицизм. Поставлен под республиканскую охрану в 1960 г. В титульном списке областного управления культуры ошибочная датировка 19-м веком. К настоящему времени утрачены оригинальные интерьеры, большая часть внешнего декора, дополнен пристройками, выполнялись перепланировки. В целом современный облик, за исключением деталей, остался близок к историческому.



История
До революции дом принадлежал купеческой династии Селивановых, чьи представители и построили в городе личную усадьбу. По документам ГАКО постройка датирована 1782. В ряде публикаций фигурирует цитата: "построен по образцовому проекту 1768 года" - нужно понимать, что это касается плана городской застройки (арх. Квасов), его предписаний по планировке городских усадеб, а не индивидуального решения самого здания. До принятия плана на этом месте была окраина, неравномерно застроенная небольшими домиками, образуя улицу, пересекающую нынешний квартал по диагонали. В 1770-х после разметки и нарезки новых кварталов, участок, на котором затем расположилась усадьба, был отведён под частную застройку одноэтажными деревянными домами. Причём застройщикам предлагалась, как бы сказали сегодня, «программа господдержки» - ссуды, льготы, помощь. Для этого действия «участников ИЖС» регламентировались особыми условиями - размером зданий, этажностью, материалами. В частности для данного района допускалось строить дома не иначе как на каменном фундаменте из дерева, а при недостатке оного - обмазанные глиной. Василий Селиванов, которому предписывается возведение особняка, был достаточно обеспеченным гражданином, и от субсидий отказался, произведя работы полностью за свой счёт. О чём и свидетельствует архивная запись о строительстве «своим коштом, по выбранному фасаду».


стилизованный дизайн интерьера цокольного этажа, ниши и проёмы соответствуют исторической конструкции полуподвала

Не смотря на то, что это уже снимало с хозяина ряд ограничений, и особняк строился полностью из камня, на подвалах, значительной площади, архитектура свидетельствует о перестраховке от претензий города. Ведь ещё за десять лет до этого подобные случаи имели место: губернатор отписывался в столицу о кровле нового каменного дома Андрея Ильинского (находился на месте строительного колледжа), которая «сделана чрезвычайной высоты самовольно». Вот и в этом случае можно провести аналогии с современностью: дом Селиванова был построен рекомендуемой ширины, но в четырёх уровнях, хотя внешне выполнен с акцентом на одноэтажность. Многие нынешние застройщики оформляют свои дома как одноэтажные мансардные, хотя те при этом могут иметь по 5-6 уровней с 2-3 полноценными жилыми этажами. Мы не знаем имени архитектора этого памятника, но очень возможно, что Селиванов принимал личное участие в разработке декора здания. Долгое время это была одна из лучших усадеб, но, как и большинство частных домовладений, в исторических хрониках почти не отметилась.



Дом Селиванова стал одним из первых каменных гражданских зданий. В 1786 г. в полутора тысячах белгородских дворов таковых насчитывалось лишь десять. Уже только этот факт сам собой свидетельствует об исторической ценности. Единственный сохранившийся особняк служил главным домом усадьбы. Помимо него были хозяйственные и садовые постройки, два одноэтажных флигеля. Парк регулярной планировки занимал значительную часть квартала. Селивановы являлись крупными землевладельцами и владели также домами в Курске и других городах. Часть их сдавалась в наём, что приносило стабильный доход. Белгородское имение долгое время было жилым, во второй половине XIX в. оно принадлежало семье Александра Васильевича Селиванова. Затем с 1887 г. главный дом стал сдаваться в аренду. В течении 5 лет в нём размещалась мужская гимназия. Предположительно некоторое время здесь размещалось дворянское собрание. С 1904 г. здание занимала частная женская гимназия Федченко-Якубович. В 1915 г. усадьба была описана в городской ведомости: «Дом двухэтажный на погребах, два флигеля одноэтажные, конюшня, сарайчики каменные, амбар деревянный. Владельцы: наследники купца Александра Васильевича Селиванова». Оценен владельцами в 5000 р. По воспоминаниям старожилов, незадолго до революции имение стало развлекательным центром: прогулочный парк, ресторан и «нумера» на втором этаже. Видимо в этот период и возникло закрепившееся затем название «Сад Селиванова». Может быть, именно здесь будущий революционер и первый советский градоначальник Озембловский проводил вечера с юной гимназисткой Машей Зос. Такие заведения были в городе в большом дефиците.



Пришедший после гражданской войны в крайне запущенное состояние особняк передали железнодорожникам, которые разместили здесь филиал клуба и благоустроили сад. В начале 1924 г. закончился капитальный ремонт и железнодорожный клуб заработал в полную силу . Вскоре открылся для горожан и «Селивановский сад», с бесплатным входом и каруселями. В 30-х гг. клуб назывался «Красный железнодорожник», на парковой территории так же находились читальня, бильярдная, спортплощадка, танцплощадка, киноплощадка и прочее. В воспоминаниях художника Альберта Уголева сохранилась такая картинка: сад, патефон, скамейки, дорожки, усыпанные ракушками, деревянная танцплощадка и открытый кинотеатр, в котором в то время показывали фильм «Василиса прекрасная». А ещё радость ребятни из окрестных двориков, когда в Селивановке выпускали «феерки». Так называли в то время фейерверки.



Во время оккупации сад был полностью вырублен, но дом и флигель уцелели, а после освобождения были отданы под квартиры оставшимся без крова гражданам, в цоколе размещался продовольственный магазин. Затем особняк передали тресту «Теплоэнергомонтаж», а в начале 60-х - «Белгородэнерго» и лаборатории метрологии. За десятилетия службы энергетикам дом довольно сильно изменился внутренне, оброс пристройками, однако был сохранён для потомков, хотя в момент поступления на баланс был в аварийном состоянии.



Последних своих хозяев он встретил в 1998 г., когда перешёл в ведение областного историко-краеведческого музея. Здание было отреставрировано и 26 апреля 1999 года в «Доме Селиванова» начал работать Белгородский литературный музей. Кроме того здесь же размещается и музей энергетики, созданный прежними владельцами и спонсорами реконструкции.



Архитектура

Эксперты относят стилистику постройки к провинциальному классицизму. Этот дом - ценный пример элитной городской усадебной застройки конца XVIII в. Предположительно усадьба изачально занимала весь квартал, а впоследствии сократилась до половины его общей площади. Сегодня его самобытность ещё более подчёркнута соседством с современным конструктивистским ансамблем административно-офисного здания. Ландшафтное зонирование чётко разделяет территории, представляющие разные эпохи, что соответствует наилучшему восприятию. Главным недостатком является неаутентичность облика и интерьеров исторического здания.



Дом считается двухэтажным, но на деле имеет своеобразное разнесение уровней: цокольный этаж, первый (с залом полуторной высоты), антресольный с внутренними коридорными арками в большой зал, мансардный этаж над залом. Изначальная планировка была амфиладно-зальной. Здание п-образное с короткими крыльями по северному фасаду. Лицевая часть соответствует красной линии застройки, размеченной по плану 1768 г. Построен из красного кирпича, перекрытия деревянные (кроме цоколя). Изначальный дизайн неизвестен, однако с начала ХХ века основные наружные элементы кроме (дворовой части) сохранены. В центре главного фасада расположен портик с четырьмя колоннами и фронтоном, разомкнутым аркой. По краям фасада - ризалиты в одно окно между двух полуколонн и пластически развитым фронтоном. Верхняя часть ризалитов - ниша, обрамлённая широким рустом с замком, украшена лепным орнаментом. Кроме того небольшими верхними фронтонами и двумя ризалитами, разделёнными нишей акцентированы центры боковых стен. Цокольный этаж частично рустован, второй отделён широкой полкой, его объём выделен небольшими нишами по осям окон. Под кровлей - широкий зубчатый карниз.



По рассказам, в старинные годы дом был очень богато украшен лепниной, и даже статуями. Где могли находиться статуи неясно, но с гипсовым декором действительно раньше было куда лучше, на фотоснимках заметно, что после каждого капитального ремонта, что-то исчезало, а что-то упрощалось. Неизвестно когда, но видимо после Гражданской войны, была заложена часть окон первого этажа (на данный момент прорублены заново), увеличена высота некоторых окон второго.



В 1948 г в связи с перепланировкой помещений был несколько переделан дворовый фасад. В начале 60-х была проведена реконструкция. К этому моменту колонны, более изящные чем сейчас, утратили единую геометрию, начали разрушаться, рассыпались и массивные композитные капители, текла крыша, стали гнить перекрытия. Мало кто догадывался до недавнего времени, что под штукатуркой скрывалась полностью новодельная верхняя часть.



При реконструкции энергетики заменили всю кровельную систему, потолок, правда сделав это из того что было. Верхняя обвязка была переложена из силикатного кирпича, из него же заново сделали фронтоны, вместо железной вальцевой кровли в ход пошёл шифер, были заложены «лишние» окна цоколя, которых оставили всего два. Боковые фронтоны также потеряли окна и лучковые рельефы. Однако лепнину постарались сохранить или восстановить: оригинальные растительные орнаменты в нишах и несколько упрощённые капители благополучно продержались до следующей реставрации.



Колонны были усилены и выровнены, приобретя большую массивность и бочковость. В центре портика убрали секцию кованого ограждения. К концу 60-х к правому крылу пристроили новый корпус для лаборатории метрологии, а с восточной части - техническое помещение с трубопроводом, который продолжался по стенам дома.







К восьмидесятым в интерьерах уже почти ничего не напоминало о старине. Кафельные печи заклеены обоями, на полу и стенах - бутерброд из нескольких слоёв. Однако немного исторической лепнины ещё оставалось - карнизы и розетки, кроме того были две антикварные хрустальные люстры.







Результатом последнего ремонта стала попытка стилизовать интерьер под старину. На первый взгляд - приемлемо, присмотревшись - поражаешься тому, как порой халтурно выполнены многие вещи. Традиционно большинство сохранившихся деталей отделки были удалены и имитированы современными.





На фоне белых фризов и деревянных балясин сразу бросается в глаза обилие дешёвого пластика - странный выбор при наличии подходящих под классический дизайн аналогов.



Нынешнюю внешность здание получило в 1999 г. После полномасштабной реконструкции. Здание было "раздето" до кладки, и полностью отделано в соответствии с подготовленной научно-проектной документацией реставрации, разработанной творческим коллективом инженеров и архитекторов под руководством Л.И. Колесниковой.



Как уже отмечалось, в ходе реставрации некоторые элементы архитектуры были восстановлены (вновь прорезаны заложенные окна, демонтированы трубопроводы, кровля вновь стала железной - вальцевой, восстановлены кованые элементы ограждения портика). Но при этом «потеряли» значительную часть художественного декора, часть из которого была исторической, часть - воспроизведённой по сохранившимся образцам. Это касается орнаментов растительного типа в нишах фасадов (удалены), рустовки фронтона (изменена), отделки центрального портика, колонн, карнизов и зубцов. Кроме того были изменены профили нескольких оконных проёмов на историческом здании, дизайн пристройки, служебных проходов, технических сооружений приближен к стилю основного объёма.



Интересное оформление получило крыльцо главного входа - теперь оно выполнено в виде массивного портика с двумя широкими ионическими колоннами.



Интересные факты

В усадьбе был свой небольшой «подземный ход». Подвальное помещение особняка соединялось переходом с винным погребом, находившимся в стороне. Эта связь была утеряна уже в ХХ в. вследствие обрушения.

В ходе последней реставрации колонны фасада были оформлены капителями коринфского ордера. Большими и выразительными. На фоне утраты части лепнины они значительно украсили здание, и были близки историческому варианту. Однако через несколько лет капители демонтировали, и сейчас дом Селиванова выглядит простовато, без особых изысков, хотя всегда считался одним из самых роскошных и богато украшенных особняков города.





29 сентября 2007 г. в Белгородском литературном музее открылся фестиваль «Дом, где согреваются сердца», посвящённый 225-летию памятника архитектуры. Таким торжественным мероприятием была отмечена предыдущая юбилейная дата. В этот день коллекция музея, посвященная непосредственно истории здания пополнилась ценными экспонатами: серебряное обручальное кольцо одного из Селивановых, медаль за усердие, которой был награждён за свои добрые дела другой представитель фамилии, часы, остатки фамильного серебра, кружевной платочек и даже пудреница с остатками пудры, начала XX века. А среди гостей были и потомки старинного купеческого рода.


старый Белгород, краеведение, Белгород, достопримечательности, историческая архитектура, архитектура

Previous post Next post
Up