В этом году главному храму Белгорода исполнилось 200 лет. Его силуэт знаком многим поколениям горожан, за это время он стал одним из символов нашего города. Очень долгое время собор был высотной доминантой старинного центра города, на его фоне сделаны самые известные снимки освобождения от оккупации, а позднее изысканная архитектура классицизма, хоть и в иной ипостаси, прочно закрепилась в иллюстративных материалах. В новейшее время Преображенский выступил символом духовного преображения. Но ниже речь пойдёт о другом преображении - о том как изменялся внешний облик памятника архитектуры.
История строительства.
Иногда говорят, что этот храм был построен в честь победы над Наполеоном. Но вот только закладка произошла задолго до Отечественной войны. А свои корни собор ведет из глубокой старины. Первая церковь Преображения Господня появилась много раньше нынешней. Из архивных документов известно о наличии таковой с середины 1620-х годов на территории второй (сторогородской) крепости Бела города. С перенесением города на берег Везёлки одноимённый храм расположился в остроге последней крепости. Сколько раз перестраивалась и отстраивалась заново деревянная Преображенская церковь трудно сказать, ведь пожары в то время были нередки и "возобновление" было делом обыденным.
Точного описания расположения деревянной церкви нет, но большинство исследователей придерживаются мнения, что она находилась правее женского монастыря. Изучив имеющиеся планы города, я также считаю, что она находилась внутри квартала, вблизи нынешней "Арт-студии", указывает на это и обнаруженное рядом небольшое кладбище. Но на картах разных периодов её положение в пределах этого квартала меняется, что говорит либо о неточностях, либо о переносе после разрушения. К началу XIX в. Преображенская церковь сильно обветшала, кроме того располагала весьма небольшим приходом. Встал вопрос о её закрытии. В то же время, находящаяся рядом Ильинская церковь, наоборот, не вмещала всех своих прихожан. Те, кто сегодня говорят об избыточности в городе культовых учреждений (а порой это даже сами священники!), не представляют себе Белгород того периода: место сегодняшней центральной площади со всех сторон окружали храмы... Каменная Ильинская церковь стояла прямо на площади, почти на Курской улице (Старомосковская, Попова). Это было некстати для развития городского пространства и тогда появилась мысль объединить две церкви. Идея принадлежала Курскому губернатору П.И.Протасову, который просил архиепископа Феоктиста Мочульского "вместо двух устроить одну церковь на приличном и по общему желанию граждан месте" (демократично так, однако).
В 1805 г. Феоктист обратился к благочинному церкви Ильи пророка о. Иоанну, который подтвердил, что "Ильинская церковь - старинная, без всякой архитектуры и не к месту, чем много отнимает красу у города и вид планный..." После этого был запущен оргпроцесс. Концепция новой большой церкви в два этажа была разработана Евгением Алексеевичем Васильевым. Белгородский городничий И.П.Леонтьев предложил место: "наиприличнейшее место быть церкви на Базарной площади, близ Курской улицы, по плану, сделанному Харьковским господином архитектором". Расположение недалеко от двух старых храмов устраивало всех, архитектор приступил к проработке фасадов, которые по задумке преосв. Феоктиста должны были стать достойной достопримечательностью. Одновременно начался сбор средств и стройматериалов, которые прихожане жертвовали всем миром. Строительство было начато в 1807 г., о чём и свидетельствует недавно обнаруженная закладная табличка в основании. Закончено же было в 1813, предположительно церковь освящена в главный престольный праздник - Преображение Господне. В первые годы церковь называлась по трём имеющимся престолам - Преображенско-Илиинско-Александра Невского.
Изменения внешнего вида.
К сожалению, нам не известен первоначальный вариант экстерьера, воплощенный архитектором Васильевым, и вполне возможно, что он отличался деталями от самых ранних имеющихся изображений. Исходя из заявленной стилистики и особенностей строительства, можно заключить, что здание было сразу оштукатурено, украшалось лепниной и рустовкой разных фактур. За последние же 100 лет отделка храма несколько раз радикально видоизменялась. Проследим наглядно, без подробных сложных комментариев. Вид №1, конец XIX-начало ХХ в. (кликабельно):
В XIX в. храм называли "церковью на базаре", нынче же часто именуют "зелёной церковью". За последние десятилетия все привыкли к зелени его стен и плохо представляют себе иной окрас. Тем не менее, большую часть жизни собор был белым. Впрочем, как и большинство других церквей. Раньше их просто белили мелом, это дёшево и практично. Если внимательно присмотреться, то окажется, что тон не везде одинаков, краска колеровалась для выделения отдельных элементов. Как правило это были очень светлые пастельные оттенки. Крыши и купола Преображенской церкви той поры были зелёными. Возможно, что купола крылись медью. Навершия - "яблоки" и кресты золотились. В целом для декора использованы простые, чёткие линии и орнаменты.
В предреволюционные годы храм подвергся масштабной реконструкции, радикально изменен стиль многих элементов фасадов, лепных рельефных украшений стало намного больше, они отличаются сложностью и затейливым рисунком. Налицо желание сделать здание наряднее, облегчить таким образом тяжеловесность силуэта. Таким был собор с 1910-х и до войны:
Во время боёв за город пострадала отделка, кровля, кирпичный свод над колокольней, позже обрушился западный фронтон. Опасных конструктивных разрушений не имелось. Ремонт был проведен силами прихожан в достаточно короткие сроки.
Собор был закрыт перед войной, открыт во время оккупации и после освобождения продолжал работу как кафедральный до 1962 г. Без необходимой срочной реставрации здание сильно обветшало, средств граждан хватало лишь на минимальный текущий ремонт. Постепенно разрушался внешний декор.
До 1973 г. продолжалась реставрация здания. Значительные работы проводились по перепланировке, но немало изменений произошло и снаружи. Это, конечно же, новый цвет, восстановление рельефов, и часы! Парадоксально, но факт: атеисты воплотили в жизнь мечту основателя собора, архиепископа Феоктиста. Ещё на первых этапах строительства он предлагал архитектору в первую очередь заняться колокольней: "деньги употребить на построение колокольни великолепной, с часами и курантами для красы и славы всего города, поелику сия церковь будет между присутственными местами и красными рядами..." Но тогда с курантами не получилось. Сомневаюсь, что реставраторы знали о той переписке владыки с Васильевым, их замысел был в том, чтобы создать аналогию - часы на башне старого здания как бы повторяли часы на башне крепости - почетный знак особой значимости.
На протяжении последующих 17 лет в здании располагался областной краеведческий музей. Это время можно назвать золотым для музея. Такого качественного развития ни до, ни после пребывания в этих стенах не было. Экстерьер колокольни для сравнения с прошлыми вариантами:
С престольного праздника 1990-го в соборе возобновляются службы. Через год храм полностью переходит верующим. Первым делом на место возвращаются кресты:
Затем начинается очередная масштабная многолетняя реставрация. Её итог - изменение рельефных узоров в сторону упрощения, осветление цвета стен, затем - золочение куполов. На фото - начало процесса:
Последними изменениями стали "флуоресцентный" оттенок зелёного:
И замена оконных переплётов. Самый свежий вид:
Каким мы увидим Преображенский собор в будущем? Время покажет. Понятно, что глобальных перемен в памятнике не произойдёт, но поиск максимально гармоничной формы для духовной обители видимо ещё не окончен.
__________________
Печатная сокращенная версия: АиФ-Белгород, №42 '2013