[мысль иногда течёт непредсказуемо - так же, как этот звук]

Mar 28, 2019 03:02

Во вчерашнем посте я пообещала написать о том, что запечатлено на видео.

Это был небольшой эксперимент, который я решила провести на танцевальной вечеринке, организуемой одним моим хорошим знакомым. Я попросила нашего звукооператора вначале выдержать минуту в тишине, а всех остальных зрителей/участников в зале - в течение этой минуты создавать звук. Шум. Любой, который им захочется. А после звукооператор включала заранее заготовленную фонограмму. Идея была в том, чтобы вначале двигаться, отталкиваясь от звука, создаваемого залом, "поймать волну" этого зала - и затем перенести это пойманное состояние в импровизацию под музыку.

(Этот эксперимент был логическим продолжением другого, который я делала, ещё учась в актёрской школе: там я просто двигалась под шум, создаваемый залом, в течение трёх минут, и никакой фонограммы не было. О том, как появился он, я расскажу в следующем посте. :))

И что же получилось... Получилось, что то, что я изначально задумывала, не очень-то получилось :) (Как говорят в науке, "рабочая гипотеза не подтвердилась".)
Во-первых, я поняла, что звуковая ткань, создаваемая в данном случае залом - это очень гибкая и текучая субстанция. Это такая "волна", которая постоянно меняет форму и направление. Это что-то настолько нефиксированное, что, похоже, невозможно "поймать" это и как-то определить - оно тут же ускользает из любых твоих попыток определения и оформления. Ты не можешь дать этому направление, а можешь только сам влиться туда и наблюдать, куда оно тебя вынесет. Но - именно поэтому с этим так интересно работать. Ты никогда не знаешь, что произойдёт в следующий момент. Это не музыка с понятными регулярными ритмом, темпом и акцентами. Это тем более не знакомая фонограмма с "Аааа, там дальше этот припев, под него вот так можно ногой махать, ща я махну..." :) Это такое многомерное и постоянно и непредсказуемо искривляющееся звуковое пространство, которое само может придавать тебе самую неожиданную и странную форму. Это тем больше степеней свободы, чем больше человек участвует в создании шума, привнося в него каждый свои звуковые склонности и привычки. Ну и да: по крайней мере, в первую минуту вся эта структура бойко "ходит ходуном" - возможно, при более длительном развитии она и укореняется в каких-то более-менее часто попадающихся паттернах и всё-таки обретает форму - но это интересный материал для следующего эксперимента :) Сейчас я подумала, что, возможно, со временем это выльется в большой многоэтапный перфоманс :)
(А ещё - что наверняка кто-то уже делал и показывал подобные вещи, и наверняка даже не один раз.)
И если я однажды всё-таки дойду до проведения своих классов по движению на более-менее регулярной основе (я к нему иду, но очень медленно - пока никак не могу определиться с форматом и набраться наглости)), я обязательно буду там это использовать как тренинг.

Ну а по этому конкретному видео могу сказать, что как раз по вышеизложенным причинам мне самой в нём очень интересно за собой наблюдать во время движения под шум зала, но в музыку состояние этого движения перенести мне не удалось - она и очень резко запустилась, и очень мало времени прошло перед этим, и я очень хорошо её знаю ("Аааа, припев! Махать ногой!" :)). В общем, в том месте, где началась фонограмма, со мной случился большой облом надлом, предыдущее состояние с треском отвалилось, и я полностью переключилась в режим рассеянного изображения какой-то хореографии - и тут мне самой уже стало не очень интересно на себя смотреть. (Тем более, что мой танцевальный уровень, прямо скажем, всё-таки не очень для попыток такой хореографии - я её просто не умею и не тяну, и это видно :)
И, как много раз в различных формулировках говорили наши педагоги по актёрскому мастерству, на сцене никогда не нужно изображать, что ты что-то делаешь - ты либо действительно это делаешь (и тогда тебе верят), либо - нет. К танцу это, пожалуй, также более чем относится: ты не можешь изображать, будто ты танцуешь. Это очень, очень, очень заметно со стороны.

(И только что я поняла, что именно это меня страшно злило всякий раз, когда я это наблюдала у кого-то как зритель. Это ощущение, что человек, вышедший на сцену, просто заведомо держит тебя за дурака - "Они всё равно не поймут, что я только притворяюсь, будто умею танцевать, а на самом деле просто забираю их время и внимание" (а иногда и деньги :). Хотя зачастую, наверное, этот человек сам не осознаёт того, что происходит, и не идёт в это с таким намерением. Несколько лет назад был случай, когда я посмотрела целый спектакль, состоявший из такой "имитации" танца и актёрской игры, сделанный совершенно непрофессиональным автором, но с весьма недешёвыми для своего формата билетами. И это был, наверное, единственный случай в моей жизни, когда после мне хотелось буквально уничтожить совершенно незнакомого мне доселе человека, которого я видела первый раз - потому что я чувствовала себя, ни больше ни меньше, морально изнасилованной пребыванием в созданной этим человеком ситуации. Но не последнюю роль в том, насколько сильной была эта злость, думаю, сыграло и то, что я очень не любила - и, естественно, не хотела признавать - аналогичную черту в себе.
Сейчас я просто говорю, что она есть. Мне кажется, что понимать и озвучивать это - уже хороший шаг.)
Previous post
Up