Для многих из нас обычаи далеких предков является всего лишь пережитком прошлого. Но тораджи с острова Сулавеси считают иначе. Древние верования настолько важны для них, что они способны выкинуть на ветер полмиллиона евро, только ради того, чтобы провести похороны согласно этим обычаям.
Впервые я посетил Тана Тораджа в 2008 вместе с Марком Барлог
barlog_77rus. Одни из самых моих ярких впечатлений по Индонезии (на тот период) имено из тех мест. Обычаи и традиции тораджей меня не просто удивили, но и шокировали. Тогда нам довелось побывать на похорнах. В 2012 году мне посчастливилось вернуться в Тана Тораджа. Только на этот раз вместе Александром Пермяковым
alex_traveler из
"Русских Экспедиций" и его группой. Под катом фоторепортаж не только с похорон, но и со свадьбы. Снимал в январе.
2. На похороны мы пришли без приглашения. Но местные жители уже привыкли к подобной наглости со стороны заезжих иностранцев.
3. Многочисленные родственники умершего. Но такие одинаковые рубахи были не у всех. Наверное, они полагаются только самым близким родственникам.
4. Женщины шли с платками на головах в знак траура.
5. Дети в традиционных нарядах тораджей. Им даже крисы выдали (холодное оружие с изогнутым лезвием). Хотя возможно это муляж.
6.Похоже ей очень скучно.
7. Рядом были привязаны буйволы. Они здесь не спроста.
Дело в том, что любые похороны в Тана Тораджа сопровождаются ритуальной церемонией рамбу соло, которая длится несколько дней. Подобное мероприятие проводится на специальной площадке ранте, где возводят своеобразные трибуны для гостей и многочисленных родственников, которым предстоит участвовать в пиршестве. Шокирующей особенностью рамбу соло являются жертвоприношения. Тораджи устраивают кровавую бойню на глазах у присутствующих - они забивают буйволов, перерезая им глотки. Кровь хлещет рекой, мешаясь с грязью под ногами.
8. Буйволы у тораджей пользуются большим почетом. Их считают могучими существами, которые подобно человеку способны выполнять далеко не одну функцию. Поэтому и цены на них астрономические - буйвол может стоить, как целая машина.
9. Рога убитых буйволов потом будут украшать дом семьи.
10. Целое состояние.
11. Вот так выглядят традиционные дома. Называются они тонгкананами. Они часто встречаются в Тана Тораджа и стоят по соседству с домами современными.
12. Каждый тонгканан обязательно украшен резьбой и узорами. Все они со смыслом и рассказывают о роде, которому дом принадлежит.
13. Но могут их "читать", то есть понимать, далеко не все тораджи. Однажды я повстречал в Папуа автора, который издал целую книжку по этим узорам. Увы, экземпляром я не обзавелся. Стоит поискать в Тана Тораджа.
14. Пока шла церемония, люди "в авторитете" занимались разделкой туш убитых здесь же свиней. Мясо пойдёт на кушанья для гостей.
15. Этот дядя очень не хотел, чтобы я снимал. Так и не понял - его или свинью.
16. Но после нескольких заходов свинью все-таки снять удалось.
17. Буйволов в этот день не убивали. Поэтому мы отправились на другие похороны.
18. Там этих самых буйволов выгуливали.
19.
20.
21. Как выяснилось выгуливали их не для того, чтобы зарубить, а для того, чтобы устроить между ними бои.
22. Так что в этот день буйволы избежали участи стать вот этим. Но у них еще все было впереди.
23. Тораджи размещают покойников в самых необычных местах.
24. В скале выдалбливают помещение под гроб. А куклы - представляют каждого покойника.
25. Каждое захоронение закреплено за кланом, семьей, либо деревней. На этом фото, например, королевское захоронение.
26. Существует еще другой способ захоронения. Покойника оставляют в висячем гробу на отвесной скале: в известняковую породу вбивают две балки, на которые ставят гроб.
27. Правда, это не самый долговечный способ захоронения.
28. Балки со временем сгнивают, гробы срываются и разбиваются об землю.
29. Судя по кладбищу, которое мне довелось посетить дважды, местных жителей сей факт не сильно смущает, ведь черепа и кости потом просто складывают в общие кучки.
30. Некоторые черепа складывают даже аккуратно. С заботой.
31. Если же покойник явился к вам во сне, то нужно на следующий день придти на кладбище и оставить сигарету. Можно даже пиво. По крайней мере так нам рассказали.
32. Существует еще другой способ захоронения, когда гроб оставляют в пещере. Эта фотография была сделана на входе в одну из них.
33. На свадьбу мы пришли так же без приглашения. В очередной раз я убедился, что с гостеприимством у тораджей все в порядке. Не задавая лишних вопросов, они разместили нас в отдельной беседке. Это было очень кстати, ибо солнце жарило невыносимо. Свадьба проходила на полянке перед тонгкананом, вокруг которого и построили эти временные беседки.
Чтобы мы не скучали, нам вручили срубленный ствол бамбука, который был наполнен жидкостью молочного цвета. Вкуса же напиток очень специфического и приятным его назвать нельзя. Это бражка, которая распространена по всей Индонезии. Например, у батаков на озере Тоба ее называют туак. Вот так мы и коротали время передавая между собой бамбук с бражкой. Фон задавали выступающие на сцене музыканты. Чуть позже подоспели и кушанья. Женщины, которые ухаживали за всеми гостями, принесли нам рыбу, курицу, говядину, лапшу и рис. Стоит отметить, что рыба оказалась особенно острой, но все равно была съедобна. Есть же пришлось руками. Не то чтобы с ложками здесь дефицит, просто обычай такой.
34. Рядом с традиционным домом сверкала на солнце новенькая «TOYOTA», украшенная цветами и лентам. Это был чей-то подарок молодоженам. Сами же виновники мероприятия - жених и невеста - отсутствовали. Они венчались в церкви, пока мы возились с рыбой.
35. Когда с едой и туаком было покончено, наконец-то прибыл свадебный кортеж. Невеста была мрачнее тучи, как будто ее насильно выдавали замуж.
36. Впереди них шла группа поддержки в традиционных тораджийских нарядах, позади - родители.
37. Так молодожены пересекли полянку, покрасовались перед гостями и заняли свое место на отдельно стоящем пьедестале.
38. Тут они восседали как король и королева. Только вот трона не хватало. Вместо него использовали скамью.
39. Кстати, скучать на скамье жениху и невесте предстояло до самого конца свадьбы, пока продолжался пир, звучали поздравления, выступали танцовщицы и музыканты.
40. Танцовщицы.
41. Исполнение традиционного танца. Во время него подходили гости и кидали деньги.
42. Вот такой он этот народ тораджи.
Верования тораджей - это целая система социальных взаимоотношений, основа общества, которая делит людей на касты, указывает каждому свое место и объединяет их. Раньше существовало четыре касты: золотая, железная, деревянная и каста рабов. Сегодня осталось только три, ведь рабство уже давно отменили. Система верований тораджей называется алук тодоло или «путь предков». Как может показаться из названия, все сводится к тому, чтобы жить так же, как жили предыдущие поколения. Но это не совсем верно. Под предками здесь подразумеваются некие «легендарные предки», которые спустились с небес и установили первый тонгканан - жилище на сваях с изогнутой крышей. Форма этой крыши кому-то напоминает седло, кому-то рога буйвола, а кому-то даже лодку. Сегодня такие встречаются по всей Тана Тораджа. Похоронная церемония и следующее за ней погребение это ни что иное, как способ вернутся к тем легендарным предкам, которые живут в мире пуя. Попасть в этот мир покойник может только при помощи буйволов, которых принесли в жертву. Причем число буйволов четко определено для каждого класса. Если элите придется раскошелиться на 24 машины (прим. если прировнять стоимость буйвола к стоимости машины), то рабу всего лишь на одну. Поэтому алук тодоло это скорее не путь предков, а путь к предкам и пусть даже если этот путь сопровождается жестоким кровопролитием, ведь без этих странных для нас обычаев тораджи не будут больше тораджами. Сегодня большинство из них христиане-протестанты, но несмотря на это от старых верований никто не отказался. Тораджи считают, что если провести рамбу соло согласно обычаям, то есть зарубить необходимое число буйволов, то станешь полубогом. По сути на их земле верования предков оказались сильнее навязанной религии, которая пришла сюда вместе с голландскими миссионерами. А это в нашем мире большая редкость.
Репортаж был опубликован в журнале
"Yoga+Life"