Мэтт Рафф "Канализация, Газ & Электричество"

Jul 07, 2007 23:44

Антиутопии, как правило, печальны. Но антиутопия, в которой живут и действуют лихие экологические пираты, безумные роботы, акула-людоед, дух неукротимого Эбби Хоффмана и русская писательница, ставшая джинном, а также великое множество крайне неравнодушного народа - это совсем другое дело. В этой книге есть то, что я люблю больше всего на свете - шанс для всех и каждого и оптимизм, несмотря ни на что. Не такой оптимизм, за неуместную демонстрацию которого хочется просто прибить его носителя, а оптимизм умный, не яркий, и очень нужный. Расследование загадочного убийства на фоне возможного будущего нашей планеты, игры корпораций, заговоры, катастрофы - не поверите, но это не только увлекательное чтение. Это еще и очень хорошая книга, которую можно будет перечитывать с неизменным интересом. Не буду хвалить стиль и чувство юмора, потому что это нужно видеть. Скажу лишь, что три кита - идеи, язык и сюжет - выше всяких похвал.
Под катом отрывок для тех, кто хочет попробовать книгу на зуб. Никаких спойлеров, сюжет по нему вычислить невозможно.


"На экране знаменитый журналист-катастрофист Тэд Уинстон Пеллер давал интервью ведущему ток-шоу Зандеру Менудо. У него были пухлые щечки, у этого Пеллера; пухлые в двадцать, пухлые на первой писательской фотографии, пухлые до сих пор, хотя с наступлением среднего возраста они начинали обвисать. "Тэд Уинстон Пеллер, - как заметил один из критиков, - превращается в бассета, как на рекламе "Хаш Паппис".
- Я … пытаюсь запечатлеть в своих книгах судьбу поколения… я имею в виду и то поколение, которое только-только достигает совершеннолетия, и свое, тех, кто стал совершеннолетними на смене тысячелетий. Это потерянное поколение.
- Какое? Ваше или нынешнее?
- Мое… то есть, оба… то есть, все потерянные, и с каждой минутой мы теряем все больше. Будь я священником, а не литератором, я бы, наверно скитался сейчас где-нибудь по пустыне, возвещая о том, что это наши последние дни.
- А. - Зандер проницательно кивнул. - Апокалипсис.
- Апокалипсис, именно. Я думаю, что Апокалипсис разговаривает с нами - "с нами", в смысле, с потерянным поколением, с обоими потерянными поколениями, с потерянными людьми, где бы они ни находились: мы слышим его так, как больше ничего уже не можем услышать. Я помню мрачные студенческие годы взросления, когда нас накрывала такая громадная тень…
- Последствия пандемии, Африканская и Сирийская войны.
- Да, конечно, и это - тоже, хотя в первую очередь я говорю о всеобъемлющей опустошенности, которая повлияла на меня и моих сокурсников в Беннингтоне. Никакие деньги и привилегии не смогли излечить глубокую неудовлетворенность, которая, как тогда, так и сейчас, остается, пожалуй, самой большой катастрофой.
- Это абсолютно верно, - согласился Зандер. - "Разоделись, а некуда пойти". Не могу представить более неприятного чувства.
- Да. И я тоже.
- Змей? - позвала Джоан.
- М-м?
- Тебе не кажется, что хватит уже надеяться на человечество?
- Периодически. - Змей подняла глаза от книги. - Но потом я вспоминаю, сколько повидала на своем веку потерянных поколений, у которых все получалось, несмотря на их неимоверную жалость к себе, и перспектива быстро выправляется. - Она покосилась на экран. - Жирненький бурундучок, да?
- Прежирный, - согласилась Джоан".

"- Один из недостатков принадлежности к расе сказочников - склонность забывать, что судьба не сказка, как бы ни хотелось ее так воспринимать. А один из главных недостатков жизни, с точки зрения повествователя, - то, что ей не хватает завершенности.
- В каком смысле - завершенности?
- В том, что все линии и составляющие рассказа не сходятся в одной точке, после кульминации все не становится по своим местам. В жизни все не так аккуратно складывается, и она не прекращается лишь потому, что кто-то одержал победу. В романе доходишь до последнего форзаца, а в жизни за реальными событиями следуют другие реальные события…
- Формируются новые конфликты, - продолжила Джоан. - Снова война.
- Ну - какая-нибудь борьба. И неважно, что после предыдущей не осталось ни сил, ни терпения. Вот из-за чего так расстроилась моя суфражистка: единственное действенное противоядие от борьбы и связанных с нею страданий - как-то избежать будущего. А единственный способ добиться этого - единственный реальный способ, при отсутствии желанного завершения сказки - умереть, прежде, чем будущее настанет. И суть надежды как раз в том, что лучше уж не сделаться персонажем, чем сделаться трупом".

цвет волшебства, необходимые вещи

Previous post Next post
Up