О философии

Jun 03, 2007 22:17

В четверг кандидатский минимум по истории и философии науки. Учение началось сегодня со скрипом, но сейчас дело сошло с мертвой точки, но идет не вширь, а вглубь. Это не очень гуд, но я по-другому не могу.
Вообще философия завораживает меня. Завораживает она меня тем, что играют те нотки, которые совсем-совсем не проявляются в моей бытовой жизни. Им просто нет места.
(Расскажу об одном из самых сильных ощущений детства. Я еще в садик ходила. горел свет в кухне. Я лежала в кровати и погружалась в себя. И доходила до такой определеной стадии, в которой мне казалось аб-сурдным то, что меня зовут В, что это мое тело, что я здесь и сейчас. Мне казалось, что мир иной, не лучше и не хуже, он иной. А реальный мир - это очень большая занавесь. Или просто параллель. Я погружалась в это состояние и мне становилось страшно и в то же время это манило. Кто есть я? Зачем я тут? Это не были вопросы, вопросы появились потом. Это была словно констатация факта.
Мама тогда мне сказала, что с возрастом это уйдет. Мама у меня иррационально мудрая женщина).
Но вернемся к философии. С обходного входа, у которого цвета нет.
С определенного периода я перестала верить в прекрасы современного эгоизма, гламур настоящей жизни вызывает у меня умиление и желание играть. Играть, но не жить. И как будто бы мимо проходит жизнь, будто бессмысленно утекает сквозь пальцы. Я внутренне, сама с собой не умею жить ради себя, близких, карьеры, денег; когда я честна кристально, я как-то смутно ощущаю нечестность этого всего, неполноту, недостаточность. Кристальная честность - это похоже на детское ощущение ненастоящести, параллельности жизни. Но главный признак ее все же - это то, что я здесь и сейчас.
Я постоянно, когда чувствую, чувствую кризис. Кризис духовности, отсутствия опоры в этой жизни. Отсутствия смысла. Экзистенциональную пустоту. Ради чего я живу? Ради чего я творю? Куда этот мир катится? (Каким смешным будет его конец от ядерной войны или экологической катастофы!)
Вот Вебер пишет, что целью науки (мы будем понимать не только науку, но и всякую целенаправленную деятельность) для греков был поиск высшей благодати, созерцание совершенного, для Ренессанса наука - это искусство, субстанция творчества, творение, приближение к богочеловеку, в Новом времени - это сквозь терни субъективного к Богу. А сейчас? Для чего это все? Для чего прогресс? Он давно стал самоцелью, этаким змеем, кусающим свой хвост.
Вебер говорит, что цивилизацию расколдовали.
И мне так субъективно неуютно в расколдованной цивилизации. Мне так не хватает внешнего света. Я не могу быть сама себе богом и источником наслаждения. Не-мо-гу. Я не могу сделать смыслом жизни мои связи между людьми - это мне видится порочным кругом, кроме того, синицей в руке. Лектор по философии науки говорил, что с совестью нельзя договориться; если с ней все же договариваешься, она умирает. вот я так же не могу договориться сама с собой о смысле жизни.
Previous post Next post
Up