Dec 10, 2016 21:37
В последнем «Эксперте» (номере этой недели, 5-11 декабря, №49) интересная статья про очередного русского Кулибина - «Двигатель энергореволюции». По идее, речь о сенсации даже не всероссийского, а всемирного масштаба. Якобы у нас в Тольятти изобретатель-самородок с дивным ФИО Александр Николаевич Сергеев (как говорится, в России иметь такое имя - все равно что не иметь никакого) придумал и запатентовал двигатель внутреннего сгорания с механическим КПД 95%, а это феноменально и ни малейших аналогов в мире не имеет, реальный прорыв века. Будто бы в Японии уже «была принята частно-государственная программа разработки нового двигателя внутреннего сгорания - на 30% экономичнее и со сниженными выбросами, СО2 на 20%, СО - на 35%», и на программу было выделено 10 млрд. долл., из которых половина - от правительства, с целью выхода на работающий прототип к 2020 году - и каково ж, мол, было удивление японцев, когда оказалось, что в России, у Сергеева, уже создан такой прототип, причем с характеристиками на порядок выше!
И т.д. К сожалению, даже ссылки на статью дать теперь нельзя - из-за безумной политики «Эксперта», ошалевшего от нищеты и закрывшего публикации на своем сайте. Так что доступна она только «в бумаге».
Но авторы статьи настаивают, что это изобретение - не фейк. Например (цитата) «наш тольяттинский Кулибин свое изобретение запатентовал, причем не только в России, но и в США и даже в Японии (получить патент в Японии невероятно сложно, об этом знают все технические специалисты в мире». И далее: «После публикации в федеральном журнале патентов США (обязательная процедура) этот был избран из 28 тыс. в сотню «самых интересных, и, более того, статью о новых технологиях Сергеева с заголовком «Новое рождение ДВС» напечатал авторитетный американский журнал Science».
И далее совсем уж феерия: «Сразу после выхода публикации в свет, буквально на следующий день, Сергееву посыпались письма от американских производственных компаний и венчурных фондов: запросы о продаже технологии пришли в том числе от оборонных предприятий, связанных с гигантами Lockheed Martin и DARPA. Большинство предлагали оплатить перелет нашего ученого в Штаты и там провести переговоры, не называя цену, а некоторые сразу шли ва-банк сумму сделки называли. Самая большая сумма, обозначенная в этих письмах (копии есть в распоряжении «Эксперта») - 220 млн. долларов. Учитывая, что совокупная стоимость всех активов изобретателя не превышает 10 млн. долларов, предложение более чем привлекательное».
Неплохо! Мне особенно понравилось про DARPA, журнал Сайенс и 220 млн. зелени. Конечно, к публикациям в «Эксперте» я отношусь с большим подозрением - помню, к примеру, как еще года два назад они так же, в самых восторженных тонах и на полном серьезе расписывали невероятные преимущества и перспективы нового (тогда) смартфона Yota, в похожих выражениях - «прорыв» и «успех на Западе»… Ну и где та Йота? Да, в «Эксперте» явный перебор патриотов, поэтому верить им затруднительно - хочется делить все, что они говорят, минимум на 10.
Однако ничто не мешает отнестись к случаю, описанному в публикации, как к кейсу. Тем более, что ведь существует вероятность, что они пишут в основном правду! Некоторые детали из статьи «Двигатель энергореволюции» внушают доверие. Например, то, что изобретатель Сергеев вовсю предлагал этот свой ДВС куче самых разных отечественных фирм и корпораций, начиная, естественно, с АвтоВАЗа (благо он там живет) - и, естественно, везде был послан в пешее эротическое путешествие. Ну не интересуют русских бизнесменов все эти ДВСы - и частников, и государственников. Никого.
В статье приводится ответ из корпорации «Ростех»: «Макет одноцилиндрового двухтактного двигателя внутреннего сгорания разработки А.Н.Сергеева не применим для продукции Госкорпорации «Ростех». Коротко и ясно.
Ну а кейс, о котором я говорю, собственно, вот в чем - в этой цитате из статьи: «Выстроившиеся в очередь покупатели из разных стран все как один получили отказ, а сам Сергеев твердо решил остаться истинным патриотом, найти российских инвесторов». О как!
Собственно, вопрос такой: если предположить, что изобретение в самом деле такое, как описано, и именно представляет из себя такой вот невероятный прорыв - прав ли Сергеев, отказывая иностранцам и все еще продолжая мечтать о мифических «российских инвесторах»? Действительно ли в этом проявляется патриотизм?
На мой взгляд - однозначно нет. Я прям даже расстроился (одна надежда, что вся статья - одно большое преувеличение, и никакой коллизии не существует). Но если все впрямь так - какую же глупость совершает изобретатель! Ясно ведь ежу, что единственное, что могут сделать в России с полной гарантией - это загубить и изобретение, и его самого (как, например, затравили и довели до самоубийства изобретателя универсальной «голубой крови» - перфторана).
Конечно, надо было - хотя бы ради той же самой «славы Отечества» - при первой возможности везти изобретение на Запад или хоть в Японию, в общем, тем, кто реально готов в него вкладываться и потом грести деньги лопатой! Все равно, если дело стоящее - двигатель будет иметь в основе русское имя, и мы точно так же все будем им гордиться, как гордимся, к примеру, изобретателями вертолета (Сикорский) и телевизора (забыл, как его) - за РУССКОЕ происхождение, пускай они сбежали от большевиков и все сделали в Америке.
Сидеть тут и ждать у моря погоды - полный бред. Впрочем, не удивлюсь, если у большинства позиция Сергеева вызовет умиление и горячее одобрение, да-да, мол, правильно и патриотично, надо ждать, пока на изобретение милостиво соизволят обратить внимание русские олигархи или, еще лучше, русские государственники откуда-нибудь из ФСБ. Уж они-то внедрят!