Мой знакомый - профессиональный джобсикер. Это значит, что уже немало кадровиков и высших менеджеров уважаемых компаний, расположенных в нашем городе, вздрагивают при одном упоминании его имени, а некоторые из них - особо эмоциональные - даже рефлекторно сжимают кулаки. Неудивительно, ведь все они, в некотором смысле, - его жертвы.
Впрочем, с его точки зрения, ничего плохого ни им, ни кому другому он не сделал. "Поверь, вреда я не принес..." - повторяет он вслед за "Наутилусом". И в самом деле, вся его "вина" в том, что он очень любит устраиваться на работу - точнее, сам процесс трудоустройства и преодоления различных связанных с этим препятствий, и потому предпринимает такие попытки с завидной (для нас, "приговоренных к пожизненному найму") регулярностью. Делает он это не насущного хлеба ради, а исключительно ради интереса, сдобренного изрядной долей патетики.
Остановились мы на том, что мой знакомец любезно согласился поделиться своим опытом "прохождения сквозь строй" различных собеседователей и отборщиков,
свято оберегающих заветную вакансию от посягательств орд претендентов, словно сказочные великаны, стоящие на пути к заветной "чаше Грааля". Его опыт, по возможности соблюдая непередаваемый стиль изложения, я постарался сохранить для Вас, уважаемые читатели, в виде своеобразных "Уроков Джобсикера". Сегодня Вам предлагается Урок № 2.
Урок 2. Тайна резюме
"Для начала, как это положено в хороших школах, повторим пройденное. Суть моего первого урока в том, что не надо чувствовать себя приниженным, беспомощным в присутствии работодателя, словно Вы ни с того ни с сего пришли к нему - совершенно постороннему человеку - просить взаймы весомую сумму денег, и теперь справедливо опасаетесь резкого отказа с криком "Пошел вон, наглец!" Если уж оценивать ситуацию объективно, то это именно Его Величество Работодатель как-то изыскал способ известить Вас о том, что ему требуется рабочая сила, и именно он смотрит на Вас с надеждой - не Вы ли тот человек, который сможет помочь ему разрешить свои проблемы. Последнее предложение показывает истинную картину - однако, следует признать, что далеко не все работодатели оценивают ситуацию адекватно.
"В России действует своеобразный экономический закон, согласно которому человек, предоставляющий работу, считает себя благодетелем человека... выполняющего эту работу". Прекрасное и весьма современное наблюдение, не так ли? Но Вы ошибетесь, если сочтете, что оно принадлежит кому-то из нынешних публицистов. На самом деле высказывание датировано серединой XIX века (то есть ему чуть ли не 150 лет), а его автор - русский писатель Г. Помяловский.
Джобсикеры - вот люди, которые избавят Россию-матушку от этого многовекового наваждения - почитания работодателей как благодетелей, словно не они зарабатывают на собственных "благодеяниях". Вперед, к познанию новых правил борьбы за место под солнцем!
Тайна резюме
Из сладких времен невозвратного детства все мы помним сказки об Иванушке-дурачке, который, помнится, достигал всех своих целей исключительно потому, что умел вовремя обзавестись некими волшебными помощниками - то это были рыбки, то змейки, а то и вообще лягушки. Во всех случаях дела обстояли похожим образом: сам Иванушка заваливался на печку заниматься любимым делом (спать), а данные волшебные представители фауны делали за него все то, что было необходимо. Или еще, помнится: был у какого-то из многочисленных сказочных Иванушек приятель-волк, который имел свойство в самых критических ситуациях принимать облик самого Иванушки, проникать в стан врагов и без риска для нашего героя, удобно устроившегося в это время где-то под кустом, обтяпывать всякие опасные делишки - похищать царевну, Жар-птицу, выведывать расположение батарей (или это еще одна сказка?) и т.п.
Конечно, хотелось бы иметь этакого волшебного помощника и во взрослой прозаической жизни. И не торопитесь вздыхать и говорить "Увы!" По крайней мере, в трудном и увлекательном деле поиска работы такой почти волшебный помощник имеется у каждого уважающего себя джобсикера. Пара листочков, соответствующим образом подготовленных, проникают вместо него самого за плотно закрытые двери неприступных офисов, с отменным занудством отвечают на одни и те же вопросы все новых недоверчивых обитателей офиса о личности, опыте и деловых качествах мирно пьющего в это время пиво джобсикера, и наконец - о чудо! - двери распахиваются сами, и джобсикер триумфально проходит внутрь, встречаемый уже заранее полными уважения взглядами. Лучшее место в этом офисе уже, считай, у него в кармане. Впрочем, как Вы знаете, джобсикеру оно не нужно, и вот он столь же величаво уходит, оставляя свои волшебные листочки рассказывать покоренным, какого замечательного человека они лишились.
У вас, я вижу, загорелись глаза? Вы тоже хотите завладеть этими волшебными листочками, так облегчающими путь к компенсационным пакетам и льготам солидных фирм? Вы что же, и впрямь поверили, что есть некая универсальная отмычка ко всем сердцам, и надо только знать некие "правильные" слова?
Есть люди, которых до старости не оставляет детская вера в чудеса. Именно они играют в "Лотто-Миллион", покупают и жадно читают книги "Как иметь успех у прекрасного пола" и "Как найти хорошую работу", а некоторые из таких романтиков платят из своего кармана $20 некоторым особо предприимчивым рекруитерам за своеобразную услугу под названием "составление Вашего резюме". В Москве и сейчас есть некоторые агентства, которые предлагают такую услугу всем желающим, причем спрос не оскудевает.
Читатели книг типа "Как найти хорошую работу", впрочем, и сами составляют свое резюме. Главное при этом, на их взгляд, соблюсти одно незыблемое "правило": сведения о полученном образовании следует излагать в хронологическом (от прошлого к настоящему), а о местах работы - в обратном хронологическому порядке. Ручаюсь, что смысл этого сакрального правила неясен большинству как из числа заполняющих, так и из числа тех, кто по долгу службы читает эти резюме. Опыт тем не менее показывает, что некоторые представители работодателей действительно делят резюме на "правильные" и "неправильные" по этому признаку. Девиз джобсикера прост: "Знание предрассудков работодателя облегчает процесс заключения трудового контракта". Поэтому он всегда демонстирует работодателю то, что последний считает правильным, и никогда не поставит золотые годы работы пионервожатым в средней школе прежде краткого, но впечатляющего описания собственных трудовых свершений на посту маркетинг-директора небольшой, но прекрасно известной этому самому работодателю бурно растущей компании.
Дело, однако, совсем не в хронологическом порядке. Тайна "двух волшебных листочков" совсем не в этом. Стоит остановиться и хорошенько подумать, перед тем как отдать неким особо ушлым представителям рекруитерского племени кровные $20 за обещание оформить пропуск в рай земной, скромно именуемый "Ваше CV".
Подумаем вот о чем. Верите ли Вы в то, что существует некое универсальное признание в любви, после которого любая красавица/красавец скажет "Ах!" и беззаветно упадет в Ваши объятия? Наверное, нет. Наверное (будем оптимистами), есть возможность подобрать ключ к любому девичьему (и не только) сердцу, но в каждом конкретном случае ключ будет другой.
То же и с резюме. Тайна резюме джобсикера проста - его "волшебные листочки" каждый раз разные! Причем это ни в коем случае не значит, что он, грубо говоря, врет хоть в каком-то из них. Боже упаси! Любой джобсикер чтит Уголовный Кодекс не меньше Остапа Бендера. Трудовая биография джобсикера (как, впрочем, и любого из вас, я уверен), настолько богата многообразными нюансами, что при желании и некоторой сноровке из нее можно извлечь, нисколько не поступаясь при этом правдой жизни, любые подтверждающие обстоятельства.
Главное - точно представлять себе, что нужно данному конкретному работодателю. Эту информацию следует максимально полно извлечь или из рекруитерского агентства, получившего соответствующй заказ, или из газетного объявления. Правильно, под нужным углом повернутая собственная трудовая биография - вот наиболее убедительный аргумент в Вашу пользу на любой стадии переговоров. Энтузиастические возгласы "Я сделаю это!", лихорадочный блеск в глазах и прочие высказывания в будущем времени - все это недостойно джобсикера и попросту неэффективно. Истинный джобсикер, прямо глядя в глаза разомлевшему работодателю, весомо роняет: "Все то, о чем Вы сказали, я уже делал. Вот, читайте, здесь все изложено". Для пущего эффекта можно добавить: "Мне даже кажется, что ТА моя задача была малость потруднее".
Смысл правильного резюме в том, что оно не просто рассказывает о Вас, но отвечает работодателю на его вопросы. Эта функция неоценима - ведь очень многие прямо касающиеся Вас вопросы отныне будут решаться без Вашего участия. Вашим полномочным представителем будут только эти листочки. Когда, к примеру, Некто Важный, Принимающий Решения, скажет - о Вас! - другому сотруднику: "Да, это вроде неплохой парень, но ведь у него нет опыта управления людьми. Я думаю, в нашей встрече нет смысла", - Вы ведь не сможете вмешаться в разговор и рассказать, что подчиненных у Вас не было только формально, однако за время работы на Вашей нынешней фирме Вы несколько раз участвовали в различных крупных проектах, в которых фактически управляли половиной офиса... Об этом должно сказать оно, Ваше бумажное alter ego.
Надо сказать, что в Москве уже существуют некоторые рекруитерские агентства, которые понимают истинный смысл резюме. Эти не просто переправляют заказчику Ваше собственное CV, но составляют его сами, исходя из итогов встречи с Вами и собственного знания о том, какого рода специалисты нужны фирме-заказчику. И уж конечно, за составление такого резюме они не берут никаких денег, поскольку считают это своей работой. Работа с ними - одно удовольствие, в том числе и для джобсикера, который из беседы с ними извлекает массу необходимой информации о том, как следует вести себя на дальнейших этапах и какие факты будут смотреться особенно выигрышно.
Тоскливо джобсикеру в "резюме-рассылочных" агентствах, которые частенько почти ничего не знают о предлагаемых через них вакансиях. Сам джобсикер никогда не станет рассылать свои однотипные резюме веером по американскому принципу "Spray and Pray!" (Распыляй и молись!) Зачем молиться джобсикеру, когда у него все поставлено на почти научную основу?
Угроза "чересчур-квалификации"
В английском языке есть термин overqualified, обозначающий человека, слишком квалифицированного/опытного для выполнения какой-то определенной работы или занятия определенной должности. К примеру, лекальщика высшего разряда, вероятно, не стоит ставить на конвейер обтачивать однотипные болванки. Постепенно этот термин - прямо без перевода, как у нас нынче принято - завоевывает все большую популярность и на московских бескрайних просторах. Предлагаемый в заголовке перевод - лишь слабая попытка бороться с засильем у нас в языке непереваренных англицизмов.
Почему все же работодатели разных стран солидарны в нежелании брать на работу тех, кто, по их мнению, "чересчур-квалифицирован"? Многие ошибочно считают, что средний работодатель рассуждает примерно так: "Если NN справлялся и с гораздо более сложной работой, и знает так много, то уж с нашей он должен справиться наверняка - поэтому надо его обязательно взять", и потому уснащают свое резюме всеми возможными и невозможными "примочками", стремясь сделать его как можно "круче". Все это тоже, как Вы понимаете, из серии оформления для себя универсального пропуска в рай.
Джобсикеры по натуре своей борются с работодателями, но это не значит, что они их не уважают. Вот и в случае с "чересчур-квалифицированными" работодателям нельзя отказать в разумности поведения, когда они отказываются даже от бесед с такими кандидатами. Судите сами: разве не настораживает тот факт, что кандидат с такими данными ищет должность явно "ниже себя ростом"? "Если ты такой умный, то почему не богатый?" - или, другими словами, почему не ищешь работы получше? Одно из трех: или кандидат вовсе не так квалифицирован, как хочет показаться, то есть попросту врет в резюме, или он ленив и ищет легких путей, или, наконец, попросту пока еще не знает себе цену. Последнее настораживает работодателей не меньше прочего: узнать себе цену на рынке может каждый, и когда это произойдет (возможно, очень скоро), кандидат или потребует продвижения (что пока не планируется), или попросту уйдет туда, где предложат должность и оклад, соответствующий его квалификации.
А работодатель вернется к тому, с чего начал: к поиску кандидата на вакансию. Зачем же ему такие хлопоты? Не лучше ли сразу взять того, чья квалификация соответствует должности?
"Все - яд, - говорил Парацельс, - и все - лекарство. А разница лишь в дозе". Под этими словами подпишется каждый джобсикер. Простые соискатели обычно боятся только того, что они покажутся работодателю недостаточно квалифицированными для занятия должности. Меж тем очевидно, что и противоположная опасность не менее страшна.
Конечно, российским работодателям нужна далеко не только квалификация, опыт и все такое прочее. Спроси любого, и они скажут, что им нужна еще лояльность, командный дух, мотивация и бог знает что еще. Как же показать им, что Вы в состоянии дать им то, что они так жаждут? Об этом - в следующих уроках джобсикера.