Уроки ДС. Урок №6 - Наши веселые друзья

Jul 06, 2005 13:00

Итак, мой старый приятель Джобсикер продолжает давать свои уроки правильного поведения при устройстве на хорошую работу. Кто бы мог предположить в начале его преподавательских опытов, что он окажется столь неистощим в живописании различных подводных камней и хитрых обходных путей в этом, казалось бы, весьма рутинном процессе? До знакомства с ним я и сам, признаться, не догадывался, что по-настоящему эффективное искусство общения с работодателем скрывает в себе столько тайн.
А многие мои знакомые и поныне убеждены, что все премудрости джобсикеров - “или как там они называются” - от лукавого. Не раз приходилось слышать, что и мой Джобсикер слишком все усложняет. А на самом деле, уверяли меня, все просто: если умеешь хорошо работать, знаешь свое дело “как следует” - найти хорошее место для тебя не составит труда. В момент изречения столь складно звучащих истин мои знакомые, как правило, сами были очень даже неплохо устроены, делали успешную карьеру и думать не думали ни о каких переходах. Это только укрепляло их уверенность: им казалось, что они подтверждают свои слова собственным примером.
Убеждение в справедливом и разумном устройстве мира вообще свойственно людям во всех отношениях благополучным и состоятельным. Однако далеко не всем удается сохранить его при личном столкновении с суровой реальностью. “В действительности все обстоит совсем не так, как на самом деле”. Жизнь неустанно доказывает нам эти воистину пророческие слова Станислава Ежи Леца.
Эта самая действительность показывает, что работодатели - это, увы, чрезвычайно прижимистый, мнительный и придирчивый народ. Уже только найти с ними общий язык порой очень непросто, а уж завершить процесс переговоров полным удовлетворением своих высоких профессиональных, духовных и материальных запросов - вообще чрезвычайно трудная задача, которая под силу лишь настоящим знатокам своего дела. Именно они - бескорыстные исследователи психологии работодателя и специфики его требований - составляют элиту джобсикеров, людей, отдающихся процессу поиску работы с той же страстью, с какой иные посвящают все свободное время соблазнению лиц противоположного пола.
Итак! Я обращаюсь ко всем тем, кто готов слушать, для кого тема хорошего трудоустройства без блата актуальна сейчас или станет актуальной в ближайшем будущем. Повесьте ваши уши на гвоздь внимания. Джобсикер продолжает свои уроки. Ему слово!

Урок № 6. Наши веселые друзья - работодатели
“Рад вас приветствовать, уважаемые мои ученики! Как всегда, начнем с повторения предыдущих уроков. Последний из них, насколько я помню, мы посвятили вопросам доказательства работодателю своей безусловной лояльности - то есть готовности в любой ситуации в максимально возможной степени избегать причинения вреда компании - ее имуществу, доброму имени, положению на рынке и т.п. Убедить Его Величество Работодателя в своей полной и безусловной преданности чрезвычайно важно. Я знаю довольно много представителей сего славного племени, которые готовы простить работнику и недостаток мотивации (по принципу “ничего, лишь бы работал”) и даже явные пробелы в квалификации (по принципу “ничего, еще научится”)… но мне практически неизвестны такие, кто готов терпеть нелояльных сотрудников. Я говорю, конечно, о нормальных, успешно работающих на рынке компаниях-нанимателях. В тех из них, где высшие менеджеры с недюжинной энергией занимаются тем, что истово разоряют собственную организацию, выкачивая из нее все мыслимые ресурсы, лояльные сотрудники, естественно, ни к чему и могут только помешать с таким трудом налаженной деятельности.
Основной вывод урока о лояльности - в том, что данное качество, к сожалению, никак невозможно достать из кармана и продемонстрировать собеседнику, и в этом его коренное отличие от не менее важной для работодателя особенности нашего брата - позитивной мотивации на работу. Чем больше вы стараетесь убедить будущего начальника в своей лояльности, тем большие подозрения вы у него вызываете. Перефразируя Есенина, выразим эту мысль поэтически: “О ЛОЯЛЬНОСТИ в словах не говорят; о ЛОЯЛЬНОСТИ вздыхают лишь украдкой, да глаза, как яхонты, горят”. Вопросу горения глаз, кстати, - не в лирическом, а в самом что ни на есть карьерном смысле слова - мы также посвятили изрядную часть прошлого урока.
А сегодня давайте попробуем взглянуть на нашу проблему несколько по-другому. Не будем забывать, что в процессе трудоустройства участвуют как минимум две стороны. В последнее время мы основное внимание уделяли одной из них, а именно той, которую представляем мы сами. Мы изучали правильное поведение кандидата, желающего получить облюбованную должность. Отсюда все наши рассуждения о правилах написания резюме, о том, как доказать свою компетенцию, показать мотивацию и прогнать прочь малейшие подозрения в нелояльности. Однако для достижения конечного успеха надо еще и как можно лучше узнать противную сторону, которую до этого мы обычно называли одним общим именем “работодатель”. Такое обобщение допустимо на ранних этапах освоения джобсикерского искусства, но для настоящего мастерства оно недостаточно. Вспомним, что на одном из прошлых уроков я уже называл классическую цепочку “друзей джобсикера”: рекруитер - кадровик - линейный руководитель - высший менеджер.
Это всё - разные люди, общения с которыми не избежать на тернистом джобсикерском пути. Мало того, что каждый из них, естественно, обладает неповторимой индивидуальностью и личными представлениями о том, “что такое хорошо и что такое плохо”. Главное, что сама специфика их должностей также накладывает свой отпечаток на их отношение к личности кандидата, соискателя, другими словами, на их представление и оценку нас с вами.
Строго говоря, работодатель - это, как говорил чукча о Славе КПСС, “вообще не человек”. Нас нанимает на работу организация, лицо юридическое, а всех вышеперечисленных персонажей правильнее называть лицами, в той или иной степени представляющими работодателя. И представляют они его, надо сказать, очень по-разному. Даже представления об одной и той же организации- работодателе у, скажем, рекруитера и генерального директора, порой различаются настолько, что вы бы не поверили, будто эти люди имеют в виду одно и то же.
Поэтому отношение вашего собеседника к интересующему вас работодателю (в подлинном, юридическом смысле слова) непременно должно учитываться при штурме кадровых высот. Не следует питать ложные опасения, что все эти люди выступают против нас, кандидатов и джобсикеров, единым фронтом. Напротив, между всеми этими представителями работодателя наличествуют очень даже существенные противоречия, определенное недопонимание, а в некоторых случаях даже то, что на языке юристов называется “конфликт интересов”. Опытному джобсикеру грех не воспользоваться всеми этими слабостями противника. Рекруитер часто склонен не воспринимать всерьез требования кадровика, считая, что он сам лучше знает, что нужно ему и его организации. Многие кадровики, в свою очередь, настолько мало интересуются мнениями рекруитеров, что даже не знают их в лицо.
С другой стороны, между кадровиками и линейными менеджерами часто идет глухая позиционная война (перерастающая порой в открытые конфликты), за право контролировать кадровую политику компании. Линейные менеджеры подозревают кадровиков в незнании основ квалификационных требований к работникам их подразделений, а кадровики, в свою очередь, уверены, что дай они линейным менеджерам волю, как они тут же заполонят фирму случайными, непонятно откуда взявшимися людьми, думающими только о наживе, ни в грош не ставящими ни славные традиции компании, ни ее корпоративную культуру, а к тому же постоянно глядящими “налево”. И напрасно средние менеджеры ожидают разрешения спора от высшего руководства. Топ-менеджеры нередко сами уверены, что уже в силу своего положения и близости к истокам они лучше кого бы то ни было разбираются в требованиях практически к любой должности - и смело заполняют вакансии к ужасу как кадровиков, так и линейных менеджеров, руководствуясь, как они объясняют, только своей интуицией.
Впрочем, давайте, как обычно, перечислим все типажи, с которыми приходится сталкиваться джобсикеру в его нелегком, но увлекательном деле.
1. Среди первых назовем сотрудников сторонних организаций, привлекаемых к решению вопроса подбора персонала. Чаще всего это, конечно же, не раз упомянутые нами рекруитеры. При умелом использовании заход в компанию через рекруитера может принести джобсикеру массу полезнейшей предварительной информации, а также позволяет обрести временного союзника, “держащего руку на пульсе” всех настроений в стане работодателя.
Не надо только проявлять наивность и действовать прямолинейно. Некоторые романтики считают, что рекруитер является как бы естественным союзником кандидата на его пути к должности, так как вроде бы его (рекруитера) доход напрямую вытекает из факта занятия должности “его” кандидатом. Такие верят в рекруитера, как в отца родного, надеясь, что он в лепешку разобьётся ради их успешного трудоустройства.
Наивным не стоит забывать, что рекруитеру на самом деле все равно, кто именно - вы, пришедшая после вас девушка или даже случайно встреченный им в дороге попутчик - займет заказанную вакансию. Деньги он получит те же. Надеяться на особое внимание и заботу можно ровно с тем же основанием, что и ожидать, будто азартный игрок из кучи купленных им лотерейных билетов выберет один и станет ожидать розыгрыша только по нему.
В особо богатых и фешенебельных агентствах, занятых подбором на высокие позиции (должности), одинокая фигура рекруитера - лучшего друга “классных кандидатов” - распадается как бы на две, называемые “ресечер” и “консультант”. Попасть в такое агентство - уже удача, поэтому не удивляйтесь, а радуйтесь, если по телефону с вами говорил и приглашал в агентство один человек, а в офисе встречает совсем другой. Дело “ресечера” - найти и уговорить вас прийти, дело консультанта - прощупать вас на соответствие требованиям заказчика. И, если ответ “годен!” - убедить продолжить маршрут до офиса заказчика.
Признаюсь, что сам предпочитаю движение в кадровый поход именно от рекруитера. Это позволяет не просто растянуть удовольствие, но и сделать заход максимально “зрячим”, тонким и поучительным.

2. Кадровики, или, говоря точнее, специалисты и менеджеры по человеческим ресурсам - особая категория сотрудников, необходимость присутствия которых далеко не очевидна еще для многих не только российских, но и иностранных фирм. Часто смысл своей работы они видят в стремлении превратить вверенную им компанию то ли в большую семью, то ли в некое квазигосударство с собственными корпоративными законами, верностью флагу и прочими интересными атрибутами. Часто склонны переоценивать значение факторов лояльности и мотивации по сравнению с квалификацией. Некоторые из них прямо признаются, что мечтают набирать в компанию только молодых и совсем зеленых сотрудников, чтобы потом вволю заниматься их обучением и воспитанием. Если бы не сопротивление линейных менеджеров и высших руководителей, квалифицированным и опытным сотрудникам с собственными взглядами было бы вообще невозможно устроиться на работу. В нашей стране кадровики в подавляющем большинстве являются выходцами из слоев секретарей или личных помощников шефа, в один прекрасный день окончательно перешедшими от эпизодического решения вопросов персонала по личной просьбе начальника к занятию тем же того же на постоянной основе.
Если в работе с рекруитером главное - вызвать к себе интерес, то кадровика важно очаровать.

3. Линейный руководитель - непосредственный начальник. Это - тот, кто собственно и нуждается в вас по-настоящему. Успех в общении с ним будет гарантирован при соблюдении, минимум, трех важных условий:
а) Вы - настоящий профессионал,
б) Вы сумели прорваться на встречу с ним через рогатки, выставленнные рекруитером и кадровиком,
в) он нуждается в новом сотруднике - это его собственное убеждение, а не мнение кадровика или высшего руководителя. Ваше оружие в разговоре с ним - это компетентность и еще раз компетентность, а также ваша способность убедить его в том, что он сможет на вас положиться. Для настоящего джобсикера общение с линейным руководителем - подлинное отдохновение, оазис в дороге от одной должности до другой. Главное - не создать у линейного руководителя впечатления, что вы пришли или - хуже того - вас направили, чтобы подсидеть его. Несмотря на приятность, эта категория самая консервативная и менее всего заинтересованная в появлении каких-либо кандидатов.

4. Всякие посторонние лица. Многие компании, как уже говорилось на прошлых занятиях, любят пускать соискателей по кругу, так, чтобы с ними пообщалось как можно большее число обитателей офиса. Мне известно немало случаев, когда собеседования с новым сотрудником отдела маркетинга проводил, к примеру, финансовый директор, а с торговыми представителями долго и нудно беседовала офис-менеджер. Эти люди часто сами не понимают, каких, собственно, целей следует им добиваться в процессе общения с кандидатом, поэтому разговор может неожиданно коснуться самых экзотических для офиса тем: от новинок литературы до рецептов яблочного пирога. Вместе с тем, посторонних следует также и опасаться. Некоторым из них доставляет удовольствие выставить новичка в невыгодном свете или попробовать самоутвердиться за его счет. Они некомпетентны в вопросах вашей профессии и не несут ответственности за возможные результаты вашей деятельности, что дает им редкостную свободу как в общении с вами, так и в составлении заключений о вашей готовности к работе в компании. Известны случаи, когда даже бывалые джобсикеры “горели” именно на этапе общения с посторонними - так сказать, в полуфинале, даже не подержав в руках заветный приз - подлинник своего трудового контракта. Бойтесь посторонних! Их похвала ничего не стоит, их обвинения могут быть разрушительными.

5. Высшие руководители.
Высшие руководители непредсказуемы… если вы по каким-либо причинам попадаете в их лапы сразу, минуя промежуточные звенья в виде рекруитеров, кадровиков и линейных менеджеров. Их трудно понять, как трудно понять неизвестную вам, чужую организацию, не видя, что она производит и откуда черпает ресурсы. Истинный джобсикер находит контакт с высшим руководителем, рассказывая ему все то, что ему удалось узнать в процессе собеседований с линейными менеджерами, кадровиками и рекруитерами. Суметь создать по разрозненным признакам, репликам и замечаниям исполнителей и подчиненных целостный образ того, к чему стремится и что почитает важным высший руководитель - вот задача, достойная опытного и хитромудрого джобсикера, берущего в руки трудовой контракт, словно заветную чашу Грааля.

Итак, вот они, достойные противники, стоящие на нашем пути. Конечно, далеко не во всех случаях прорыва к новой должности приходится сталкиваться с каждым из вышеуказанных типов. Может, конечно, случиться так, что сам высший руководитель встретит вас у порога и проведет прямо на ваше рабочее место, быть может, даже свое собственное. Дай-то, как говорится, бог! Тем не менее повадки, привычки и предрассудки всех этих достойных граждан лучше знать, чтобы не допускать непростительных ошибок. Изучению этого, а также многих других вопросов, мы посвятим следующие уроки джобсикера.
Previous post Next post
Up