Начало ХХ века, когда Саратов был третьим по численности населения российским городом с развитой промышленностью, а также внушительным числом успешных предпринимателей, не жалевших средств не только на развитие бизнеса, серьезно отразилось на архитектурном облике нашего города. Именно в те годы в Саратове появляется множество зданий, красотой и уникальностью которых мы не перестаем восхищаться и сто лет спустя.
Одним из популярных декоративных элементов того периода была фасадная керамика. Всевозможные по форме и рисунку плитки и панно стали изюминкой и без того производящих впечатление домов
Эти изразцы являются частью фасада современной детской инфекционной больницы. Построена она была на рубеже XIX-XX веков на средства Дарьи Семеновны Поздеевой
Проектировал здание архитектор Владимир Львович Владыкин. Перед началом работы над зданием больницы он специально ездил в Москву, чтобы ознакомиться с существующими там поликлиниками и другими медицинскими учреждениями
Подробнее об этом здании можно прочитать в посте
"Саратовский теремок"
Еще одно яркое во всех смыслах здание находится на улице Киселева. Построил этот особняк для себя известный архитектор Петр Митрофанович Зыбин
Этот дом считается одним из красивейших творений Зыбина. Специалисты отмечают смешение стилей в облике строения, в том числе здесь прослеживается новый для архитектора стиль модерн, благодаря которому появились и оригинальная лоджия в виде замочной скважины, и уникальное по красоте окно, и изразцовые вставки на фасаде
Петр Митрофанович не был урожденным саратовцем. Он приехал в наш город в 1895 году, приняв предложение о работе старшим архитектором технического отдела Рязано-Уральской железной дороги, и жил здесь до самой смерти. Большинство зданий, созданных Зыбиным, до сих пор составляют лучшую часть облика старого Саратова, в том числе и его собственный особняк, который является памятником архитектуры регионального значения
Таланту Зыбина обязаны мы появлением в Саратове и одного из моих любимых старых зданий - дома Шишкиной. Построен он был в 1912 году
Увы, с тех пор многое в доме переделано и утрачено, в том числе и шикарная дверь с растительным орнаментом, а вот цветы на фасаде остались
К сожалению, изразцы не относятся к числу долговечных декоративных элементов. Саратовский климат с жарким летом и холодными зимами с периодическими оттепелями не лучшим образом сказывается на состоянии керамики. Не всем домам, к сожалению, повезло с реставрацией, некоторые здания утратили всякую надежду на восстановительные работы, а вместе со старыми строениями уходит и потрясающая работа керамистов.
Дом Иванова, который находится на улице Вавилова, уже давно выглядит очень уставшим. Здание относится к объектам культурного наследия, но никакой пользы от этого статуса нет. Как и во многих других случаях, не покидает ощущение, что все просто ждут естественного влияния времени на этот некогда очень яркий дом
Построен он был в десятые годы прошлого века. Представляю, насколько выделялись на его фасаде керамические элементы
В комментариях к
жж-посту, посвященному этому дому, я нашла информацию, что изразцы, с большой долей вероятности, были изготовлены на тверской фабрике "Товарищества М.С.Кузнецова"
Учитывая безрадостные перспективы здания, состояние которого ухудшается с каждым годом, наверняка можно было бы рассмотреть вопрос сохранения этих изразцов в музейных стенах, пока еще есть, что сохранять
Даже звезда здесь керамическая! Мы долго не могли понять, что это за материал, пока внимательно не рассмотрели уже практически утраченную звезду на соседней части здания
Гораздо больше повезло керамике, украшающей фасад усадебного дома К.К.Рейнеке. Изразцы этого дома являются, наверное, самыми примечательными и самыми значимыми с точки зрения художественной ценности
На фасаде расположены не только отдельные плитки, но целые сюжетные панно. В 2009 году в журнале «Тектоника плюс» было опубликовано целое исследование, которое архитектор Андрей Мушта посвятил майоликам особняка Рейнеке. Автор приходит к выводу, что изготовлены они были в московской гончарной мастерской "Абрамцево", создателем которой был знаменитый Савва Мамонтов.
Самое внушительное панно изображает двух танцующих девушек. В нем переплелись идея "Двух танцовщиц" Франца фон Штука и колористическое решение "Голубых танцовщих" Эдгара Дега
Поразительно, как меняется настроение этой части фасада в зависимости от освещения
Растительный мотив с завитками - один из самых узнаваемых абрамцевских сюжетов 1910-х годов. Снизу сюжет обрамляют плитки с цветами, авторство рисунка которых, возможно, принадлежит кисти Врубеля
Сюжет и автор центральной части малого панно, изображающего воинов, еще одна загадка особняка Рейнеке. Однако, как пишет А.Мушта: "сочетание сюжета, манеры стилизации и характерные приемы воспроизведения этого мотива в керамике позволяют предположить, что автором эскиза этого панно может быть Н.К.Рерих"
И обратите внимание, насколько сильно снова меняется цвет керамики, когда на нее падают солнечные лучи
Есть на фасаде особняка и еще один сюжет. Три одинаковых изразца с изображением павлина окружены переливающейся перламутром плиткой
"Почему именно эти птицы появились на стене?" - вопрос, ответ на который сегодня можно лишь пытаться угадать
В центральной части Саратова есть еще несколько зданий, фасады которых украшает керамическая плитка разных размеров и цветов, но она, хотя и является важной деталью архитектурного решения, не настолько поражает своей самобытностью.
При подготовке была использована информация сайта
"Сад Сервье"; публикации
"Майолики особняка Рейнеке", автор А.Мушта