В подростковом возрасте я был уже «отъявленным бонапартистом». Мой интерес к наполеоновской Польше начался с «Исторических повестей» Мариана Брандыса. Тогда я впервые познакомился с Марией Валевской, польской возлюбленной императора, о которой написал стихотворение:
В покоях Тюильри не спит Наполеон.
Потушены огни, опущены портьеры.
Ни шороха кругом, все погрузилось в сон,
И дремлют на часах седые гренадеры.
Вдруг тихие шаги, потом негромкий стук…
Наполеон встает и зажигает свечи.
Распахивает дверь дежурный мамелюк,
И Бонапарт выходит Ей навстречу.
«Как долго ты не шла. Я ждал тебя, Мари»,-
И сняв с нее вуаль, целует даме плечи.
«Всего-то два часа осталось до зари»,-
Бранится Бонапарт и задувает свечи.
«Она ангел, - писал Наполеон о Марии брату Люсьену. - Можно сказать, что душа ее столь же прекрасна, как и ее черты».
Известная мемуаристка наполеоновской эпохи Анна Потоцкая так описывает внешность Марии: «Очаровательная, она являла тип красоты с картин Грёза. У нее были чудесные глаза, рот, зубы. Улыбка ее была такой свежей, взгляд таким мягким, лицо создавало столь привлекательное целое, что недостатки, которые мешали назвать ее черты классическими, ускользали от внимания».
Именно такой предстает Марыся на портрете работы Робера Лефевра (Robert Lefevre, 1755-1830). Совершенно «грезовская головка»!
Этюд к тому же портрету.
Известный портрет Марии Валевской, написанный Франсуа Жераром, стал украшением Салона 1812 года! На нем мы видим миловидную, но не поражающую своей красотой женщину.
Франсуа Жерар. Портрет графини Валевской, урожденной Ланчиньской. 1811 г. Версаль.
Копия портрета Жерара из Национального музея в Виланове.
Пожалуй, лучше всего обаяние Марии передает миниатюрный портрет работы французской художницы Мари-Виктор Жакото (Jacquotot, 1772-1855) из собрания Национального музея в Варшаве.
Еще один портрет Марии Валевской, хранящийся в музее Метрополитен в Нью-Йорке.
Аллегорическая картина Юзефа Пешки «Наполеон, или Эней пробуждающий Дидону» (после 1810 г.). Национальный музей в Варшаве.
Сидящая фигура, поддерживающая лишившуюся чувств Дидону (т.е. Польшу) - Мария Валевская. Выглядит она здесь совсем дурнушкой, впрочем, скорее по вине художника.
Еще один портрет Марии работы неизвестного художника. К сожалению, фотография неважного качества.
Репродукция портрета из альбома Луниньского (Łuniński E., "Napoleon, Legiony i Księstwo Warszawskie", Warszawa 1911).
Как пишет Мариан Брандыс: «Передо мною карандашный набросок Давида, перепечатанный из книги Орнано. Ни на одном другом портрете «сладостная Мари» не выглядит такой красивой и впечатляющей. На мягком сером фоне выступает нежный овал едва намеченного лица под волной светлых волос, большие глаза с рекордно длинными ресницами, благородный нос с чуть заметной горбинкой, губы, приоткрытые в очаровательной улыбке. Это единственное изображение Валевской, оправдывающее восхищение мемуаристов и позволяющее верить, что Наполеон мог действительно влюбиться с первого взгляда».
Звучит интригующе. Но, увы, мне не удалось отыскать изображение, о котором упоминает биограф Марии Валевской.
И до кучи.
Александр Флориан граф Колонна-Валевский (1810 -1868) - сын Наполеона и Марии Валевской.
Герб графов Колонна-Валевских, пожалованный Наполеоном (1812).
Мария Валевская на марках Польши и Парагвая.