#даша #начальная школа: нутриенты, или из чего состоит еда

Sep 04, 2014 05:03



вот, например, машина, которой нужно топливо - 95ый бензин. и не дай бог залить в нее 80й или еще хуже дизель! а что же тело? ему тоже нужно топливо. поразительная способность организма - получать «топливо» из огромного количества продуктов, «раскладывать» до мелких структур, а затем использовать эти мелкие структуры там и таким образом, где они нужны. представьте, если бы человеку было предписано, как автомобилю, питаться, скажем, только грушами, а от лосося «двигатель престал заводиться»))

никаким другим способом, кроме как через пищу, человек не получает энергию и строительный материал для поддержания своей жизни (капельницы и людей, которые питаются солнечным светом, я не беру в расчет).


по сути функции пищи следующие:
- предоставлять строительный материал для постоянно обновляющихся клеток (например, клетки кожи живут 3-4 недели);
- предоставлять энергию как для внешних процессов (ходьба, плавание), так и для внутренних (активная мыслительная деятельность, терморегуляция);
- предоставлять вещества, способствующие и регулирующие процессы в организме.

для выполнения этих функций нам нужны шесть жизненно важных нутриентов (их также называют питательные вещества, питательные элементы, компоненты питания):
1) белки 2) жиры 3) углеводы 4) витамины 5) минералы 6) вода.

из этих компонентов и состоит пища: какие-то продукты содержат полный набор. яйца содержат все шесть компонентов питания, к примеру. а вот рафинированный сахар калориен, но не питателен, так как ничего кроме углеводов не дает, причем в том, виде, в котором организм их не привык получать.

белки, жиры и углеводы - это макронутриенты («макро», потому что их надо довольно ощутимое количество). они отвечают за энергию и строительство новых клеток.

витамины и минералы - это микронутриенты («микро», потому что нужное количество очень маленькое - вспомните, на пачках с мультивитаминами пишут мкг., то есть микрограммы). от них зависит регуляция процессов в теле, координация (например, витамин д отвечает за процесс всасывания кальция в тонком кишечнике).

воду часто относят к макронутриентам - ее ведь нужно много (потребность измеряется аж литрами), а иногда считают самостоятельным нутриентом. вода требуется во многих процессах (например, растворение питательных веществ, их транспортировка, терморегуляция и пр.)

ни один из этих 6 элементов не может быть заменен другим, особенно  в течение длительного времени. на протяжении нашей жизни только совокупность этих компонентов, причем в определенных пропорциях по отношению друг к другу, дает возможность нашему организму эффективно работать и приносить нам радость.

возвращаясь к автомобилю … не приходит же нам в голову использовать тормозную жидкость и в тормозной системе и в омывателе, а еще заодно и безнобак пополнить. с телом та же история - у каждого нутриента свое назначение, а тело хоть и приспособится к нехватке чего-то, но в долгосрочной перспективе будет от такой нехватки страдать, и мы вместе с ним!

в последующих постах в «начальной школе» будет более детальный рассказ о каждом компоненте питания и об их балансе!

всем хорошего четверга! даша.

посты по теме:
начинаем "начальную школу".

как альтернатива тегам - #оглавление с ссылками на все фоторецепты и прочие посты.

----- ----- ----- ----- -----
для перепоста нажмите на одну из кнопочек

подписывайтесь на нашу страничку в:

фэйсбук

вконтакте

твиттер

начальная школа, питательные вещества, нутриенты

Previous post Next post
Up