Недавно была на обучении - обучали работе с одной профессиональной компьютерной программой. Обучение строилось по схеме "Программа позволяет найти счет клиента, изменить такие-то и такие-то параметры, построить график таких и таких параметров, занести товар в каталог, просмотреть все товары в каталоге, выбрать способ сортировки - по ордерам, товарам, классам товаров, клиентам..." Слушатели очень быстро потеряли мысль - сначала они еще пытались спрашивать, для чего может быть нужно менять параметры, в какой момент "забивается" цена, и как все это соотносится с заведением нового клиента, но очень скоро сдались. Общей картины того, как работает программа, у них явно не складывалось.
После обучения я села писать организаторам письмо - возникли мысли, как улучшить подачу материала. Приведу выдержки из письма здесь - думаю, они многим могут быть полезны. Базовая идея принадлежит
Барбаре Минто - я же предлагаю один из способов применения.
Итак, проведем небольшой эксперимент. Ниже приведен текст задания - прочтите этот текст один раз и выполните задание как можно быстрее.
Карась, сова, жираф, бегемот, щука, ворона, заяц, налим, соловей, лиса, карп, утка. Запомните как можно больше существ из этого списка.
Теперь давайте проверим результат. Сколько существ удалось запомнить? Этот тест мы часто используем на тренингах, и большинство участников запоминают от 5 до 8. Всех как правило не запоминает никто, и когда мы спрашиваем почему, нам чаще всего отвечают: задание составлено неудобно. Мы спрашиваем, как сделать, чтобы было удобно, и участники обычно предлагают такой вариант.
Запомните как можно больше существ из этого списка.
Карась, сова, жираф, бегемот, щука, ворона, заяц, налим, соловей, лиса, карп, утка
А потом такой:
Запомните как можно больше существ из этого списка.
Рыбы: карась, щука, налим, карп
Птицы: сова, ворона, соловей, утка
Животные: жираф, бегемот, заяц, лиса
Этот вариант можно представить в виде пирамиды - вот такой.
Pyramid1.doc Получается, что нам удобно воспринимать факты в соответствии с двумя принципами:
1) от задачи к решению
2) от общего к частному.
От задачи к решению.
Нам важно понимать, для чего нам сообщают факты, что с ними делать, на что обращать внимание. Как это применить к нашему рассказу о программе? Можно представить себе слушателя в роли пользователя программы - что ему нужно будет сделать? "Итак, начинается ваш рабочий день. Звонит ваш первый клиент и просит уточнить, когда будет отгружен его заказ. Вы запускаете программу и находите этого клиента. Система позволяет вам посомтреть все заказы этого клиента за определенное время, или, например, все еще не отгруженные. Это делается так.... А еще этот клиент жалуется, что не получил очередную выписку по счету. Вам нужно уточнить, когда и куда была отправлена эта выписка. Это можно сделать так-то". Чувствуете, в чем разница? От подхода "У нас есть меню А, меню Б, рабочее место С..." мы переходим к подходу "Вы обычно делаете в своей работе то-то и то-то. С нашей программой это делается так-то и так-то". Согласитесь, так легче разобраться в незнакомой системе.
От общего к частному.
Мы не хотим, чтобы на нас вываливали список из 12 существ. Нам удобнее идти по шагам - сначала понять, что это рыбы, птицы и животные. Потом - какие именно рыбы и какие именно птицы. Это самый естественный путь - именно так человек учится, например, ходить. Сначала мы учимся стоять, держась за что-то. Потом делаем первый шаг. Потом отпускаем руки. Потом пробуем бегать...
Можно с такой же точки зрения посмотреть на нашу программу. Что она позволяет делать по большому счету?
Например, вести клиентскую базу, каталог оборудования, обрабатывать заказы, - и получать аналитику по клиентам, заказам и оборудованию. Все остальное можно "подвязать" к этим пунктам в виде пирамиды - как с 12-ю существами.
Pyramid2.doc И тогда рассказ может быть таким. "В чем вам помогает наша программа? Она позволяет вести клиентскую базу, каталог оборудования, обрабатывать заказы и получать аналитику по клиентам, заказам и оборудованию. Начнем с клиентской базы. Допустим, у вас появляется новый клиент. Система позволяет зарегистрировать его... Предположим, что клиент меняет адрес доставки. В системе вам нужно будет... Теперь разберемся с ведением каталога оборудования. Предположим, вы начали продавать новый вид обрудования. Чтобы его можно было заказавать, вы делаете в системе то-то..." Сначала слушатели поймут, что в целом делате программа, потом - какие операции в каждом классе им доступны, потом - через какие рабочие места и меню. Все будет в свое время.
Вот такие вещи я посоветовала в письме организаторам. Как на ваш взгляд, дельный совет? Вы бы что от себя добавили?