Издревле передавались из уст в уста жуткие легенды о несметных проклятых сокровищах, хранившихся в подземельях под горой в центре Бангкока. А любой, кто пытался до них добраться и спускался в пещеру, не возвращался. Вход в пещеру замуровали, а на вершине горы возвели храм, чтобы каждодневными молитвами нейтрализовать нечистую силу.
Дав волю фантазии и вспомнив сюжеты толкиеновского фэнтези, я бы мог наплести читателям выдуманных баек ещё и про скрывавшегося в подземельях дракона, охранявшего камень Аркенстон, обладатель которого правил бы, не зная горечи поражений, не просто Таиландом, но и владел бы всем Индокитаем. На самом же деле, холм несмотря на свою высоту в 70 с небольшим метров искусственный, однако, в золотой чеди при храме на вершине замурованы частичка праха Будды и другие священные реликвии. И вдобавок, с площадки на крыше храма открываются панорамные виды на Бангкок - крайне заманчивое предложение, чтобы начать знакомство с этим хаотичным, ярким и порою сложным для понимания мегаполисом.
Первые упоминания о храме в этом месте относятся ещё к эре в истории сиамского королевства, когда столица его располагалась в Аюттайе, а не в Бангкоке. Точная дата первой постройки нигде не упоминается, и остаётся лишь гадать, но будем ориентироваться на вторую половину XVIII столетия. Взошедший на престол нового королевства Рама I повелел отреставрировать храм. Самые ранние же страницы истории сего священного для тайцев сооружения омрачены бушевавшей эпидемией холеры, унёсшей множество жизней.
В те годы хоронить во внутреннем городе было не принято, так что тела вывозились за городские стены, и Ват Сакет наряду с ещё парой храмов стал местом кремации умерших. Кремировать всех не успевали, и пока тела лежали на жаре на прихрамовой территории в очереди на ритуальное сожжение, полакомиться мертвечиной слетались стервятники. В Тибете, например, такой ритуал "небесных похорон" до сих практикуется по причине твёрдости грунта и отсутствия достаточного количества свободной древесины.
2.
Рама III повелел возвести искусственный холм диаметром 500 метров и высотой 80 метров и построить на вершине высокую и огромную золотую ступу - чеди. У буддистов, будь они приверженцами Махаяны, Хинаяны или Ваджраяны, почитается гора Меру, являющаяся центром Вселенной. Попытка возвести земное воплощение горы Меру первоначально обернулась неудачей - зыбкая болотистая почва не смогла выдержать королевских амбиций и просела под громадным весом сырцовых кирпичей и покрытой золотом чеди. Ещё на несколько десятилетий храм забросили, растительность захватила руины, и постепенно холм становился похож на естественное природное возвышение.
Во время режима правления Рамы IV и Рамы V (вторая половина XIX столетия) холм решили существенно укрепить, чтобы избежать досадных ошибок прошлого, а также заново возвести на его вершине золотую ступу, куда в 1897м году поместили найденные на границе с Индии с Непалом и предподнесённые в дар британским правительством буддийские реликвии. Везде по интернету растиражирована русскоязычная статья из Вики, что храм переименовали в Суваннабанпхот, что в переводе с санскрита означает "золотая гора", однако, в англоязычных источниках нигде ничего и близко похожего мне не встретилось. Встречается и название Phu Khao Thong, что тоже переводится, как "золотая гора". В любом случае, если таксисту сказать "golden mount" или "Wat Saket", он привезёт Вас по адресу.
3.
В 1940х годах склоны Золотой горы дополнительно укрепили бетоном, а на вершину теперь ведёт, опоясывая холм, лестница из 318 ступеней, вдоль которой расставлены фигуры Будды и разных животных. И на той лестнице порою не протолкнуться - при довольно небольших размерах Ват Сакета он остаётся одним из самых священных храмов Таиланда ввиду хранящихся внутри чеди реликвий и потому часто посещается тайцами, особенно в ноябре во время недельного фестиваля.
4.
В моём случае посещение Золотой горы выпало на 1 января - не только в Ват Сакете, но и во всех храмах были толпы народа; то ли потому что выходной, то ли в первый день нового года принято получать благословение у монахов. К фигурам будд и учителей тайцы приносили свежесрезанные цветы лотоса, а на голову крепили резинкой бумажку красного с золотым цветов. Видимо, то самое благословение. Вообще, внутри в небольшом помещении среди сотен статуэток будд и чеди происходил грамотно организованный ритуальный процесс, глубокую суть которого понять с наскока никак не получалось, как ни подглядывал я за местными, стараясь уловить традиции. Не последний храм в Бангкоке, и тем более за всё только начинавшееся путешествие по Таиланду, думал, что ещё успею разобраться в тонкостях хоть немного.
5.
Перед смертью земной Будда Шакьямуни лёг на правый бок, чтобы войти в состояние глубокой медитации и достигнуть Паринирваны, полного просветления. В южном буддизме изображение Будды в такой расслабленной позе достаточно распространено: в Бангкоке есть храм Ват Пхо с огромной статуей Будды в таком расслабленном положении; говорить, что Будда лёг спать, по крайней мере, неуважительно.
6.
В Таиланде очень большое внимание придают тому дню недели, когда человек родился. Считается, что именно день недели определяет характер, личностные качества человека, да и судьбу в целом. И каждый день соответствует своему Будде, ведь считается, что ключевые события в жизни Будды Шакьямуни происходили в определённые дни недели. С каждым днём связывают свою планету, свои энергии и своё изображение Будды. В тайских храмах устанавливают различные статуэтки Будды по дням рождения, что каждый посетитель храма поклонялся и приносил подаяние своему Будде-покровителю. Более того, среда формально, как и в Мьянме, делится на два дня - среда-утро и среда-вечер, то есть до и после обеда.
Например, вторнику соответствует лежащий Будда перед отходом в Паринирвану. Если в Таиланде родитесь Вы в среду-утром, будет считаться, что по жизни Вам не суждено достичь высот или вообще придётся влачить жалкое существование; потому Будда держит в руках монашескую чашу для сбора подаяний. Среда-вечер даёт абсолютно противоположную картинку - возможность выбиться из грязи в князи. Будда среды-вечера сидит на троне, а у его ног разложены дары. Четверг в тайском буддизме - день медитации, и Будда сидит в позе для медитации, часто используемой невежественными туристами для фотографий на фоне чеди и других религиозных строений. Пятничный Будда скрещивает руки на груди, как символ созерцания.
7.
К растущим на склонах холма деревьям и ко множественным колокольчикам посетители привязывают пластинки с именами своих родственников и пожеланиями здоровья, излечения от болезни, благополучия и счастливой жизни. Кто знает, вероятно, и просто оставляют своеобразные записки со своими именами, как факт посещения Ват Сакета.
8.
9.
Несмотря на свой культовый статус для тайцев внутри не так много изваяний Будды и святилищ, да и на вершине рукотворного холма строителям, исполнявшим приказы короля Рамы (всех королям Таиланда после коронации присваивается дополнительное имя Рама), явно было не развернуться, как ни укрепляй зыбкий грунт.
10.
С общей высотой в 76 метров Золотая гора долго оставалась самым высоким строением Бангкока, пока её сначала не перегнал после храм Ват Арун, а затем многочисленные небоскрёбы. И по этой самой причине в Ват Сакет тоже заезжают туристы - полюбоваться бангкокской панорамой не с обзорной площадки на крыше отеля "Байок Скай", не с балкона одного из многочисленных высотных баров, а с насыпного холма, что ввиду своего центрального расположения подарит довольно занимательные слоистые виды, отражающие многогранность столицы Таиланда, в плане архитектуры уж точно. Ещё и совершенно бесплатно, если я правильно помню, за вход Ват Сакет не берут плату, либо она весьма символичная.
11.
Суть городских площадок можно не понимать: ведь одно дело - захватывающий своей живописностью природный ландшафт, а совсем другое - понатыканные человеком здания в разных стилях, наслаивающиеся друг на друга. Далеко ведь не всегда ценник за обзорные площадки оправдан и городская панорама стоит затраченных из семейного бюджета средств. В случае с крупным городом же полезно сразу словить себя на мысли: "А в этом городе точно есть, чем заняться!"
12.
Скаты храмовых крыш и иглы шпилей чеди, переходящие в будто бы созданные за пару минут клонированием фасады административных зданий, утыканные непременными кондиционерами - а попробуй выживи тут без дополнительного охлаждения! Будто бы заброшенные промышленные здания, обшарпанные многоэтажки из второй половины прошлого века и наступающие на них стройными рядами, царапающие бангкокское небо, современные офисные высотки.
13.
Хорошо видно отсюда и пиксельный небоскрёб МахаНакхон, будто бы построенный из кубиков Lego - второе по высоте здание и в Бангкоке, и во всём Таиланде.
14.
Не Дубай, а многочисленные башни строительных кранов намекают, что деньги в стране водятся, раз идёт столь активное строительство. И всё-таки такое смешение старого и нового в непосредственной близости поначалу пусть и не отпугивает, но добавляет растерянности.
15.
И что радует глаз - в Бангкоке урбанизация не вытеснила полностью парки с городских улиц, так, по крайне мере, кажется, с вершины Золотой горы. Хотя за проведённые несколько дней в Бангкоке, я до известного парка Люмпини так и не добрался.
16.
17.
18.
Забегая вперёд, ведь ещё постараюсь оформить свои общие мысли о посещении Бангкока в отдельный прогулочный пост, сразу скажу, что несмотря на раскиданные по его обширной территории красивейшие храмы и притягательный колорит многослойных видов на улицах, и панорамные виды как раз это подчёркивают, Бангкок воспринимается, как сложный механизм, чей принцип действия не ясен, а инструкцию по эксплуатации не прочитали и выкинули. И ты окунаешься в этот мир, и вроде ничего не напрягает и не тяготит, но целостная картинка, паззл, никак не складывается.
19.
20.
21.
Следующей точкой назначения после Ват Сакета в маршруте знакомства с Бангкоком значились храмы из списка главных достопримечательностей Бангкока - их золочёные шпили, как и крыша Королевского дворца, без проблем просматриваются с вершины Золотой горы.
22.
Пора проталкиваться обратно на спуск. На склонах холма установлено множество как колоколов самых разных размеров, так и массивных гонгов, окутывающих своим звоном всю округу. Считается, что, ударив в такой гонг в Ват Сакете, Вы призовёте в свою жизнь удачу и будете здоровы.
23.
24.
Подобная скульптура мне после не раз встречалась как в других храмах Таиланда, так и просто на улицах, но пока идентифицировать стоящий за ней сюжет не удаётся.
25.
26.
Подозревая, что в главных городских храмах нам придётся столкнуться с ещё большим столпотворением, уже плавясь от 30-градусной жары под безоблачным небом, мы довольно быстро словили такси и выдвинулись на дальнейшее исследование Бангкока. Keep it locked!
Другие посты о Таиланде:
Стрит-арт Бангкока
Стрит-арт Пхукет-тауна
В поисках лучшего пляжа Пхукета
Понравился пост?
Подписывайтесь на обновления журналаЕсли Вам удобнее следить за анонсами постов в социальных сетях, подписывайтесь на мои странички в
VK,
Facebook и
Instagram.