Очень правильная статья!!!
http://www.vinograd.su/upbringing/preview.php?id=43400А то как раз щас на прогулке апокалипсис новым вельветовым штанам устроили...
Итак:
Плюсы и минусы
Пастернак Н.А.Журнал:
№5 (37) 2010 г. Всегда ли уместно, воспитывая в ребенке аккуратность, ставить это качество на первое место? Аккуратность и неаккуратность - это качества, существующие сами по себе, или за ними стоят какие-то еще особенности развития и психологического состояния малыша?
Аккуратный ребенок - мечта многих родителей. Сколько сил и времени взрослые тратят на то, чтобы привить ребенку это необходимое для жизни качество!
Понимание аккуратности часто включает в себя требование со стороны взрослых по отношению к ребенку быть чистым и опрятным в любой ситуации, наводить идеальный порядок в своей комнате и т.п.
Насколько эти требования соответствуют возрастным особенностям ребенка, всегда ли уместно, воспитывая в ребенке аккуратность, ставить это качество на первое место? Об этом речь пойдет в предлагаемой читателю статье.
Может ли ребенок быть на прогулке «грязнулей»?
Часто взрослые требуют от малыша, чтобы он приходил с прогулок домой всегда чистым и аккуратным. Приведу конкретный пример.
Солнечный мартовский день. По асфальту около школы степенно вышагивает пригожий мальчик двух с половиной лет, на нем светлые брючки и курточка. Мальчик везет игрушечную коляску, рядом с ним идет довольная бабушка: внук ведет себя «как надо» - он аккуратен и чист.
В нескольких метрах от мальчика, на небольшом игровом поле, детки его возраста весело играют в мяч; из-за весенней грязи их одежда мокра и грязна. Бабушка, видя желание внука присоединиться к веселой компании, строго говорит: «Гриша! Не подходи к ребятам, испачкаешься!» И Гриша, подобно рассудительному взрослому, чинно продолжает свою прогулку. (Интересно то, что, подобно бабушкам, так же ведут себя и няни малышей - за грязный костюм родители спросят с них!)
К сожалению, описанный случай - не исключительный, а очень частый в современных городских дворах, которые просто пестрят от прелестных малышей, одетых в красивые яркие костюмчики.
Со своей точки зрения взрослый абсолютно прав - во-первых, дорогие вещи надо ценить, а во-вторых, если дети соседей ходят в дорогих вещах, почему мой должен выглядеть хуже? Но, рассуждая согласно своей логике, взрослый совсем не учитывает те законы детского развития, которые он этой своей логикой нарушает.
Итак, зачем, кроме укрепления здоровья, малышу в два-три года так необходимы не пассивные, а именно активные детские прогулки? Во-первых, есть дети, которые просто не могут подолгу быть пассивными. Это активные от рождения ребята, и если их ограничивать в проявлении активности, они из-за перенапряжения нервных процессов, в лучшем случае, станут капризными, агрессивными, упрямыми, в худшем - заболеют неврозом, который проявится в виде общей двигательной расторможенности или повторяющихся подергиваний мышц лица и тела - тиков. Именно поэтому двигательную активность энергичного ребенка нельзя блокировать - необходимо под него постоянно «подстраиваться», предоставляя своевременную двигательную разрядку.
На улице такой ребенок не захочет степенно ходить со взрослым взад-вперед, ему необходимо побегать и попрыгать. Во время этих мероприятий он, вполне естественно, будет падать, пачкая свою одежду.
Кроме этого, познавательная активность раннего детства - один из важнейших показателей общего развития ребенка. Если ребенок всем интересуется, активно осваивает окружающий мир, постоянно проявляет свое ненасытное любопытство, значит, развивается он нормально. Однако под непосредственным воздействием взрослого эта врожденная активность может очень скоро затухнуть.
К примеру, как только ребенок сможет самостоятельно ходить, он начинает активно интересоваться всем, что находилось вблизи его городского дома: соседними домами со всеми их подъездами, школой во дворе и т.д. Как правило, взрослые терпеливо ходят за малышом, не сдерживая его порывов к познанию окружающего мира. Вполне естественно, что, трогая ручками скамейки, ограды и т.п., малыш пачкает свою одежду.
Грустно, что нередко на детских площадках можно увидеть противоположную картину: взрослый упорно усаживает малыша в песочницу, из которой тот не менее упорно старается выбраться. Часто при этом побеждает взрослый, у которого на улице очень важные дела - поговорить с другими взрослыми обитателями площадки.
Вообще, очень опасно, когда ребенок часами сидит со скучающим видом в песочнице или вблизи нее, а рядом мама (или бабушка, няня и т.д) с упоением болтает с подругой. А когда в школе ребенку будет «все неинтересно» эта же мама начнет искать причину данного факта в плохих учителях, дурной наследственности со стороны мужа и т.п.
А может быть и так: при ограничении в детстве исследовательской активности вырастает хороший, покладистый человек, но… абсолютно несамостоятельный, пассивный в ситуациях, требующих активного поиска. Сформированная выученная беспомощность - такой вердикт выносят в этом случае специалисты. То есть, в детстве малыш проявлял и любознательность, и активность, но взрослые по разным причинам эту его активность ограничивали. В результате вырастает человек, которого кто-то все время должен по жизни «вести».
Итак, для того чтобы ребенок нормально развивался, он должен постоянно активно взаимодействовать с окружающим его миром, любые ограничения его активности, в том числе и те, которые оправдываются необходимостью «оставаться чистым», создают препятствия на пути интеллектуального и личностного развития. Кроме этого, маленькому ребенку постоянно нужды новые впечатления, решение все новых и новых познавательных задач, таких, к примеру, как определение того, насколько глубока лужа, в которую он постоянно норовит зайти.
Конечно, для того чтобы ребенок спокойно гулял по лужам, взрослые должны к этим прогулкам основательно подготовиться. Кроме того, что одежда на малыше в этом случае должна быть не самой нарядной, его обувь, в самом буквальном смысле, - непромокаемой, особенно весной и осенью, когда опасность заболевания велика. Портится ли хорошая обувь от таких детских «забав»? Безусловно. Но что важнее - сохранность вещи или развитие познавательной активности ребенка?
Как правило, если не думать о том, чтобы ребенок на прогулке оставался «чистюлей», и разрешать ему бегать по лужам, он, получив массу положительных эмоций от этого занятия, скоро переключается на что-то другое, к примеру, начинает, сидя на корточках около той же лужи, с помощью палочки выуживать из нее опавшие листья. Кстати сказать, последнее является прекрасным занятием и для развития мелкой моторики, и для развития воображения (ребенок, выудив очередной листик, с восторгом кричит: «Ура! Рыбка попалась»).
Поведение за столом
Кроме требования соблюдения аккуратности на улице, взрослые могут предъявлять по отношению к совсем маленькому ребенку и другое дисциплинарное требование - быть аккуратным за столом. Некоторые дети без труда подчиняются такому приказу, другие - нет. Очень часто это неподчинение связано с возрастными проблемами - ребенок в любой ситуации и любым образом отстаивает свое право общения с взрослым не с позиции младшего, а с позиции «равного» или даже «старшего».
Когда моей дочке Юле было около двух лет, она вдруг начала активно безобразничать за столом - опрокидывать бутылочку с йогуртом или кефиром на пол. Сначала девочка делала это из любознательности, ей было просто интересно посмотреть, как льется водичка. Увидев, что взрослые недовольны таким ее поведением, Юля начала экспериментировать, нарочно делать то, что «нельзя». Что было делать в этой ситуации, когда никакие словесные увещевания не помогали, а ребенок получал явное удовольствие от того, что в «поединке» со взрослым побеждал именно он?
Самой умной в этой ситуации оказалась наша собака - колли: она терпеливо подходила к испачканному полу и вылизывала его. Мы, глядя на собаку, стали делать то же самое: просто вытирать пол. Через какое-то очень короткое время Юля прекратила эти свои забавы - зачем ругаться со взрослым, который этого явно не хочет?
Описанное выше поведение типично для детей 2-3 лет: оно связано с естественным развитием ребенка, который, познавая искусство человеческих взаимоотношений, таким способом определяет для себя границы того, что «можно» и «нельзя» в мире взрослых. Реакция взрослых при этом является для ребенка уроком того, как можно выстраивать свое поведение в ситуации провокации.
Как я уже сказала, некоторые дети с самого раннего детства очень радуют своих родителей: они очень аккуратны за столом. А бывает так: взрослые за столом демонстрируют примеры того, как едят «воспитанные» люди, а детишки, словно нарочно, опрокидывают на себя все подряд. Как правило, делают они это все-таки не нарочно - из-за особенностей своей нервной системы они пока что не могут совершать точные и размеренные движения. Если не делать «из мухи слона» - не делать из данного факта проблему, постепенно все нормализуется - ребенок станет таким же аккуратным, как и взрослый. Чтобы последнее все же произошло, взрослый своим примером должен демонстрировать культуру еды, глядя на него, ребенок будет эту культуру усваивать.
Можно сделать и по-другому: к примеру, вывести неряху из-за стола, что обернется и испорченным настроением у взрослого, и истерикой у ребенка, который действительно «хотел», но «не мог» быть аккуратным. В самом крайнем случае, при крайней нетерпимости со стороны взрослого, у ребенка при каждом кормлении будет возникать чувство тревоги по поводу собственной неаккуратности. Сформированная в подобных ситуациях тревожность скажется в дальнейшем, чаще всего через невротическое развитие личности.
Ребенок и порядок в доме
Еще одно возможное требование взрослых - ребенок «должен» с самых малых лет поддерживать порядок, хотя бы в своей комнате. К примеру, в одной семье очень аккуратные взрослые запрещали своей двухлетней дочке прыгать по диванам, лазить по ящикам серванта, брать с полок разные вещи. Кроме этого, когда какая-то игрушка оказывалась не на своем месте, дома разгорался настоящий скандал.
В три года эта девочка производила впечатление «заторможенного» ребенка: она не бегала ни дома, ни на улице с другими детишками, почти не разговаривала, ее трудно было чем-то заинтересовать. На лицо были все признаки задержки психического развития…
К сожалению, описанный выше случай - не исключение: почти всегда родители навязывают ребенку «должный» с их точки зрения образ мыслей и порядок поведения. Если при этом педантичный взрослый считает, что и с появлением в семье малыша в доме должен оставаться идеальный порядок, он может помешать его познавательному развитию.
Дело в том, что «стадия беспорядка» тесно связана с общим развитием ребенка, и следует беспокоиться именно тогда, когда ее нет. При этом самый большой беспорядок создают дети в возрасте до трех лет, так как хаос для них - это возможность познавать окружающий мир. В хватании вещей, находящихся в поле зрения малыша, в разбрасывании игрушек есть свой смысл - так дети учатся пользоваться окружающими их предметами.
Когда в детской уже более старшего - трехлетнего ребенка царит полный хаос, это может свидетельствовать о его плохом настроении или «заброшенности», то есть взрослые, занятые свой карьерой, уделяют малышу явно недостаточно внимания.
Часто в разбросанных игрушках и вещах отражается несобранность малыша, неспособность сосредотачиваться на конкретном занятии. Иногда бывает так, что разбрасываются неинтересные игрушки, до которых малыш еще не дорос (к примеру, пазлы или детали конструктора).
Конечно, если ребенок воспринимает детскую как «свою территорию», если детская отражает характер своего хозяина, если там нет вещей, принадлежащих взрослым, он, скорее всего, сам захочет поддерживать в ней порядок.
Подведем итоги: минусы детской аккуратности
Итак, аккуратный ребенок чрезвычайно удобен взрослым: не надо постоянно стирать весьма дорогую детскую одежду, не надо убираться на кухне каждый раз, когда чадо поело, не надо тратить свое драгоценное время на то, чтобы убирать детские игрушки. Этот список можно продолжить.
Однако излишнее стремление взрослых культивировать в ребенке это качество может создать ненужные трудности на пути его интеллектуального и личностного развития. Говоря иначе, аккуратный «маленький взрослый» может задержаться в своем интеллектуальном развитии, может вырасти пассивным и безынициативным человеком, а может просто стать несчастливым ребенком. Вам это надо?