Соль 1

Jun 27, 2009 02:20

Что я знаю более или менее нетривиального о соли в Евангелье.
Связь с предыдущим постом (http://sashov.livejournal.com/2674.html) вроде как должна быть очевидной из текста.



Постараюсь не перечислять общеизвестного. Но для начала скажу (и эту информацию, как и многую, о которой я упомяну здесь, я получил методом "внешнего мышления", т.е. мне просто рассказал об этом с примерами человек, разбирающейся в филологии вообще и языках в частности), что Христос гораздо больше уделял внимания словам - и в частности их "внезапным созвучиям", чем это кажется из перевода. Можно еще вспомнить, что в этом смысле (да не обидится кто) Высоцкий, получается, угадал.

Теперь о соли. Обещал не говорить об общеизвестном, но всё же начать придётся, видимо, с того, что в Евангелье понимание выражения "соль земли", очевидно, в какой-то мере такое же, как и в нынешнем обычном языке. ("Что здесь первично", я не знаю, а потому об этом говорить не буду, но ясно, что "соль" - это что-то очень существенное и важное у Христа).

И повторяется несколько чаще, чем это, опять же, видно в переводе.

Например.

Один из моментов, который, как мне кажется, может вносить изрядную смуту в восприятие - момент со "сделаю вас ловцами человеков", довольно серьезно проясняется при внимательном переводе. (Я понимаю, многие скажут, что и в переводе всё хорошо, т.к. надо всё понимать правильно, а расшифровка символов очевидна, и ничего сомнительного в себе не несет. Однако лично меня это место не раз цепляло, думаю, и не одного меня). Однако если посмотреть на греческий вариант, то видно, что речь идет не о ловцах, а о рыбаках, а буквально - по корню - скорее "моряках" человеков, а корень в этом слове рыбаки/моряки - греческий корень соль.

Казалось бы, едва ли не случайность. Однако словарь преподносит еще один сюрприз: оказывается, глагол с этим корнем - в словаре совсем рядом с рыбаками-моряками - есть не один, а целых два омонима(?): один - со значением "солить", а другой - "собирать".

Так что смысловых связей внутри Евангелья оказывается несколько больше, чем казалось.
А собирание и единение в нём - это и есть во многом природа и дело тех, кого Христос называет "солью земли".

******************
Не берусь делать сильных до непосильности утверждений, но мне приведенные нетривиальности кажутся еще одним свежим аргументом в пользу того, христианам, видимо, вполне ясно и так: что собирание и единство (всех ли, или только тех, кто к нему способен - это вопрос, кажется, еще открытый) - явная и сознательная цель Евангелья.

Единственная ли? - это, очевидно, смотря что вкладывать в такой вопрос.

И хотя ясно, жизнь (о которой говорит Христос), в отличие от "простенькой модели" или теории, содержит в себе столько, что ни пером описать, и даже кажется, что кое-что еще даже и "ученым взглядом" можно попытаться угадать, но лично я, пожалуй, пока(?) не готов что-то внятное еще в этом смысле добавить.

И конечно, так или иначе, у Христа всё совсем не похоже на абстрактную ученую теорему. Я бы сказал, что скорее "совсем наобоот".
Previous post Next post
Up