французская начальная школа, что это?

Sep 16, 2015 11:22

В комментариях к одному подзамочному посту написала подробно о том, что из себя представляет французская начальная школа, решила вынести отдельным постом с добавлениями

Вообще весь период обучения в средней школе делится на 4 отдельные группы : детский сад (maternelle), начальная школа (école primaire или école élementaire), колледж (collège) и лицей (lycée). Каждая из них - это совершенно отдельная структура, географически они тоже разделены. Разве что детский сад и начальная очень часто делят одно или смежные здания, но всё равно, это разные школы.
Детские сады + началка - буквально в шаговой доступности, у нас в городе (~20 тыс населения) их 6. Нам, например, до неё 3 минуты пешком.
Колледж - совсем другое дело, они гораздо крупнее и их меньше (в нашем городе, по-моему, 2 или 3), так же и с лицеями.

Итак, начальная школа : с 6ти до 11 лет : CP / CE1 / CE2 / CM1 / CM2. Причём классы могут быть спешанными, например, в нашей в этом году 2 полных CE1, остальных по полтора, т.е. есть класс CP+CE2 (у Натана так было в прошлом году).

Как правило, учитель в классе один на все предметы, за исключением каких-то специфических занятий - это может быть художник для искусства, кто-нибудь с театральным образованием для театра, музыкант для музыки и т.д.
Каждый год учительница меняется, да и классы перемешиваются по необходимости (разбить сложные устоявшиеся группы учеников, учесть новеньких и т.д.). преподавательский состав формируется в зависимости от кол-ва классов, а те - в зависимости от записавшихся учеников. например, у нас в один год один класс закрыли, в другой - открыли два (новый квартал построили).

Где-то в середине сентября проходит большое собрание, где родители знакомятся со школой и учителями. Несколько слов о распорядке (с этим довольно строго - в школе практически нет административного персонала, директор - такая же учительница, так что как только прозвенел звонок - все расходятся по классам и школа реально закрывается), а также о принципах : непричастность к религиям, уважение, толерантность - отдельно настаивают на доверии, в том числе на доверии родителей к учителям, к их профессионализму.

Ну и дальше - уже в классах - учительница рассказывает о программе, о расписании, о классе и его жизни.
Расписание довольно жёсткое. Условно можно сказать, в день 4 пары. Именно пары, а не урока, они реально по 1:15 - 1:30 проводят между переменами. Занимаются при этом разными предметами, но всё равно - столько сидеть!
Предметы: конечно, упор на французский (чтение, письмо) и математика (в т.ч. геометрия), но есть и другие предметы, например, «мир вокруг меня» (découverte du monde), который в свою очередь состоит из разных блоков : время, пространство, общество, живая природа - у них свой огород есть, каждый год что-то выращивают. Плюс английский язык, искусство, театр, спорт (раз в неделю бассейн)

Мне понравился принцип: от конкретного в абстрактному. Например, в блоке пространство начанается с себя, друзей, класса, школы, потом постепенно расширяется до квартала, города, области, страны. То же самое со временем : начинают с секунд и минут, а заканчивают макрокартой истории Франции. В блоке «общество» дети работают над понятиями и правилами жизни в обществе, но также узнают о гигиене, религиях, безопасности (например, получают «паспорт велосипедиста» и т.п.) помню, что в прошлом году дети были в курсе почти всех ключевых арт выставок в париже и занимались в стиле отдельных художников. когда с друзьями были в музее Монэ, Натан, не помня имя художника, узнал мостик, рассказывал, что в школе его рисовали :)

Конечно, есть программа, но у учителя довольно много свободы в выборе инструментария и ритма реализации.
Помимо программы, есть ещё и поездки - театр, природа. правда, за пределы нашего городка школа не выезжает - в Париже куча детских мероприятий, устраиваемых разными музеями, филармонией... но с другой стороны, это всё-таки с детьми да в час пик - может легко на полтора часа дороги в одну сторону набежать.

Учеников в классах нашей школы «немного» - 24, тогда как норма - 28.
У Натана класс электрический : на 22 ученика 14 пацанов и самая большая проблема по словам учительницы - дисциплина и внимание. Дети легко отвлекаются (ой, у меня новые ручки - покажи!) руки-ноги крутятся и крутят всё, что под руку попадает - ломаются линейки, карандаши летят на пол, и т.д.
Мотивация балансируем между пряником и розгами  есть оценка: за хорошее поведение в прошлом году давали карточки животных, в этом - у каждого есть цветок, который раскрашивается в зависимости от поведения : зелёный, жёлтый, красный. критерии хорошести известны заранее : типа не бегать в классе, не портить имущество, не драться, не оскорблять, слушать учительницу... у них в тетрадке есть комикс на эту тему.
оценка поведения довольно прозрачна. в классе висит лист с именами, за провинности ставят крестик - на зелёный цветок нужно не больше двух за неделю, оранжевый - не больше 4х и т.д.. перед крестиком идёт сначала вербальное предупреждение.

При том, что родилей в школу не пускают - с учительницей можно сколько угодно встречаться, хоть каждую неделю - у неё есть специальное для этого время, я раз в триместр общаюсь - так узнаю, чем занимаются. есть ещё тетрадка - связующее звено, где учитель пишет для родителей и родители - для учителей. вполне рабочая схема.

Каждую неделю просят завизировать все учебные тетради - видишь, чем и как занимается ребёнок. Оценка есть, через понятия : понял, усвоил. понял, но ещё ошибается. есть проблемы понимания. вообще не понял.
для обучения (фр.язык, математика) у них очень яркие, красивые обучающие тетради, их правда приятно разглядывать и по ним заниматься. прилежание и старание поощряется. где-то раз в неделю учительница отмечает (понял, не до конца и т.д.) и если видит, что помимо правильности ещё и старался, ещё и печать какую-нибудь ставит. ребёнок горд! При этом есть и регулярные контрольные (три-четыре раза в год, иногда после завершения темы, иногда группировочно : завтра день контроля). И родители и дети потом все упражнения с оценками видят, потом табель раз в полгода обсуждается с родителем и ребёнком (вместе) - в очень всегда позитивной манере. даже когда совсем всё плохо, учитель начинает с того, что улучшилось, даже если это не всегда имеет прямое отношение к учёбе (например, слышала, как говорили - как хорошо, в последнее время Хьюго приходит в школу в форме, не уставший, это сразу столько проблем снимает!)
Табель при этом не по предметам, а по группам понятий, т.е. на математику может быть с десяток разных понятий, каждый из которых оценивается исходя из видимости учителя.
домашние задания : есть дневник, в котором на каждый день дети записывают задания. причём во многих случаях они не на следующий день, а на через несколько - постепенно приучают управлять временем.

вообще обучение автономии и ответственности - отдельная важная тема. каждый ученик за что-то ответственнен (меняются каждую неделю) - кто-то за чистоту, кто-то за сбор портфелей (что оставляем в школе, что забираем домой), кто-то за раздачу материала и т.д.

В школе всегда уживаются две структуры: собственно сама школа и всё остальное, назовём условно её прдлёнкой (équipe périscolaire).
Школа (учителя) занимаются учебной частью, а всё остальное - утро (в школу можно приходить с 7:30, обед и послеобеденный отдых, перемены, продлёнка (с 16:00 до 18:30) - это муниципальная команда. Они занимаются разными играми в зависимости от погоды и настроения.
Год назад вступила в силу реформа «ритма обучения», в двух словах : увеличили обеденный перерыв на поиграть и отдохнуть и за счёт этого добавили ещё полдня школы - у нас в среду. Так что в обеденный перерыв у них много разного на любой вкус и цвет : и спорт (футбол, настольный теннис, всякие подвижные игры), и настолки, и библиотека своя.

ещё есть родительский комитет. который три раза в год собирается вместе с учителями и продлёнкой для обсуждения всякого разного: от метариальных и логистических проблем, до вопросов успеваимости. например, помню, как-то обсуждали, как лучше помогать остающим - кто-то предлагал специальные занятия после уроков, кто-то говорил, что не надо детей выделять, так как это стигматизирует. в итоге предложили сделать час дополнительных занятий, которые открыты для всех, а тех, кто не успевает, активно мотивировали их посещать, но и других не отталкивали. я даже не ожидала такого уровня дискуссии.

К вопросу об основах общества в школе. В каждом классе выбирается хм, как бы это сказать, староста, что ли. Его роль - быть представителем именно класса перед учителем. Выборы проходят максимально приближёнными к принципам выборов вообще: сначала выясняют, кто хочет (= кто будет кандидатом), потом голосуют - у Натана есть своя выборная карточка - как у нас, взрослых - мы ею пользуемся на национальных и местных выборах.
Пример, как это работает : школа совсем новая, в прошлом году сдали. Так школьники сами предлагали как оборудовать школьный двор. Предложения обсуждали в классе, выбрали наиболее популярные, староста пошёл с ними к директору, обсуждали всей школой. Демократия!

французская школа

Previous post Next post
Up