В связи с
грядущей застройкой района за Варшавским вокзалом, попытался отметить на "Яндекс.Панораме" наиболее примечательные исторические здания, которые там находятся - по моим представлениям, составленным на основе прогулки по тем местам в начале 2012го года.
Зеленый цвет - объекты культурного наследия, пока остающиеся под охраной КГИОП. Синяя поперечная линия - граница охранной зоны ЗРЗ 2, на территории которой охраняются все здания постройки до 1917го года.
Красным выделены объекты, не имеющие никакого охранного статуса, а значит, рано или поздно обреченные на снос:
К сожалению, в зоне ЗРЗ находится только сравнительно небольшая часть местности, фактически только до южного фасада здания вокзала. На фрагменте из RGIS охранная зона выделена синей штриховкой.
К югу охраняются только отдельные объекты культурного наследия - они отмечены оранжевым цветом:
К востоку от вокзала, ближе к Обводному каналу, находится группа зданий в основном жилого или конторского назначения:
Вновь выявленный объект культурного наследия "Служебное здание в составе Комплекса построек Варшавского вокзала"
2-я пол. 19 в., авторы не установлены.
Адрес наб. Обводного канала, дом 116а, литера А.
По
данным сайта Citywalls.RU, это бывший Дом попечительства о народной трезвости.
В советское время здесь была Дорожная поликлиника ОЖД, сейчас дом принадлежит Воскресенской церкви.
Пожалуй, текущие угрозы этому объекту минимальны.
Вновь выявленный объект культурного наследия "Жилой дом (деревянный двухэтажный) в составе Комплекса построек Варшавского вокзала"
2-я пол. 19 в., авторы не установлены.
Адрес наб. Обводного канала, дом 110 (по др. данным, дом 116 корпус 2)
По данным на середину апреля 2012 года дом был полностью расселен.
Районные власти вышли с инициативой в комитет по управлению городским имуществом о приспособлении его под творческую мастерскую.
Хотя здание и имеет охранный статус, как всякая деревянная постройка в достаточно "лакомом" месте оно находится под серьезной угрозой.
Обсуждение в ЖЖ save_sp_burg: Обводный 116. угроза уничтожения памятника! >>
Вновь выявленный объект культурного наследия "Служебное здание в составе Комплекса построек Варшавского вокзала"
2-я пол. 19 в., авторы не установлены.
Адрес участок ж/д 'Варшавский вокзал-М.Митрофаньевская ул.', литера Л.
Здание стоит на границе зоны будущей стройки. Если оно потеряет свой охранный статус, то, на мой взгляд, с большой вероятностью пойдет под снос.
Неохраняемое историческое здание. Нежилое.
Адрес наб. Обводного канала, дом 114, корпус 2, литера А.
Находится в зоне ЗРЗ 2, но не выходит на уличный фронт, поэтому в случае сноса воссозданию не подлежит.
Неохраняемое здание. Видимо, жилое или было таким.
Адрес наб. Обводного канала, дом 114, корпус 3, литера А.
Предположительно, может быть историческим. Хотя внешне ничего примечательного не представляет.
К югу от предыдущего участка располагаются три пакгауза, которые к настоящему времени частично лежат в руинах, однако имеют довольно выразительные торцевые фасады. Ранее все они были вновь выявленными объектами культурного наследия, но сейчас под охраной остался только один, самый дальний. Остальные идут под снос:
Бывший вновь выявленный объект культурного наследия "Здание пакгауза в составе Комплекса построек Варшавского вокзала" (рег. номер 243.2)
1870-1880-е годы(?); конец 1900-х -1910-е годы, перестройка;
авторы не установлены (ранее датировка по списку: 1852-1853, автором считался К.А.Скаржинский).
Адрес наб. Обводного канала, дом 118, корпус 4, лит. Н, Г6
Снят с охраны приказом КГИОП от 22 июня 2007 г. N 8-103 на основании заключения ООО "АРС" (рег. N 3-4075 от 31.05.2007, согласована КГИОП 08.06.2007)
Бывший вновь выявленный объект культурного наследия "Здание пакгауза в составе Комплекса построек Варшавского вокзала" (рег. номер 243.3)
конец 1900-х -1910-е годов, автор не установлен.
Адрес наб. Обводного канала, дом 118, корпус 5, лит. Н, Г5
Снято с охраны приказом КГИОП от 22 июня 2007 г. N 8-103 на основании заключения ООО "АРС" (рег. N 3-4075 от 31.05.2007, согласована КГИОП 08.06.2007)
Вновь выявленный объект культурного наследия "Здание пакгауза в составе Комплекса построек Варшавского вокзала"
2-я пол. 19 в., авторы не установлены.
Адрес наб. Обводного канала, дом 118, корпус 3, литера Г4
Единственный пакгауз, оставшийся под охраной - возможно, из-за наиболее интересного внешнего облика. Однако я плохо себе представляю, как его возможно "вписать" в проект будущего жилого квартала. Поэтому вполне вероятно, что его попытаются снять с охраны и снести вместе с остальными.
Механический цех и малярная мастерская - на мой взгляд, наиболее интересные здания из находящихся под прямой угрозой сноса:
Угрозу их существованию представляют не аппетиты застройщиков, а планы по пробивке продолжения Новоизмайловского проспекта (трасса которого, помимо прочего, "попадает" и на территорию бывшего Митрофаньевского кладбища).
На фрагменте из RGIS эти здания выделены красным цветом. Широкие серые полосы - зоны дорожной сети по ПЗЗ и Генплану:
Бывший вновь выявленный объект культурного наследия "Малярная мастерская в составе Комплекса построек Варшавского вокзала" (рег. номер 243.6)
1850-е годы (?); конец 1900-х - 1910-е годы, расширение; середина - 2-я половина XX века, перестройки; авторы не установлены.
Адрес участок ж/д 'Варшавский вокзал-М.Митрофаньевская ул.', литера А
Снят с охраны приказом КГИОП от 22 июня 2007 г. N 8-103 на основании заключения ООО "АРС" (рег. N 3-4075 от 31.05.2007, согласована КГИОП 08.06.2007)
Бывший вновь выявленный объект культурного наследия "Здание механического цеха в составе Комплекса построек Варшавского вокзала" (рег. номер 243.11)
1898-1899 годы; 1910-е годы, расширение; середина - 2-я половина XX века, перестройки; авторы не установлены.
Адрес наб. Обводного канала, дом 118а, лит. АЕ
Снят с охраны приказом КГИОП от 22 июня 2007 г. N 8-103 на основании заключения ООО "АРС" (рег. N 3-4075 от 31.05.2007, согласована КГИОП 08.06.2007)
На мой взгляд, весьма яркое и интересное здание.
Находится в хорошем состоянии, недавно прошло ремонт. Собственник (редкий случай !) пытался оспорить результаты экспертизы и вернуть объект под охрану - но пока, увы, безуспешно.
Неохраняемая историческая застройка есть и в северо-западной части участка - там тоже есть интересные здания, хотя под текущий проект жилого строительства холдинга "Эталон" они, насколько я понимаю, не попадают:
Здание заводоуправления (рег. номер 243.14)
1890-е годы, автор не установлен.
Адрес наб. Обводного канала, дом 118а, литера Х
Снято с охраны приказом КГИОП от 15 сентября 2006 г. N 8-112 на основании заключения ООО "АРС" (рег. N 3-3748 от 06.06.2006)
Южнее бОльшая часть сколько-нибудь примечательных построек имеет пока охранный статус:
Вновь выявленный объект культурного наследия "Здание склада в составе Комплекса построек
Варшавского вокзала"
1901 г. , авторы не установлены.
Адрес наб. Обводного канала, дом 118а, литера АВ
Вновь выявленный объект культурного наследия "Водонапорная башня в составе Комплекса построек
Варшавского вокзала"
2-я пол. 19 в., авторы не установлены.
Циркульное локомотивное депо
Вновь выявленный объект культурного наследия, в списке ВВО значится как "Круглое производственное здание в составе Комплекса построек Варшавского вокзала"
1858-60 гг.., арх. П. О. Сальмонович
Адрес наб. Обводного канала, дом 118а, литера В
Здание отреставрировано по проекту архитектурных мастерских «Лявданский и Герасимов» и «Вега».
Вновь выявленный объект культурного наследия "Здание инструментального цеха в составе Комплекса построек Варшавского вокзала"
2-я пол. 19 в., авторы не установлены.
Адрес наб. Обводного канала, дом 118а, литера Н
Наконец, еще дальше к югу территория в основном пустая, основное из имеющихся там исторических зданий находится под охраной и, вероятно, избежит сноса:
Вновь выявленный объект культурного наследия "Вагоноремонтное депо в составе Комплекса построек
Варшавского вокзала"
2-я пол. 19 в., авторы не установлены.
Адрес участок ж/д 'Варшавский вокзал-М.Митрофаньевская ул.', литера Б
Еще один небольшой одноэтажный, но тоже явно исторический домик есть в самом дальнем конце участка, фактически уже на Малой Митрофаньевской улице.
Они был жилым, но сейчас заброшен и, видимо, тоже ожидает сноса.