Музыкальная пауза - 4
Вопросы политического ивасиведенья
Аврал на работе перешёл в вялотекущую фазу; классическое "
Одуванчиков дым". Ну то есть читать/писать что-то серьёзное времени и сил нет вообще. Музыку, тем не менее, слушать пока могу. Ну и нынче, после
Свиридова и
Россини, решил-таки переслушать Ивасей [1].
С удивлением обнаружил, что в списке произведений Иващенко и Васильева идёт мюзикл "Норд-Ост" [2]. Там ещё молодая Е. Гусева пела, но здесь это неважно.
Послушал, и понял, что за несколько лет восприятие сильно поменялось. Политизировалось, что-ли...
Самый известный фрагмент мюзикла - куплеты лётчиков, ака "Крыло моё".
... И всю планету поразит своим размахом
Крыло моё!
... Крыло моё, а под крылом моя земля
А под землёй руда
А из руды моя страна даёт металл
Чтоб в самолёте я летал ...
Click to view
Интонацию всего номера вместе с советской военной формой при желании можно квалифицировать как прославление СССР и советской военной мощи в частности. Можно даже на сталинизм натянуть. Учитывая, что мюзикл вышел осенью 2001-го, ощущается легкий диссонанс между этой сценкой и тогдашней политической реальностью. По крайней мере, как она мне запомнилась [3].
Жизненная и политическая позиция авторов становится яснее, если послушать архивные записи. И там - налицо очевидная невосторженность мыслей по поводу постсоветской действительности и политического курса партии.
Вот песня (как известно, слова не выкинешь). И в ней доперестроечный образ мыслей
...О, я крестился бы при слове "диссидент",
Когда бы не был убежденным атеистом.
переходит во что-то не очень политкорректное:
И вот пришла разоблачения пора, -
Коту под хвост былые темпы и проценты.
О, я кричал бы новым лидерам "ура",
Когда бы сам не записался в диссиденты.
Хотя вообще это больше похоже на верность своим принципам в меняющемся мире. В песне не указывается конкретное направление диссидентства, но предположительно - социалистическое, +/-. Особую пикантность этому придаёт карьера автора,
т. Васильева, как бывшего советника Гаврилы Принципа Попова и позже - реально крупного бизнесмена. Но в сочетании со всем остальным это, скорее, говорит не о лицемерии - а о масштабе личности. "Шоб я так жил!" (с)
Вот концерт где-то сразу после "августовсткого путча" " (UPD: дают привязку - это концерт в ДК им. Горбунова, ноябрь 1991). Приведу как исторический документ [4] эпохи:
И.: - ...когда 19-го числа произошло вот всё это ... вот эти три дня ... всё стало ясно... петь и кому-то объяснять что-то, и говорить кто хороший, кто плохой - уже поздно. ...
В.: - Звать к объединению, наверное, уже не имеет смысла. Потому что теперь спасение утопающих - дело рук самих утопающих.
И.: - Потому что люди, которые должны были объединиться - они уже объединились ...
В.: - Они теперь да, они теперь называются демократы, или там, не знаю, политики, а подавляющее большинство других людей... предоставлены теперь самим себе. И им остаётся теперь только две вещи: надеяться на собственные силы и улыбаться.
И.: - ... вот именно сейчас мы вступаем, мне кажется, в новую, совершенно огромную, эмоционально новую эпоху... Кардинальным образом изменится искусство...
И таких примеров можно влёгкую найти ещё несколько штук [5]. Короче говоря, условно-просоветская позиция авторов (они же директоры) "Норд-Оста" в принципе сомнений не вызывает.
И вот тут-то как-то сам собою возникает вопрос: а случайно ли мюзикл Ивасей попал под один из крупнейших в истории РФ терактов, а именно
Теракт на Дубровке (или просто "Норд-Ост")?
Ведь в среднем анти-советский курс властей РФ на то время - как бы ни разу не секрет, и уж сейчас-то в общем ясно, почему он такой был.
Более того, есть довольно авторитетное мнение, что
бенефициаром теракта, в случае его успеха, стал бы один очень крупный российский политик из команды ещё "архитекторов перестройки". Это значит - сам, своими руками, разрушавший старый порядок и строивший новый. То есть авторам мюзикла - как минимум политический противник [6].
Кроме "архитектурности", политик потом лет пять служил главразведчиком, а изначально - был арабистом, и однозначно имел обширные связи на Ближнем Востоке.
"...Пытался примирить центральное правительство Ирака с курдами за счёт предоставления им автономии ... однако ничего этого добиться не удалось".
Ну и на личном уровне: главразведчик страны мог и лично знать первого президента Московской товарной биржи; вполне могли даже какой-то бизнес общий делать. Москва, конечно, не маленький город (как Питер), но профессиональные круги обычно достаточно узкие и "все всех знают".
В общем, можно сформулировать актуальные вопросы политического ивасиведенья так:
1) Случайно ли мюзикл Ивасей попал под один из крупнейших в истории РФ терактов?
2) Случайно ли террористы вышли на сцену театра в момент, когда там "находились восемь артистов, одетых в военно-лётную форму образца 1940-х годов"?
3) Насколько можно доверять википедийной хронологии теракта и вообще вышеизложенному?
4) Как не впасть в конспирологию?
UPD: и, пожалуй, всё-таки -
5) Почему восстановленный мюзикл не пошёл в гастрольной версии? Обрывочные сведения можно понять так, что дело было не в публике, а в принимающей стороне.
Ивасивед из меня очень так себе, так что ответов я не знаю. Но - основа для романа/политического триллера вполне себе готова.
Уступлю авторские права за скромные 10% от гонорара в денежном исчислении.
:)
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Не сказать, кстати, чтобы музыка Иващенко была сильно примитивнее того же Свиридова. Стиль другой и инструментов меньше, да. Но имхо - вполне сравнимо. Хотя, конечно, у всех есть то, что мне нравится, и то что нет. Исключений вообще не припомню. Разве что - в юности; было дело :)
[2] "Норд-Ост" (а не "Два капитана") - это, я так понял, отсылка к ранним, студенческим, произведениям тех же авторов.
[3] Конкретно в 2001-2002-м мне было в общем не до политики (от слова совсем), но что-то конечно оседало.
[4] Запись "04.(разговоры)" отсюда:
https://vk.com/audios-12903060 [5] Примеры невосторженного образа мыслей в песнях: "
Дети тишины", "
На Киевском вокзале", отчасти
Пикник в Заветах Ильича" - это из того, что навскидку.
А, ну и
Сказание о новых временах в селе Непутёвка, конечно.
Комментарии-2013:
В.: - ...была написана в конце 80-ых [есть указание на 1987 - П.С.], и тогда она вспринималась как хохма ... мы эту комическую ситуацию в песне описали ...
И.: - Не предполагали, что через 25 лет ничего не изменится.
В.: - ... А через 25 лет всё сбудется!
И.: - С точностью до. Ну, кроме мелких примет того времени. Извините, там есть некоторые реалии конца 80-х ... UPD: Имхо, "граф Цимлянский, борец против пьянства" - это прямое указание на Горбачева. И далее "хоть дворянство и наш рулевой" - это калька с лозунга "Партия - наш рулевой",
см.
[6] Ещё одна загадка про совпадения: "По приглашению главного редактора арабской редакции Главного управления радиовещания на зарубежные страны Сергея Каверина ... поступил на работу в эту редакцию". Каверин (Венеамин) - это фамилия автора романа "Два капитана", из которого Иваси сделали мюзикл. Родственник, однофамилец?
Учитывая то, что Венеамин Каверин - это лит. псевдоним.
//Корр. 2021/06/29