Возможно первый документальный фильм о системе развивающего обучения, снятый А.К. Дусавицким на Харьковской студии телевидения в 1969 году. Об истории фильма здесь.
Наше светлое будущее - это наше светлое прошлое. В фильме сделана слабая попытка показать те, действительно впечатляющие, результаты которых удалось добиться советским педагогам новаторам, разрабатывавшим методы и методики развивающего обучения. Из фильма трудно понять, в чем сущность такого подхода, но этот пробел можно восполнить, если прочитать книгу этого же автора и с таким же названием. Следует сказать, что за успешными результатами этих экспериментов стоит методология Григория Щедровицкого. На языке методологии сущность развивающего обучения заключается в том, что процесс обучения сводится к процессу фасилитации (управляемой коммуникации). В школу и в педагогику фасилитация пришла уже после того, как ее методы были отработаны в ходе методологических ОДИ (объектно-деятельностных игр). Пришла и … кажется, ушла, а ушла потому, что не владеют наши педагоги методами фасилитации; их, насколько можно судить со стороны, этим методам и не учат.
Методология Щедровицкого и система развивающего обучения появились примерно в одно и то же время - в конце 50-х. Поэтому тут сложно говорить о том, что РО опирается на Щедровицкого. Скорее, это разные реализации сходной системы идей.
В эпоху Марии Монтессори никакой методологии не было и в помине. Почти сто лет спустя отец-основатель методологии Григорий Щедровицкий решил применить свои методологические наработки в развивающей педагогике, но не успел он осуществить задуманное. Развивающая педагогика работает с детьми, методология - со взрослыми людьми, и к сотрудничеству друг с другом они не стремятся, что говорит о незрелости обоих. Но развивающая педагогика может быть названа методологией работы с детьми, а методология - развивающей педагогикой для взрослых, поэтому их единство - это оптимистическое заглядывание в будущее, в котором использование методов той и другой будет массовым и повсеместным. Пока же с сожалением приходится констатировать, что от этого будущего система образования в России отдаляется все дальше и дальше. Места, где культивируют развивающую педагогику - они как оазисы в пустыне - только и остается надеяться, что, может быть, вырастет в этих оазисах то, что сделает будущее России более светлым, чем оно сейчас видится.
Comments 4
Следует сказать, что за успешными результатами этих экспериментов стоит методология Григория Щедровицкого. На языке методологии сущность развивающего обучения заключается в том, что процесс обучения сводится к процессу фасилитации (управляемой коммуникации). В школу и в педагогику фасилитация пришла уже после того, как ее методы были отработаны в ходе методологических ОДИ (объектно-деятельностных игр). Пришла и … кажется, ушла, а ушла потому, что не владеют наши педагоги методами фасилитации; их, насколько можно судить со стороны, этим методам и не учат.
Reply
Reply
Развивающая педагогика работает с детьми, методология - со взрослыми людьми, и к сотрудничеству друг с другом они не стремятся, что говорит о незрелости обоих. Но развивающая педагогика может быть названа методологией работы с детьми, а методология - развивающей педагогикой для взрослых, поэтому их единство - это оптимистическое заглядывание в будущее, в котором использование методов той и другой будет массовым и повсеместным. Пока же с сожалением приходится констатировать, что от этого будущего система образования в России отдаляется все дальше и дальше. Места, где культивируют развивающую педагогику - они как оазисы в пустыне - только и остается надеяться, что, может быть, вырастет в этих оазисах то, что сделает будущее России более светлым, чем оно сейчас видится.
Reply
Reply
Leave a comment