Часть 4. Мы стояли на берегу неспешно бурлящей Кыргызской речки, наслаждаясь теплом и солнцем. Какой по счету шел день путешествия мы давно сбились, да и не хотели считать. Стоя на зелёной травке босиком, мы с облегчением снимали всю тёплую одежду, вынимали подкладки из мотоштанов и курток, щурились на теперь уже греющее солнце и кайфовали. От перехода с -10 до +25 после каких-то 180 км пути ощущался просто фантастический контраст. Теперь мы попали снова в теплый, равнинный и обжитый мир, к тому же еще и асфальтовый.
Решили не ночевать в неспокойном Оше, не ища себе лишних неинтересных приключений, и сразу двинулись в Джалал-Абад, по дороге избегающей пересечения границы с Узбекистаном. Первоначально мы собирались добираться до Шымкента через Ташкент, но решили что от Узбекских границ можно ожидать чего угодно, и спокойнее и быстрее будет объехать его по территориии Кыргызстана. В Джалал-Абаде, знаменитом своим военным аэродромом, мы заселились в какую-то гостиницу по 50$ за номер. Счастье привалило. Наконец-то мягкие кровати, наконец-то горячая вода из крана, пластиковые окна, душ! Такого мы не видели уже почти неделю, цивилизация... Пошли в ресторан напротив гостиницы, попробовали конскую колбасу, которую Майк вез из самого дома, заботливо замариновав по дороге октан-корректором и вообще держал для особого случая. Полностью развязавшийся от веганства Дима грустно ел коня. Молодая официантка с большим трудом изъяснялась на русском, в меню тоже не было русского дублирования, короче съели то, что приятнее звучало в кириллической транскрипции. Помылись, застирали одежду, я смог выйти в интернет и послушал через гарнитуру Весну Дельфина. Весь этот контрастный день музыка настойчиво звучала у меня в голове... Мы находились в 3300 км от дома, теперь пришло время возвращаться.
Для того чтобы доехать до Шымкента с утра пораньше выдвинулись в Тараз, путь в который лежит через Талас. Майк жестко следил за кучностью группы, потому что ехать было весьма опасно. Забавно то, что мы даже пешком уже ходили в порядке Дима - Олег - Саша - Майк. Только у меня была привычка оставлять дистанцию до Олега, но было очень плохо в условиях загруженных дорог этих стран. Гораздо безопаснее идти кучной, но подвижной шахматной структурой, не давая даже намёка на возможность вклиниться между нами. Культура вождения в Кыргызстане очень неразвитая, что стоят только два чучмека, остановившиеся выразить нам своё почтение, водитель и пассажир, оба два еле стояли на ногах т.к. были изрядно в говно. По пути были довольно интересные серпантины, наконец-то было где позакладывать по асфальту. Больше всех резвился Дима, выработавший технику синусоидально-резонансного закладывания мотоцикла в повороты, нетребующую задней подвески. В целом, Киргизия и Памиро-Алай показались нам Памиром Light Edition в плане эмоций и зрелищности. Сюда можно съездить, если стоит цель не лезть на бездорожье, или если путь протекает куда-то на восток. Доехать до конца перевала к Сары Таш и повернуть обратно, либо уйти на Китай. Но следует быть предельно внимательными, много аборигенов здесь с сознанием 14-ти летних ёбнутых в плохом смысле детей.
Граница представляла собой особый цирк, колоритный и аутентичный. Если граница Узбекистана и Казахстана со стороны Бейнеу прочно ассоциировалась с фильтрационным пунктом в концлагере для военнопленных, то граница Кыргызстана с Казахстаном более всего походила на запертых в банке блох. Местные поклоняются Ордену Броуновского Движения, и ведут себя в соответствии с его правилами. Более тяжёлые частицы, на машинах, задорно расталкивают бампером более мелких пешеходных частиц, пешеходные частицы прокидывают свой шмурдяк через головы других и пролезают за ним следом. В условиях приближения к воротам или паспортному окну последнее превращается в сильный аттрактор, заметно увеличивая агрегатную плотность скопления и кинетическую энергию каждой структурной частицы. Для ВИП-частиц в нашем лице пограничники попытались создать какие-то условия и перестали пускать местных после нашего захода в очередь толпу к паспортному столу. Наконец, мы оказались снова на территории Казахстана.
От Тараза до Шымкента всего 180 км, но солнце уже было у горизонта, так что доехать посветлу мы не успевали. В самом Таразе гостиница активно ремонтировалась и оставаться в ней не хотелось, нам посоветовали другой вариант в нескольких десятков километров. По пути к отелю нам предстала примечательная картина: абсолютно гладная зелёная степь с ровной текстурой. В какой-то момент она, никаких не меняя текстуры и цвета, вдруг начала топорщиться холмами между которых лежала дорога. Выглядело это всё как матрица поверхности в плохо проработанной компьютерной игре, а вокруг абсолютно ровный цвет закатного неба. Какой-то сюр.
Гостиница была шикарной, самой лучшей за всё время путешествия. Мы не смогли достаточно четко определить, за счет чего такие капиталовложения должны будут отбиться, потому как сделано всё было на весьма высоком уровне. Одноместный номер стоил нам в 2500 руб, хотя в пригороде Москвы это удовольствие было бы дороже раза в 3-4. Грустно было в тот вечер, всё самое интересное позади, единственное что было впереди - это Байконур, и 2500 км по степям до дома.
С утра двинулись в Шымкент, по дороге познакомились с местными гаишниками. Удалось отделаться без штрафа по превышению. В Шымкент приехали днем, было жарко, к тому же дом Марата нашли не сразу. Очень сильно чувствовался контраст по отношению к нам - в Узбекистане или Таджикистане к нам припаркованным на тротуаре сами подошли бы и помогли всем чем в силах - то в южном казахстане на тебя будут бросали косые взгляды и иногда делать вид что не понимают по-русски. В первом случае ты их Гость, во втором - ходячий кошелек, который просто не всем по зубам. Хотя казахская молодёжь русский здесь дейсвительно не знает. В последствии с каждым часом проведенным в южном казахстане лично у меня всё сильнее крепла неприязнь к южным казахам. Не очень хочется возвращаться сюда вновь, примерно как проходить мимо давно неубираемой мусорки в августе.
Единственное что нас грело в этот день - мы встретились с Маратом из Алькашей. В доску свой путешественник, постоянно помогает людям, проходящим транзитом по Азии, а его дом с гаражом - настоящий опорный пункт. Оказалось, что мы опоздали на час и Вард вот у нас из-под носа уехал наверх в Байконур, опередив нас на сутки. В этот день было чем заняться троим из нас - Олег и Дима уехали с задними колёсами менять пришедшую на поезде резину, я занялся заклёпкой левого кофра и отбалансировал переднее колесо. У Марата в наличии были и заклёпки, и заклёпочный пистолет, и балансировочная подставка и грузики. А так же например все фильтры на 990 адв, хотя таких ктмов в городе нет ни одного. Мы были очень рады знакомству с Маратом, жаль такие люди встречаются не так часто, как хотелось бы.
С утра выдвинулись в Байконур. Нужно было проехать 700 км, что в целом не являлось особой проблемой, если бы не два фактора: менты и задняя резина Олега. Второе доставило нам неприятности первым делом. Наблюдая, как заднее колесо XR переставляет иногда с амплитудой в 25см и слушая маты в интерком, в меня закрадывались определённые опасения, передаваемые другим членам группы. А когда Олег передо мной не смог выехать из весьма миниатурной асфальтовой колеи при обгоне и ушёл от встречной машины на обочину, мне стало страшно за исход всей поездки. В результате мы проверили давление в балоне, посадку, восьмёрки на колёсах, люфты маятника, прогрессии, аммортизатора, затянули потуже крепление рулевого подшипника, попробовали поменять местами втулки колеса (не получилось), но всё было напрасно. Кое-как добрались до Байконура, не найдя решения ситуация. Далее на повороте, на ЖД переезде без осевой разметки, наши легкие энтуристы обогнали машину как-бы в своей полосе, хотя кого тут обманывать. Вполне закономерно пасущиеся впереди менты, т.к. пасётся их тут немеряно, тормознули нас. Дима пошёл общаться, а мы культурно присели в теньке под деревом, не проявляя особого интереса к проблеме. Через десяток минут Дима сообщил, что какие-то они несговорчивые, говорят, что нарушение серьёзное и настойчиво требуют документы и вообще сообщают, что по нашей дороге далее транзит запрещен и нас завернут на стационарном посту. Не долго думая принимаем решение просто уезжать. Без лишних движений надеваем шлема, садимся на мотоциклы, и просто спокойно уезжаем. Давясь от хохота я наблюдал за удивленными лицами, взирающими нам вслед. Когда было ясно, что погони за нами нет, притормозили и договорились проскакивать стационарный пост в любую щель не останавливаясь, ведь стрелять они точно не будут. В конечном итоге мы увидели знак запрещения транзита, но не увидели никаких намёков на пост до самого Байконура. И на заметку, самое главное развлечение ментов на территории Казахстана и Узбекистана - знак СТОП. Они могут смотреть бесконечно на три вещи: насвай, стрясываемое бабло и на тормозящие перед СТОПом машины.
Недалеко от КПП нас встретили Байконурские мотоциклисты с разрешениями на въезд и проводили через границу до гаража. Мы снова на территории России! А вокруг снова свои люди - мотоциклисты. Чувствовали мы себя как дома, спасибо огромное парням, приём был просто лучше некуда! Нам устроили полную культурную программу, жаль только в наше пребывание не было запусков, и нас не пустили на стартовый стол. На второй день ребята радушно сообщили, что наши мотоциклы у них в гаражах и пока мы не отдохнем с дороги хрена они нас куда отпустят )) Пришлось отдыхать и закупаться сувенирами, чему я был только рад.
Это автографы всех космонавтов и астронавтов, стартовавших с Байконура.
Крайняя справа это Н1, левее - "Энергия".
С утра выдвинулись в финальном рывке до дома, оставалось каких-то 1700 км. Было много ремонтов дорог, очень часто мы ехали по частично построенной дороге, преодолевая блокирующие насыпи там, где не проезжали машины. Очень запоминающийся момент, как мы лавируем между экскаваторами и катками, строящими в это время дорогу, на фоне закатного солнца. Жаль не снял на видео. Остановились на ночь в Актобе, решили продолжать идти по Казахстану, и выйти на Саратов через Уральск.
Стартанули утром, весь день снова обычная работа. Водят здесь вполне приемлимо, дороги часто загружены, но качество покрытия успело ухудшиться. Ближе к границе с Россией, километров в 100 до неё качество дороги падает очень сильно. Как-будто через каждые 80-100м закопан лежачий полицейский + следы бомбежки. На обычной машине люди здесь ездять по грунтовым обочинам не больше 40, мы старались держать 80-90 по асфальту. Наконец граница с Россией, а на таможне мы практически одни, людей нет совершенно. Но всё четко, проходим без заминок, попадая в родные просторы. Вспоминаем Алика из Таджикистана, прикидываем поедит ли кто из служащих саратовской таможни фактически безвозмездно помогать при каких-нибудь проблемах...
Едем, вокруг на солнце сверкает кавыль. Въезжаем на новый пост с Энгельской стороны уже давно затемно. Вот мы и дома, приехали. Носило нас черте где 23 дня и наконец-то мы вернулись целые и невредимые на малую родину. Снова накатывает эйфория, мы сделали это! Прощаемся, и неспешно движемся по домам, на заслуженный, уже лежачий отдых.
Результатом этой поездки, в числе прочего, стал этот короткий клип. А на подходе часовое видео с интервью и деталями, честное пионерское.
Click to view